воскресенье, 15 декабря 2024 г.

Элиягу Гер-Харарим, Ph.D.: Человек - это макрокосмос или микрокосмос? (из книги "LIBER INTELLEGENTIA DENUDATA")

В отличие от своих предшественников, как античных, так средневековых и ренессансных, рассматривавших
человека как микрокосм, отражающий в себе общие закономерности «большого» мира, итальянский монах-доминиканец Джованни Пико делла Мирандола (XV в.) выносит человека за пределы космической иерархии и противопоставляет ей. Человек есть особый, «четвёртый» мир космической иерархии, не вмещаемый ни в один из трёх «горизонтальных» миров её традиционно неоплатонической структуры (элементарного, небесного и ангельского); он вертикален по отношению к ним и пронизывает их всех. Он не занимает срединное место среди ступеней иерархии, он вне всех ступеней. Человек поставлен в центр мира, он не обладает собственной особой (земной, небесной, ангельской) природой, ни смертностью, ни бессмертием, он должен сформировать себя сам, как «свободный и славный мастер». И вид, и место человека в иерархии сущностей могут и должны быть исключительно результатом его собственного, свободного — а стало быть, и ответственного — выбора. Он может подняться до звёзд и ангелов, может опуститься и до звериного состояния. Именно в этом видит Пико прославляемое им «высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет». Природа человека рассматривается как итог постоянного процесса становления, самостоятельного, сознательного и ответственного выбора. «Божественность» человека - в том, что он «создан по образу Божию» (Быт. 1:27) и призван самостоятельно достичь Его подобия, которое — как и всякое человеческое совершенство — не дано, но достижимо.

***

Сам МАКРОкосмос (букв. "большое устроение"; Гадоль Олам, "трансцендентный / абсолютныйдуховный / божественный мир", "Эйн Соф", "Кхоль Йехоль" - "Всевышний", Бог, Брахман-Атман, Ади-Будда) - это, в первую очередь, Свет ("Ор"):

«...  И сказал Бог: да будет свет. И стал свет (Vayomer Elohim yehi or vayhi or)...» (Бытие 1:3);

«... единый ("монос") имеющий бессмертие ("атанасиа"), Который обитает ("ойкео") в неприступном ("апроситос") свете ("фоос"), Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь ("тимэ") и держава ("кратос") вечная ("айониос")! Аминь...»  (1-е Тимофею 6:16);

«... Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер...» (Пс. 103:2);
«... и свет обитает с Ним...» (Даниил 2:22);

 «... лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых...» (Исход 33:20);

«... Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил...» (Иоан 1:18).

Свет ("Ор",  "Гор", "Ур", "Афар", "Нур",  "Нурум", "Ра","Фоос", "Джиоти",  Вишва","Лайт", "Люкс", "Секай") – это изначальное, несотворенное свойство Бога, выражающее Его бесконечную полноту ("плерому") и совершенство ("телейосэ").   Свет  является одним из важнейших атрибутов (свойств и качеств) Бога*, которым Он проявляет себя в мире Творения.

Это божественное сияние, недоступное прямому познанию человеческого разума из-за своей трансцендентности, т. е. Свет не может быть полностью объяснен рациональными терминами, так как выходит за рамки обыденного опыта.  Поэтому мы не можем описать Божественный Свет в позитивных терминах, так как он превосходит все наши понятия.

Свет - это божественная Энергия, исходящая от Творца, представляя собой Его проявление в мире творения. Свет – это источник всего сущего. Это движущая сила, которая порождает все существующие формы и явления, которая создает и поддерживает всю вселенную, а также наполняет все сущее жизнью и сознанием.

Выделяется несколько видов Света (сам он определяется как Бесконечный, Ор ИнСофи), каждый из которых обладает своими уникальными свойствами и функциями (т. н. "Божественная Иерархия" - "Маарехет Элохут"):

Божественный Свет (Ор Элохи, Ор Эйн-Соф): Изначальный, несотворенный Свет, пребывающий в Боге. "Сила Божественного Света" - "Кох ха-Ор ха-Элохи".

Прямой Свет (Ор Пашут), Высший Свет, Святой Свет (Ор ха-Шехина), Свет Сияния (Ор ха-Зохар): Исходит непосредственно от Творца и обладает максимальной силой и чистотой.

