Сам МАКРОкосмос (букв. "большое устроение"; Гадоль Олам, "трансцендентный / абсолютный / духовный / божественный мир", "Эйн Соф", "Кхоль Йехоль" - "Всевышний", Бог, Брахман-Атман, Ади-Будда) - это, в первую очередь, Свет ("Ор"):
«... И сказал Бог: да будет свет. И стал свет (Vayomer Elohim yehi or vayhi or)...» (Бытие 1:3);
«... единый ("монос") имеющий бессмертие ("атанасиа"), Который обитает ("ойкео") в неприступном ("апроситос") свете ("фоос"), Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь ("тимэ") и держава ("кратос") вечная ("айониос")! Аминь...» (1-е Тимофею 6:16);
«... Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер...» (Пс. 103:2);
«... и свет обитает с Ним...» (Даниил 2:22);
«... лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых...» (Исход 33:20);
«... Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил...» (Иоан 1:18).
На этом урвне Свет умышленно умаляется на 10 элементов (Сефирот), "категорий бытия", возникших для того, чтобы творения могли получать какие-то из них (как "объективные эманации") для реализации Божьего Промысла относительно них.«... Он, который менял свой образ и имя с начала мира и затем являлся в мире неоднократно» («Беседы (Гомилии) Климента Римского»).
Эти 10 Сфирот -
1) Кэтер-"Венец (высшее его проявление -"Атик Йомин"-"Ветхий Днями"; низшее его проявление - "Арих Анпин" - "Большой Лик")",
Качество-парцуф Даат-"Знание" (соединяет:
2) Хохма-"Мудрость (его проявление - "Аба"-"Отец")",
3) Бина-"Понимание (его проявление - "Има"-"Мать")"),
Качество-парцуф Зэир Анпин - "Малый Лик" (состоит сам из:
4) Хэсед-"Милость",
5) Гвура-"Строгость, Суд",
6) Тифэрэт-"Красота",
7) Нэцах-"Искра, Вечность, Победа",
8) Ход-"Слава, Признание, Принятие",
9) Йэсод-"Основа"),
10) Малхут-"Царство ("Нуква"-"Женщина")".
Совокупность этих 10 Сефирот определяется как
совершенное существо - "Адам Кадмон" - "Первоначальный (Изначвльный) Человек", "Адам Ила'а" - "Высший Человек", "Ураниос Антропос" - "Небесный Человек", - в форме Андрогина - "мужчины-и-женщины" ("зэхер-ве-никива", Быт. 1:27). Он стал прообразом (архетипом) для создания Земного Человека - (Адам ха-Эрец, Адам Ришон).Отношения (структура) между 10 Сефирот образуют "Дерево Сефирот".
«... Бог есть дух ("пневма"), и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе ("пневма") и истине ("алетейя")...» (Ин. 4:24);
«... Дух Божий ("Руах Элохим") носился над водою...» (Бытие 1:2).
«... Образ человека заключает в себе формы всего, что есть вверху (на небесах) и внизу (на земле); поэтому Святой Старец (Бог) избрал этот образ для себя самого» ("Идра рабба", 141).
***
Также сотворены Богом и небесные духи, Он - "Бог (Элохим) духов (Руах)" (Числа, 27:16), "Отец (Патэр) духов (пневма)" (Евр. 12:9), "Отец (Патэр) светов (фоос)" (Иак. 1:17):
«... Так совершены небо и земля и все воинство (служение, [тсба]) их...» (Быт. 2:1);
«... Словом Господа [Йахва] сотворены небеса [шаамим], и духом уст Его - все воинство их...» (христианская версия: Пс. 32:6).
Духи наделены Отраженным светом, который наделяет их различными качествами, в том числе и свободой воли. Из-за их световой сущности их еще называют по-арабски "джиннами" (арам. "гне", лат. "гениус") и они считаются созданными из "огня без дыма". Часто их называют греческим словом "ангелы" - "посланники" из-за выполнения ими роли посредников для Света и Воли Божьей между Богом и Миром Творения. Но часто духов называют из-за того, что они созданы Богом - "Сынами Божьими", "богами".
***
Но часть духов ("Сынов Божьих") отпала от своего Отца - стала "демонами" ("даймон", от греч. "дайо" - "разделяю, распределяю"; иврит, араб. "шад" - "сила, напряжение, насилие").
