Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака на наш сайт! Исчезли все иллюстрации. Но главное ведь это - текстовый контент ;). Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by on our site! All illustrations are gone. But the main thing is text content ;). So we will win!

суббота, 6 августа 2022 г.

Владимир Качурин: «Тюлений народ» шотландской мифологии. Кто такие селки (шелки) и почему шкура — это символ свободы?

На изрезанных фьордами Шетландских и Оркнейских островах люди издавна сосуществовали с тюленями. Там и возникли легенды о людях-тюленях. О чем они повествовали и при чем тут генетические заболевания и древний народ пиктов?

Кто такие селки?

В мифологии Шотландии, Ирландии, Исландии распространены устные предания о селки, по-другому — шелки.

Се́лки (ше́лки) — это тюлений народ, способный снимать шкуру и принимать облик человека (распространено выражение «длинноногое обличье») в новолуние и полнолуние, когда сила Луны особенно велика.

Селки — потомки людей, так или иначе превращенных в тюленей. Но в преданиях они обычно боятся людей, хоть и происходят от них. Здесь нужно помнить о том, что фольклор основан на бессознательном объяснении мира, отсюда и непонятный страх перед прародителями.

Для чего селки иногда всё же снимают шкуру и обращаются в человека — и что страшного в самом человеке, которого они остерегаются? Давайте попробуем разобраться в этих (и не только) вопросах.

Непривычное слово: об этимологии термина «селки» (selkie)

Отметим, что в этом сочетании гласных и согласных слышится некая мягкость. Англоязычные источники указывают на происхождение слова от шотландского selch, что дословно переводится как «серый тюлень». Помимо слова «селки» существуют и уменьшительно-ласкательные формы: силки, сейлки и т. п.

Кстати, в русском языке также встречается переход согласного «с» в «ш» (сравните «квасить» — «квашня»). 

Оркнейские и Шетландские острова — архипелаги сказаний о селки

Именно география распространения сыграла определяющую роль в том, что сказания о селки полны изящества и морской красоты. Фольклор о людях-тюленях возник на северных островах Шотландского архипелага: Оркнейских и Шетландских.

Эти северные архипелаги выглядят очень поэтично, их ландшафт одновременно равнинный и холмистый. На островах нет лесов, потому что там вечно дует сильный ветер с моря — деревья не приживаются при такой ветреной погоде. Но, конечно, в этом северном свинцовом небе есть своя притягательность и вневременность.

Береговая линия островов изрезана глубокими ущельями, местные жители называют их voes. При этом тюлени, коренные обитатели архипелагов, на берегах образуют лежбища. Следовательно, с незапамятных времен люди и тюлени на островах существовали рядом.

На архипелагах преимущественно живут тюлени обыкновенные (лат. Phoca vitulina), которые бывают коричневого, рыжеватого или серого цвета. Они заселяют скалистые места.

Также там водятся тюлени длинномордые (лат. Halichoerus grypus), характерная черта которых, как понятно из названия, — длинная морда. Окрас у них серый, темно-бурый, иногда почти черный, а брюхо обычно светлое. А вот их детеныши остаются белыми в течение нескольких недель после рождения.

 О селки


Детеныш-селки фигурирует в качестве главного персонажа в мультфильме «Песнь моря».

В 2014 году ирландский режиссер Томм Мур, хорошо знакомый с шотландскими преданиями, которые тесно переплетены с ирландским фольклором по причине близкого расположения территорий и взаимовлияния культур, художественно соединил и оформил кочующие сюжеты многочисленных средневековых преданий о селки. И получился душевный, пронзительный и невероятно красивый мультипликационный фильм.

Сюжет мультфильма сразу привлекает внимание. Земной мужчина полюбил девушку-селки. У них появились дети: сначала мальчик, потом девочка. Но девочку матери пришлось рожать в море, после чего женщина погибла. Сыну от нее осталась раковина, которая воспроизводила чарующий шум моря и издавала волшебные звуки, если в нее подуть, но на это была способна лишь рожденная в море дочь — Сирша. Она, как и мать, селки. Бессознательно девочка слышит зов моря, природу которого не может понять до тех пор, пока не находит маленькую белую шкуру. Это и есть то самое истинное «я» Сирши — шкура, чтобы принять обличье селки.