Иерархический (Сефирот) Свет (Ор Медораг):
Свет, который, нисходя от Бога, проходит к ангельским чинам и творению, постепенно ослабевая и уплощаясь по мере удаления от источника.
На этом урвне Свет умышленно умаляется на 10 элементов (Сефирот), "категорий бытия", возникших для того, чтобы творения могли получать какие-то из них (как "объективные эманации") для реализации Божьего Промысла относительно них. 
«... Он, который менял свой образ и имя с начала мира и затем являлся в мире неоднократно» («Беседы (Гомилии) Климента Римского»).
Эти 10 Сфирот -

1) Кэтер-"Венец (высшее его проявление -"Атик Йомин"-"Ветхий Днями"; низшее его проявление - "Арих Анпин" - "Большой Лик")", 

Качество-парцуф Даат-"Знание" (соединяет:

2) Хохма-"Мудрость (его проявление - "Аба"-"Отец")", 

3) Бина-"Понимание (его проявление - "Има"-"Мать")"), 

Качество-парцуф Зэир Анпин - "Малый Лик" (состоит сам из:

4) Хэсед-"Милость", 

5) Гвура-"Строгость, Суд", 

6) Тифэрэт-"Красота", 

7) Нэцах-"Искра, Вечность, Победа", 

8) Ход-"Слава, Признание, Принятие", 

9) Йэсод-"Основа"), 

10) Малхут-"Царство ("Нуква"-"Женщина")".

Совокупность этих 10 Сефирот определяется как
 совершенное существо - "Адам Кадмон" - "Первоначальный (Изначвльный) Человек",  "Адам Ила'а" - "Высший Человек", "Ураниос Антропос" - "Небесный Человек", - в форме Андрогина - "мужчины-и-женщины" ("зэхер-ве-никива"Быт. 1:27). Он стал прообразом (архетипом) для создания Земного Человека - (Адам ха-Эрец, Адам Ришон).

Отношения (структура) между 10 Сефирот образуют "Дерево Сефирот".
Отраженный Свет, Возвращающийся Свет (Хаштакфут ха-Ор, Ор Хозэр): Свет, который преломляется-"шивра" через различные духовные уровни (духов, вещи), приобретая различные оттенки и качества.

Освященный Свет (Ор ха-Кодеш): Свет, который преображает творение, делая его причастным Божественному.

Свет Милосердия (Благости, Воздаяния, Награды, Утешения) (Ор ха-Рахмим, Ор ха-Хесед, Ор ха-Това, Ор ха-Гемуль, Ор ха-Сакхар): Отражает стремление Творца к союзу со своими созданиями.

Свет Жизни (Ор ха-Хаим): Несет в себе дух жизни и наделяет им определенные существа.

Свет Истины (Ор ха-Эмет): Содействует состоянию духовного пробуждения, когда человек достигает глубокого понимания реальности, помогает отличить правду от лжи, реальность от иллюзий.

Свет Мудрости (понимания, знания) (Ор ха-Хохма, Ор ха-Хашкала, Ор ха-Да'ат): Связан с познанием и пониманием божественных законов.

Свет Утешающий (Ор ха-Мэнахем, Параклет, Муаззи):  Позволяет перенести самые сложные испытания, пройти тяжёлые времена, не сдаться обстоятельствам, не повернуть назад, но выйти на пространное место Божьей славы. Связан с Мессией (Машиахом), приход которого утешает человечество в том, что свет Божий победит Тьму.

Свет Славы (Ор ха-Кавод, Периклет, Мухаммад, Фаворский свет): Связан с духовным просветлением, достижением высших состояний сознания и единением с божественным.

Свет Красоты (Ор ха-Тифарет): Связан с восхищением восторгом, и вдохновлением из-за наличия божественных проявлений (эманаций) в мире Творения.

Свет Царства (Ор ха-Малхут): связан с наделением воли к власти (силе-"кахот"), устроения общества в соответствии с божественными установлениями.

***

Все эти виды Света существуют только потому, что нисходят через Ступени - Миры-"Оламот" (ед. ч. - "Олам", букв. "скрытие, сокрытие, укрытие, покров"; Алям, Ульму) - от Творца к человеку, и наоборот - затем восходят от человека к Творцу, трансформируясь, уплотняясь или истончаясь. Совокупность Миров-"Оламот" образует МЕЗОКосмос ("срединное устроение", "кел / пан" - "все"), на подобие "Мандалы" (миры вписаны-включены один в другой). 