Отпадением они лишились способности отражать свет (как почерневшее зеркало не может отражать изображение), поэтому они или 1) злобно завидуют существам, наполненным светом, заставляя служить только себе как "богам" (отсюда и возникло язычество), часто воплощаясь в идолах, или 2) пытаются овладеть душой существа, высасывая из него свет-"энергию", или 3) уловливают частички света, порабощают их. Но в двух последних случаях частички света только прилепляются к омраченной поверхности падших духов, однако не могут проникнуть в их естество и изменить их ставшую греховной сущность. Поэтому такие духи называются "люциферами / фоосфорами" - "носящими свет (на себе, но не в себе)".
Духи "мира Теней" создали своего Адама ("Габра / Гевер Адам", "Адам Шани" - "Второй Адам"), с целью бросить вызов Творцу и сделать себе раба, но он избег слияния с демонами только потому, что сохранил подобие первоначального человека в частицах света, которые он сосредоточил в себе (сами демоны не могут поглощать внутрь себя свет). Он не лишен души, но в ней более доминирует эгоизм, чем в душе Адама Ришона.
От Адама Шани из совокупления с его отделенной женской частью, Лилит, произошел род человеческий "гиборим"-"гордыня" (нефилим-"исполинов", полудемонов-полулюдей). Потомки Адама Шани смешались с потомками Адама Ришона, и теперь нет чистых потомков обеих Адамов. Да, тем самым усилился эгоизм (зло) человечества, но, одновременно, с добавлением своей части света, усилив и желание освободиться от рабства в "Мире Теней".
Если в таком потомке превалирует эгоизм, то после смерти его душа уходит в нижнии слои Ада - "Невидимого" (нижнего мира настолько Темного, что в нем невидим Божественный Свет, и из-за этого души не имеют возможности общения с Богом, покаяния, но будут мучимы горением внутреннего света - "гихана", Геенна, джаханнам), а если альтруизм - то его душа уходит в верхний слой Ада - "шэол" ("склад") в состоение Вечного Сна.
«... Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Исайя 14:15);
«... Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» (Мф. 23:33);
«... делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф. 23:15);
«... бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28);
«... кто скажет: „безумный“, подлежит геенне огненной» (Мф. 5:22);
«... Неверующие будут собраны в Геенне» (Коран 8:36);
«... Передо мной два пути: один в Эдем, другой в геенну огненную, и я не знаю, каким путём меня поведут. Как же мне не плакать?» (Tosefta (t. Ber. 6.15); Талмуд b. Ros Has 16b7a; b. Ber. 28b t. Sanh. 13.3; Мидраш M.Tehillim 31.3);
«... Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» (Иов 14:12).
***
По Божественному Промыслу ("Хишгаха Элохит") Человек (Адам Ришон, Антропос, Пуруша) создан Богом именно как особое существо: синтез (соборность, "симфония") плоти (тела, "праха", Шрира) (сотворенной и смертной), "духа жизни" (несотворенного и бессмертного, Прана) и индивидуальной души (сотворенной и бессмертной, Атман).
«... И создал Господь Бог [Йахва Элохим] человека [адам] из праха [эфр] земного [эрец], и вдунул [нифах] в лице его дыхание жизни [Нешама Хайи], и стал человек душою живою [Нефеш Хайя]…» (Быт. 2:7).
Будучи причастен МАКРОкосмосу, Человек вброшен ("умален"-"зэир") в МИКРОкосмос (букв. "малое устроение"; Катан Олам, "тварный / природный / материальный мир", "Нехот Хакель" - "Всенизший", Пракрити).
Совершено это с определенной целью - совершенствовать МИКРОкосмос (развивать скрытые потенциалы Божьего творения) и, при этом, совершенствоваться самому - подняться из "умаления" к "стать как боги" (под последними понимаются самые высшие иерархии духов, "Сынов Божьих", способные созерцать и наслаждаться Божественным Светом непосредственно).
«... родил ("апокиео", букв. "произвел") Он нас словом истины ("логос алетейя"), чтобы нам быть ("эйнай") некоторым начатком ("апархэ") Его созданий ("ктисма")...» (Иак. 1:18).