Маленькие брат с сестрой проходят испытания (сюжет вечного возвращения, по Борхесу), помогают древней богине-матери снять проклятие со своего бога-сына, видят собственную умершую мать в закатных волнах.

Сирша, понимая, что она — селки, делает выбор в пользу человеческого начала ради отца и брата. Свобода моря отходит на второй план перед теплом родственных отношений. Это важный смысловой поворот, резко отличающийся от средневековых преданий, в которых все селки (матери или дети) всегда выбирают море.

Кстати, имя маленькой Сиршы (Saoirse) с ирландского переводится как «свобода». Свобода первостепенна для селки: свобода моря и свобода выбора собственного «я».

Теперь можно выделить один из типичных сюжетов средневекового шотландского (ирландского) фольклора — о женщине-селки и обычном мужчине. Для примера — сказка о деве-тюлене на русском языке, в которой представлены основные этапы типичного сюжета: встреча, сближение, рождение детей, уход девы-селки из земного дома и ее возвращение в море.

Итак, всё сводится к внезапному чувству любви земного мужчины к необычайно красивой деве-селки, которую он видит в полнолуние или новолуние, когда она скидывает свою прекрасную шкуру и обнажает человеческую природу.

Мужчина всегда вынужден прятать эту шкуру, а деву-селки он берет в жены, искренне полюбив. Обычно в преданиях земные мужчины привлекательны для дев-селки, и селки не могут противостоять их чарам.

Становясь женами, селки рожают детей, почти идеально ведут хозяйство, но вечный зов свободной души заставляет их стремиться к волнам и в конце концов покидать земную семью. Зов моря гораздо сильнее зова семьи и крови.

Как правило, однажды в отсутствие мужа селки находит спрятанную шкуру, облачается в нее, целует на прощание детей и навсегда уплывает за своей свободой.

В фильме «Тайна острова Роан-Иниш» (1994) режиссера Джона Сейлза используется типичный сюжет о деве-селки, которую взял в жены земной мужчина. Она родила ему детей и покинула семью ради моря.

Отличительной чертой картины является композиционный прием — рассказ в рассказе, который и включает в себя легенду о деве-селки с острова Роан-Иниш. Интересно, что название Роан-Иниш переводится дословно как «остров тюленей».

Конечно, создается впечатление, будто ластоногие — короли шотландской земли: это их земля, это их мифы.

Шире, чем персонаж: мифологема «селки»

Селки, по сути, мифологема в более узком смысле этого слова. Конечно, традиционной мифологеме, по К. Юнгу, присущ более широкий смысловой охват и культурная репликация.

Мы выделили для селки такие черты мифологемы: имя персонажа, наполнение имени особым мифическим содержанием, которое структурирует мир, переход от одной культуры к другой и охват нескольких стран (Шотландия, Ирландия, Исландия и др.).

«Мак-Кодрам тюлений»

Еще одна сказка с типичным фольклорным сюжетом о деве-селки и земном мужчине «Мак-Кодрам тюлений» опубликована в книге 1967 года «Шотландские народные сказки и предания» (Scottish Folk-tales and Legends) в переводе с английского М. Калягиной-Кондратьевой. В этой сказке (помимо уже знакомого сюжета) приводится одна из мифологических теорий происхождения селки.

Согласно ей, люди-тюлени появились в результате проклятия морской ведьмы, которое она наложила на детей морского короля. Только раз в год селки могли принимать человеческое обличье и только на сутки, но при этом у них, как бывших детей моря, остался прекрасный голос, чтобы петь морские песни.

Родрик Мак-Кодрам был рыбаком и жил на одном из островов Гебридского архипелага Шотландии.