В Каббале эти Миры делятся на 5 - Ацилут, Брия, Йецира, Асия, Адам Кадмон. Миры Брия, Йецира и Асия объединяют также как  единый "Мир Разделения" ("Олам ха-Пирод").  Каждый мир  структурирован из 10 сфирот, состоящих, в свою очередь, из 10, и так далее по образу фрактала.

В каждой из этих ступеней (миров-"оламот") есть пять подступеней-"ипостасей", называемых парцуфим (ед. ч. – парцуф), - Атик, Арих Анпин, Аба ве Има, Зеир Анпин, Нуква. - каждый из которых состоит, в свою очередь, из 5 ступеней-"бхинот", называемых также "сфирот" (ед. ч. – "сфира") - Кетер, Хохма, Бина, Зеир Анпин, Малхут. Таким образом, между нашим миром и Творцом расположены 125 ступеней.

Миры-"Оламот" образуются из самого Бесконечного Света, который образует Бесконечный Мир, но части его все больше уплотняются, отдаляясь все дальше от Творца.  Мир Асия образуется из уплотнения самой низшей части Света Царства (Ор ха-Малхут).

Низшие миры реализуют то, что более идеально содержится в высших,  они относятся друг к другу, как "копии (типы) к своему прообразу (архетипу)". Земной человек (Адам ха-Эрец) есть отражение небесного человека (Адама Кадмона), но также и других миров.

Эти четыре мира населены различными духами-ангелами:

- миром сияний, излучений, эманаций (Олам Ацила, Ацилут) управляет исключительно Шехина;

- в мире творческих идей (Брия), под управлением Акатриеля, находятся трон Господа и души праведных;

- мир образования, созидания, формирования (Йецира), под управлением Метатрона - населяют «святые твари» (хайот)упоминаемые в видении Иезекиила, чистые духи, и десять разрядов ангелов (Малахайя);

- в мире совершения, явлений, видимый, реальный, материальный-и-небесный (Асия), под управлением Сандальфона, находятся офаним ("Престолы") и ангелы ("боги"), сражающиеся со злом, и десять Небесных сфер ("Десяь сфирот мира Асия"). 

Наш материальный мир не является самой низшей степенью эманации божественного света: там, где этот свет теряется в полном мраке, образуется «шелуха бытия» (клиппот, «скорлупы»). в которой живут нечистые духи (бесы, демоны). Также он называется "Миром Тени" ("Олам ха-Тцель").

Все духи-ангелы высших миров, воспринимая из первого источника божественные влияния, передают их низшим, служа таким образом каналами или «сосудами» ("келим") благодати.


***

Сущность Человека (Адам Ришон "Первый Адам") состоит в том, что он - часть МАКРОкосмоса,   поскольку  создан ("эшх")  по Божьему (Элохим) "образу" ("тцелем", букв. "тень")  и "подобию" ("ддмут", букв. "форма, вид") (Бытие 1:26; 5:1), ведь

 «... Бог есть дух ("пневма"), и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе ("пневма") и истине ("алетейя")...» (Ин. 4:24); 
«... Дух Божий ("Руах Элохим") носился над водою...»  (Бытие 1:2).

 «... Образ человека заключает в себе формы всего, что есть вверху (на небесах) и внизу (на земле); поэтому Святой Старец (Бог) избрал этот образ для себя самого» ("Идра рабба", 141). 

 ***

Также сотворены Богом и небесные духи, Он - "Бог (Элохим) духов (Руах)" (Числа, 27:16), "Отец (Патэр) духов (пневма)" (Евр. 12:9), "Отец (Патэр) светов (фоос)" (Иак. 1:17):

  «... Так совершены небо и земля и все воинство (служение, [тсба]) их...» (Быт. 2:1);

 «... Словом Господа [Йахва] сотворены небеса [шаамим], и духом уст Его - все воинство их...» (христианская версия: Пс. 32:6).

Духи наделены Отраженным светом, который наделяет их различными качествами, в том числе и свободой воли. Из-за их световой сущности их еще называют по-арабски "джиннами" (арам. "гне", лат. "гениус") и они считаются созданными из "огня без дыма".  Часто их называют греческим словом "ангелы" - "посланники" из-за выполнения ими роли посредников для Света и Воли Божьей между Богом и Миром Творения. Но часто духов называют из-за того, что они созданы Богом"Сынами Божьими", "богами".

***

Но часть духов ("Сынов Божьих") отпала от своего Отца - стала "демонами" ("даймон", от греч. "дайо" - "разделяю, распределяю"; иврит, араб. "шад" - "сила, напряжение, насилие"). 

Отпадением они лишились способности отражать свет  (как почерневшее зеркало не может отражать изображение), поэтому они или 1) злобно завидуют существам, наполненным светом, заставляя служить только себе как "богам" (отсюда и возникло язычество), часто воплощаясь в идолах, или 2) пытаются овладеть душой существа, высасывая из него свет-"энергию", или  3) уловливают частички света, порабощают их. Но в двух последних случаях частички света только прилепляются к омраченной поверхности падших духов, однако не могут проникнуть в их естество и изменить их ставшую греховной сущность. Поэтому такие духи называются "люциферами / фоосфорами" - "носящими свет (на себе, но не в себе)".

Духи "мира Теней" создали своего Адама ("Габра / Гевер Адам", "Адам Шани" - "Второй Адам"), с целью бросить вызов Творцу и сделать себе раба, но он избег слияния с демонами только потому, что сохранил подобие первоначального человека в частицах светакоторые он сосредоточил в себе (сами демоны не могут поглощать внутрь себя свет). Он не лишен души, но в ней более доминирует эгоизм, чем в душе Адама Ришона.  

От Адама Шани из совокупления с его отделенной женской частью, Лилит, произошел род человеческий "гиборим"-"гордыня" (нефилим-"исполинов", полудемонов-полулюдей). Потомки Адама Шани смешались с потомками Адама Ришона, и теперь нет чистых потомков обеих Адамов. Да, тем самым усилился эгоизм (зло) человечества, но, одновременно, с добавлением своей части света, усилив и желание освободиться от рабства в "Мире Теней". 

Если в таком потомке превалирует эгоизм, то после смерти его душа уходит в нижнии слои Ада - "Невидимого" (нижнего мира настолько Темного, что в нем невидим Божественный Свет, и из-за этого души не имеют возможности общения с Богом, покаяния, но будут мучимы горением внутреннего света - "гихана", Геенна, джаханнам), а если альтруизм - то его душа уходит в верхний слой Ада - "шэол" ("склад") в состоение Вечного Сна.

«... Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Исайя 14:15);

 «... Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» (Мф. 23:33);

 «...  делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф. 23:15);
«...   бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28);
«... кто скажет: „безумный“, подлежит геенне огненной» (Мф. 5:22);

 «... Неверующие будут собраны в Геенне» (Коран 8:36);

 «... Передо мной два пути: один в Эдем, другой в геенну огненную, и я не знаю, каким путём меня поведут. Как же мне не плакать?» (Tosefta (t. Ber. 6.15);  Талмуд b. Ros Has 16b7a; b. Ber. 28b t. Sanh. 13.3;  Мидраш M.Tehillim 31.3);

 «... Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» (Иов 14:12). 

***

По Божественному Промыслу ("Хишгаха Элохит")  Человек (Адам Ришон, Антропос, Пуруша) создан Богом именно как особое существо: синтез (соборность, "симфония") плоти (тела, "праха", Шрира) (сотворенной и смертной), "духа жизни" (несотворенного и бессмертного, Прана) и индивидуальной души (сотворенной и бессмертной, Атман).

«... И создал Господь Бог [Йахва Элохим] человека [адам] из праха [эфр] земного [эрец], и вдунул [нифах] в лице его дыхание жизни [Нешама Хайи], и стал человек душою живою [Нефеш Хайя]…» (Быт. 2:7). 

Будучи причастен МАКРОкосмосу, Человек вброшен ("умален"-"зэир") в МИКРОкосмос (букв. "малое устроение"Катан Олам, "тварный / природный / материальный мир", "Нехот Хакель" - "Всенизший", Пракрити).

Совершено это с определенной целью - совершенствовать МИКРОкосмос (развивать скрытые потенциалы Божьего творения) и, при этом, совершенствоваться самому - подняться из "умаления" к "стать как боги" (под последними понимаются самые высшие иерархии духов, "Сынов Божьих", способные созерцать и наслаждаться Божественным Светом непосредственно). 