Рыбак, по обыкновению, украл шкурку, не зная, кому она принадлежит, пока люди-тюлени танцевали. Потом к нему пришла морская дева — чтобы забрать шкуру, но рыбак не отдал ее, а решил, что дева скрасит его одиночество. В итоге они создали семью, родили детей. Всё это время морская дева тосковала по своим братьям и сестрам.

Однажды от порыва ветра дверь захлопнулась — и тюленья шкура выпала к ногам прекрасной селки. И хотя прошло уже много лет, зов моря не стих в ней. Она попрощалась с детьми — и навсегда уплыла, напевая песнь морского счастья и отказа от счастья земного, а рыбак до конца жизни тосковал по ней и не охотился на тюленей.

В этой средневековой сказке видно трепетное отношение к тюленям как к разумным существам. В ней сказано, что люди всегда боялись причинить зло тюленям, ведь это влекло за собой большое горе. Это отличительная особенность фольклора, в котором отразилась многовековая традиция охоты на ластоногих. Ближе в XX веку промысел пошел на убыль, но в поверьях людей всегда существовала идея кары за зло, содеянное над тюленем.

Отметим, что сказкам о тюленьей невесте был присвоен номер ML 4080 в соответствии с системой классификации мигрирующих сказок фольклориста Рейдара Кристиансена (1886–1971). А сами истории о девах-селки признаны относящимися к мотиву девы-лебедя.

Объяснение легенд о селки

В давние времена многие физиологические состояния были неизлечимы, более того — их появление никак нельзя было предугадать. И когда дети рождались с физиологическими аномалиями, попросту говоря, уродствами, то в этом было принято винить мифологических существ — скажем, фей.

Например, сегодня мы знаем, что перепонки между пальцами у человека возникают в результате синдактилии — наследственного роста кожи, из-за чего руки напоминают ласты. А в Средние века люди, видя такую аномалию, сравнивали перепонки у тюленей с людскими и объясняли их появление мифическим происхождением селки.

Другую версию предложил фольклорист и коллекционер Дэвид Мак-Ритчи, живший во второй половине XIX века. Он предположил, что древние поселенцы в Шотландии встречали пиктских женщин и женились на них. Из-за национальной одежды — накидки из тюленьей шкуры — женщин ошибочно идентифицировали как селки и приписывали им мифическое происхождение. Возможно, наблюдения за пиктскими женщинами, снимающими одежду или лежащими рядом со шкурами на скалах, могли привести к вере в их способность превращаться из тюленя в человека, то есть становиться селки.

Найденные ответы

Итак, для чего же, исходя из средневековых сказаний, селки иногда снимают шкуру и обращаются в человека? Всё объясняется их нечастым возвращением к человеческим истокам, ведь при превращении в тюленя магия заложила в них и превращение в человека.

Что же страшного в человеке, которого остерегаются селки? В самом человеке — ничего, страшны лишь его деяния, к примеру промысел на ластоногих. Отсюда и поверье, распространенное на Шотландских островах: если причинишь тюленю зло, жди беды.

Шкура селки — это свобода? Да, это символ той неограниченной и необъяснимой свободы, которая идет от ритма моря и зов которой заглушает плач маленьких детей и слезы любящего мужа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

* "Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.),
* "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"),
* "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20);
* "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е);
* "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха);
* "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази);
*"- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* У каждого человека свои звезды" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* "
Мир состоит из звёзд и из людей" (
Эмиль Верхарн);
* "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек);
* "Я искра в бесконечности светил. Я сделаюсь звездой. Я знаю, кто я есть, куда иду – я знаю" (Хосе Лопес Портильо, «Пирамида Кетцалькоатля»);
* "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Личностный консалтинг - новое направление консалтинга, связанное с индивидуальным консультированием по проблемам взаимоотношений между людьми, организации индивидуального ритма и темпа жизни, формирования жизненной позиции. В отличие от психологических консультаций, направленных на решение психологических проблем личности, личностный консалтинг ставит своей целью создание стратегий личностного развития, отстройки сознания и мировоззрения, усовершенствования системы отношений.