«... родил ("апокиео", букв. "произвел") Он нас словом истины ("логос алетейя"), чтобы нам быть ("эйнай") некоторым начатком ("апархэ") Его созданий ("ктисма")...» (Иак. 1:18).

Вначале было определо благодатное ограниченное место для пребывания человека в МИКРОкосмосе ("Райский сад" в стране Эдем на Востоке Земли) и выполнение миссии - "возделывать и хранить" этот Райский Сад (Бытие 2:15), 

«... и да владычествуют ("рада", букв. "топчут, попирают") они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле...» (Бытие 1:26);

«... И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле...» (Бытие 1:28);

«... поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его...» (Пс. 8:7-9).

 Но с изгнанием из Рая произошло умаление ("рэд") человека - неспособность получить во внутрь своей души весь приток ("благодать") атрибутов МАКРОкосмоса, а попытка своевольно их получить (например, с помощью заклинаний-магии, или сооружения Вавилонской Башни, чтобы низвергуть небесные вещи на землю и овладеть ими - "сделать себе Имя") и есть зло. 

Поэтому теперь человек только с помощью "трудов и дней"  может открыть ("познать"-"йада") в себе божественную сущность-"махут" - Быть Творцом ("лехайот Йоцэр"), а не овладеть этим ("быть как боги") через своевольное присвоение себе этого даром (совершение "первородного греха"-"хатэ кадмон"). 

«... в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься...» (Бытие 3:19);  
«... И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух [руах] возвратился к Богу [Элохим], Который дал его...» (Еккл. 12:7);  
 «... И сказал Господь: не вечно Духу [Руах] Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет...» (Быт. 6:3);  
«... Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух [руах] и всякое дыхание [нэшама], Мною сотворенное...» (Исайя 57:16);   
«... не до конца гневается, и не вовек негодует...» (Пс. 102:9);  
«... не вечно гневается Он, потому что любит миловать...» (Михей 7:18);
 «... Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею [психэ зао]; а последний Адам есть дух животворящий [пневма зоопоиэо]...» (1 Коринф. 15:45);  
«... и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его...» (Колосс. 3:10).

***

Кстати, и язычество говорит об этом же, указывая, что в человеке есть частички МАКРОкосмоса (кровь бога-первопредка, на котором замешана глина, из которой сотворен человек, или божественная искра-душа, проникшая в тело человека), которые следует развить до их полного апофеоза (мифологически - приблизиться к божеству для получения вечного наслаждения и, одновременно,  стать божественными предками-маяками для последующих поколений) и слияния с МАКРОкосмосом (вернуть свою душу как самое себя как божественную искру в изначальный мир богов, растворить свою душу-атман в Атмане-Нирване и т.п.). 

Как раз преступление сциентизма состоит не в приоритете науки и логики во всем, а в том, что он низвел человека до уровня МИКРОкосмоса и закрыл для него возможность открыть себя как МАКРОкосмос.

***

Для совершения этого познания в человеке есть особый духовный орган - "душа", который развивается (через ощущения) паралельно с физическими органом - "мозгом" (производящим сознание), но, в отличие от физических органов, душа является "вечной сущностью" (сотворенной, но бессмертной). 

Образно душу называют "божественной искрой / нитью", поскольку  связывает человека с божественным началом, дающая ему способность к нравственному выбору и духовным переживаниям.

Душа человека создана сообразно с Душой Самого Бога (Левит, 26:11; 26:30), поскольку человек создан по образу Его  (Бытие 1:26; 5:1). 

Душа (Йехида-"Единство, "Пневма Энотес")  находится в теле человека в особенной субстанции -

«... ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его…» (Левит, 17:11);

Душа состоит из четырех частей (образованных из уплотнения ("хит'авут") Прямого Высшего Света): 

- ор нефеш (плотская, «земная» душа, "душа тварная", "пневма айма", ха-Арец / Арес), это соотносит человека к Миру Явлений (Асия);

- ор руах (эмоциональная, «водная» душа, "дух", "пневма синкинэсэ", ха-Кацеф / Афродита), сроден Миру созидательных сил (Йецира).

- ор нешама (интеллектуальная, «воздушная» душа, "дыхание", "пневма психэ", ха-Авир / Эфир),  обитает в Мире умопостигаемых существ (Брия),

- ор хайя (духовная, «огненная» душа, "дух жизни", "пневма зоэ", Хицей ха-Эш / Аполлон, Тахилат Хахи'им / Геракл), связывает с Миром непосредственных сияний (ацилут) вечного света (Ацилут).

Части души человека соответствуют телу (плоти, "бешаар"), сердцу ("ливав"), разуму ("шкель") и Духу Божьему (Руах Элохим):

«... И создал Господь Бог [Йахва Элохим] человека [адам] из праха [эфр] земного [эрец], и вдунул [нифах] в лице его дыхание жизни [Нешама Хайи], и стал человек душою живою [Нефеш Хайя]…» (Быт. 2:7);   
«... Дух Божий ["Руах Эл"] создал меня, и дыхание [Нешама] Вседержителя [Шаддай] дало мне жизнь [Хайя]...» (Иов 33:4);  
«...Господь (Йахва), распростерший небо, основавший землю и образовавший [йєцер] дух [руах] человека внутри него...» (Захар 12:1);  
«... Воистину, это дух [руах] в человеке и дыхание [Нешама] Всемогущего, [которое] позволяет им разуметь [бин]…» (Иов 32:8);  
«...  Я даю им вечную жизнь [Хайя], и они не погибнут вовек; никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал их Мне, больше всех; никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец — одно [Йехида]…» (Иоанна 10:30);  
«... Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Духа Святого [Руах ГаКодеш], Которого вы получили от Бога? Вы не свои, вы куплены дорогою ценою. Посему чтите Бога и в телах ваших, и в душах [нефеш] ваших, которые суть Божии...» (1 Кор. 6:19-20).

Эти части должны быть приведены в единство (Йехида, Гармонию) к Покою ("Битхон"), сообразно с Душой Бога.

Уровни  развития души проявляются в новых альтруистических желаниях, в  восприятиях Творца (мудрость-"хахма", искусство-"аманут", наука-"мада", семейная-"мишпаха"" или религиозная-"дат" жизнь, трудолюбие-"авода каша", любовь-"ахава", потомство-"тцетцаим"). 

Душа подобна "цветку"-"пэрах / пушпам", которому суждено явить ("ха-олах" - "принести") "красоту"-"йофи / сундарам", "привлечь"-"мэшэмиха / лобхайяти" к себе другие души, чтобы с их помощью превратиться в "плод"-"обээр / бхрунах" ("личность / особистість"), сущность которой состоит в том, чтобы вскормить "плоть"-"бэшар / шарирам" (укрепить человека в его намерениях), дать "нектар"-"тцуф / амрутам" (сделать человека альтруистом и гуманной личностью) и, как результат, породить "семена"-"зара / биджа" (веру человека в Бога). 

«... Плод (карпос) же духа (пневма) - любовь (агапе), радость (хара), мир (эйрене), долготерпение (макрофимия), благость (хрестотес), милосердие (агафосинэ), вера (пистис), кротость (праотес), воздержание (энкратейя). На таковых нет [суда] закона...» (Галатам 5:22-23).

***

Но душа сама по себе наделена эгоистическим ("анохйют") желанием служения себе самой и поэтому для развития её через ощущения необходимы воздействия духовных сил, исходящих из Гадоль Олам ("трансцендентного / абсолютного / духовного / божественного мира", "Эйн Соф", "Кхоль Йехоль" - "Всевышний").  Обобщенно эти духовные силы ("кохот роханиим") опредеяются как благость / благодать / дары Святого Духа ("хэн / харис"). 

Проявляется благодать в форме наполнения частей души светом-"ор", исходящим -"эманация" из Бесконечного Света Всевышнего.

Но из-за собственного эгоизма части души:

или наполняются светом в преизбытке, приводя к катастрофе - из-за "внутреннего давления" света к "разбиению" некоторых частей души или даже всей души ("швират ха-келим" - "разбиение сосудов"), в результате лучи света рассеиваются ("выходят"-"лацета"): одни ушли прямо ввысь к запредельному (Эйн Соф), но часто захватываются на пути демоническими сущностями, а другие ушли в пустоту ("риканот") и увязли в хаосе ("тоху ва-боху") Микрокосмоса.

- или же не полностью могут принимать свет, или вообще отказываются его принимать, тем самым "омрачая себя" и всю душу целиком ("хахашкат ха-келим" - "потемнение сосудов"), также принуждая лучи света проникать в другие души и также переполнять их, приводя к катастрофе.

Души, лишившиеся света, становятся "мертвыми душами" ("мот нефэш") (Числа, 6:6), хотя внешне их носители живые.

***

Человек, стремящийся к познанию Бога, должен очистить свои ум и душу от всего тленного ("омрачения / греховного"), чтобы приблизиться к этому несотворенному Свету, к своему источнику. 

«... Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся... (Chozeh ba-YHWH yiqqahel ve-or panav lo yivash)»  (Пс. 33:6).

Для этого необходимро пройти через все  духовные ступени ("лестницы"-"сулам"), которые являются отражением Иерархии Света - Сефирот. 

Души праведных людей (не имеющих ненависти и зависти), т. е. достигшие верхней ступени (ставшие "хозяинами лестницы"-"бааль сулам", "(окончательно) пробужденными"-"буддами"), занимаются тем, что собирают увязшие в хаосе Микрокосмоса искры света ("мизрин ор", Light Summoner), более "уплотняя"-"хит'авут" / "сжимая"-"хадхаша" их в своей душе, увеличивая место для большего получения света, становятся истинно "просветленными" - "на'ор".

Но мудрость праведника состоит в том, чтобы не переполнять излишне свою душу светом-"ор" (это приведет к катастрофе - из-за внутреннего давления душа расколеться и свет уйдет вовне), а, заполнив ("темлаэму") свою душу светом-"ор" (став "просветленным") в полной ("мала") мере (до последней крайности, даже уплотнив свет), смирясь в этом ("та-ану"),  из-за милосердия своего к другим душам ("бодхисаттва") учит ("ханох") другие души практике контролирования наполнения светом,  чтобы направлять свои усилия и на отдачу части света другим для  просвещения душ Божественным Светом. Тем самым отношения между просветленными душами праведников и их учениками образуют "Древо Жизни" ("Эц Хаим").

***

Изменяя себя, душа изменяет и мир вокруг себя, влияя на космос своими действиями  -  деяниями ("асах", "карма") и формированиями ("йацар", "нирмана"), - положительно ("мицвот", "дандах") или отрицательно ("хет", "душтайя"). 

Последнее происходит тогда, когда в человеке душа из-за присущего ей эгоизма  превращается в своевольного узурпатора: человек останавливается в "душевном уровне" своего развития на уровне "особи" - отказывется ("орлах" - "препятствие") трансформироваться в "плод" ("личность"), сбросить с себя "шелуху" ("келипах", "курча") прошлых эгоизмов и своеволий, или начинает господствовать одна из частей ("ситра ахра"  - "другая сторона") души, подавляя другие, - и это и есть зло (об этом уровне свидетельствуют совершения носителями такой души  грехов - "дел плоти").  Особенно тяжелая ситуация, когда начинает господствовать в душе "руах" (эмоциональная, "водная душа"), соотносимая с сердцем:

 «... А что выходит из уст человека, то исходит из сердца, и оно оскверняет его. Ибо из сердца исходят злые помыслы: убийство, прелюбодеяние, любодеяние, кража, лжесвидетельство, злословие. Они оскверняют человека...» (Матф. 15:18-20);  
«... «Это народ, чьи сердца заблудились; они не знают пути Моего», поэтому в гневе Я поклялся, что они не войдут в покой Мой...» (Пс. 94:8-11).

Поэтому в первую очередь благодатью Духа Божьего обновляется в человеке его сердце, а из него - разум: 

«... Я даю тебе сердце ("лев") мудрое ("хохма") и разумное ("бин"), так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе...» (3 Цар. 3:12); 

«... Ибо Господь (Йахва) дает мудрость ("хохма"); из уст Его - знание ("дес", букв. "ведение, религиозность") и разум ("таевуна", букв. "причина, умение")...» (Притчи 2:6);

«... и почиет на нем Дух Господень (Руах Йахва), дух премудрости (руах хахма) и разума (бина), дух совета (руах тца) и крепости (гвура), дух ведения (руах дес) и благочестия [букв. "страха"] (йира)...» (Исайя 11:2);

 «... Если же у кого из вас недостает мудрости ("софия"), да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему...» (Иаков, 1:5).

Поскольку развитие души ("цветок" - "нектар" - "плод" - "семена") суждено для неё, то она будет подвергнута суду-"дин" в том, совершила ли она это ("йецер тов") или нет ("йецер хара"):

«...  сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную...» (Галат. 6:8);  

«... Если мы живем духом [пневма], то по духу [пневма] и поступать должны...» (Галат. 5:25);  

 «... Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро...» (1-е Петра 4:19);

«... чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу...» (Рим. 8:4).
«...  Блажен человек, которому не вменяет Господь беззакония и в духе [рухо] которого нет лукавства...» (еврейская версия: Пс. 32:6).

 Также  у души, хотя она является вечной сущностью, есть ограниченное количество времени в Мире МИКРОкосмоса, чтобы развивать себя, подобно времени существования цветка / плода на дереве.

«... Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив...» (Исайя 55:6).

Вопрос о том, сможет ли душа после смерти переродиться, чтобы продолжить свое развитие (начиная с прерванного места или опять снова с нижней ступени), остается открытым. Каббалисты и язычники утверждают, что  душа перерождается-"гилгул / сансара / метемпсихоз / реинкарнация", пока не поднимется через все духовные ступени к своему источнику и не прекратит цикл своих перерождений ("мокша") - душа тогда достигнет своего "исправления"-"тиккун", а с исправлением последней души человечества совершится Великое Исправление (Гадоль Тиккун, Гмар Тиккун) мироздания и он превратиться в Олам ха-Ба "Будущий мир (рай)".

Также неизвестно, ограничено или нет количество душ, воплощающихся в человечческом теле (некоторые каббалисты утверждают, что изначальная человеческая душа (Адам Ришон) разделилась на 600 тысяч душ, и их именно такое количество во Вселенной). Но так как душа человека сотворена, т. е. был момент, когда её ранее не было (даже как части когда-то Единой Души), и, таким образом, душ было ранее меньше, а потом стало больше, но часть душ, сотворенных ранее, уже ушла к своему источнику, то нельзя говорить о том, что новых душ ТОЛЬКО столько, сколько ранее было потом ушедших к Творцу душ.

Также каббалисты говорят о «прививке» (иббур) как особом соединении отжившей души с душой живого человека (на 7-м или даже на 14-м году возраста), с провиденциальной (исходящей от божества, провидения; предопределённой) целью на благо обоих. Оккультисты в этом отношении говорят о "подселении" (души), но "подселяться" могут и духи-демоны ("паразиты").

---------------
* Вот некоторые из  "Имен"-атрибутов (качеств и свойств) Бога, помимо Света:
Всемогущество: Бог обладает абсолютной властью и способен на все.
Всеведение: Бог знает все, что было, есть и будет.
Всеблагость: Бог является воплощением добра и любви.
Всеприсутствие: Бог присутствует везде и во всем.
Бессмертие: Бог существует вечно и не может умереть.
Неизменность: Бог неизменен и совершенен.
Созидатель: Бог создал вселенную и все живое.
Судья: Бог является справедливым судьей и воздает каждому по заслугам.
Искупитель: Бог как спаситель, спасающий человечество все живое и искупающий грехи человечества.
Святость: Бог абсолютно чист и отделен от зла.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака на наш сайт! Исчезли все иллюстрации. Но главное ведь это - текстовый контент ;). Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by on our site! All illustrations are gone. But the main thing is text content ;). So we will win!

* "Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.),
* "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"),
* "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20);
* "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е);
* "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха);
* "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази);
*"- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* У каждого человека свои звезды" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* "
Мир состоит из звёзд и из людей" (
Эмиль Верхарн);
* "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек);
* "Я искра в бесконечности светил. Я сделаюсь звездой. Я знаю, кто я есть, куда иду – я знаю" (Хосе Лопес Портильо, «Пирамида Кетцалькоатля»);
* "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Личностный консалтинг - новое направление консалтинга, связанное с индивидуальным консультированием по проблемам взаимоотношений между людьми, организации индивидуального ритма и темпа жизни, формирования жизненной позиции. В отличие от психологических консультаций, направленных на решение психологических проблем личности, личностный консалтинг ставит своей целью создание стратегий личностного развития, отстройки сознания и мировоззрения, усовершенствования системы отношений.