Вначале было определо благодатное ограниченное место для пребывания человека в МИКРОкосмосе ("Райский сад" в стране Эдем на Востоке Земли) и выполнение миссии - "возделывать и хранить" этот Райский Сад (Бытие 2:15),
«... и да владычествуют ("рада", букв. "топчут, попирают") они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле...» (Бытие 1:26);
«... И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле...» (Бытие 1:28);
«... поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его...» (Пс. 8:7-9).
Поэтому теперь человек только с помощью "трудов и дней" может открыть ("познать"-"йада") в себе божественную сущность-"махут" - Быть Творцом ("лехайот Йоцэр"), а не овладеть этим ("быть как боги") через своевольное присвоение себе этого даром (совершение "первородного греха"-"хатэ кадмон").
«... в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься...» (Бытие 3:19);
«... И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух [руах] возвратился к Богу [Элохим], Который дал его...» (Еккл. 12:7);
«... И сказал Господь: не вечно Духу [Руах] Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет...» (Быт. 6:3);
«... Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух [руах] и всякое дыхание [нэшама], Мною сотворенное...» (Исайя 57:16);
«... не до конца гневается, и не вовек негодует...» (Пс. 102:9);
«... не вечно гневается Он, потому что любит миловать...» (Михей 7:18);
«... Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею [психэ зао]; а последний Адам есть дух животворящий [пневма зоопоиэо]...» (1 Коринф. 15:45);
«... и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его...» (Колосс. 3:10).
***
Кстати, и язычество говорит об этом же, указывая, что в человеке есть частички МАКРОкосмоса (кровь бога-первопредка, на котором замешана глина, из которой сотворен человек, или божественная искра-душа, проникшая в тело человека), которые следует развить до их полного апофеоза (мифологически - приблизиться к божеству для получения вечного наслаждения и, одновременно, стать божественными предками-маяками для последующих поколений) и слияния с МАКРОкосмосом (вернуть свою душу как самое себя как божественную искру в изначальный мир богов, растворить свою душу-атман в Атмане-Нирване и т.п.).
Как раз преступление сциентизма состоит не в приоритете науки и логики во всем, а в том, что он низвел человека до уровня МИКРОкосмоса и закрыл для него возможность открыть себя как МАКРОкосмос.
***
Для совершения этого познания в человеке есть особый духовный орган - "душа", который развивается (через ощущения) паралельно с физическими органом - "мозгом" (производящим сознание), но, в отличие от физических органов, душа является "вечной сущностью" (сотворенной, но бессмертной).
Образно душу называют "божественной искрой / нитью", поскольку связывает человека с божественным началом, дающая ему способность к нравственному выбору и духовным переживаниям.
Душа человека создана сообразно с Душой Самого Бога (Левит, 26:11; 26:30), поскольку человек создан по образу Его (Бытие 1:26; 5:1).
Душа (Йехида-"Единство, "Пневма Энотес") находится в теле человека в особенной субстанции -
«... ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его…» (Левит, 17:11);
Душа состоит из четырех частей (образованных из уплотнения ("хит'авут") Прямого Высшего Света):
- ор нефеш (плотская, «земная» душа, "душа тварная", "пневма айма", ха-Арец / Арес), это соотносит человека к Миру Явлений (Асия);
- ор руах (эмоциональная, «водная» душа, "дух", "пневма синкинэсэ", ха-Кацеф / Афродита), сроден Миру созидательных сил (Йецира).
- ор нешама (интеллектуальная, «воздушная» душа, "дыхание", "пневма психэ", ха-Авир / Эфир), обитает в Мире умопостигаемых существ (Брия),
- ор хайя (духовная, «огненная» душа, "дух жизни", "пневма зоэ", Хицей ха-Эш / Аполлон, Тахилат Хахи'им / Геракл), связывает с Миром непосредственных сияний (ацилут) вечного света (Ацилут).
Части души человека соответствуют телу (плоти, "бешаар"), сердцу ("ливав"), разуму ("шкель") и Духу Божьему (Руах Элохим):
«... И создал Господь Бог [Йахва Элохим] человека [адам] из праха [эфр] земного [эрец], и вдунул [нифах] в лице его дыхание жизни [Нешама Хайи], и стал человек душою живою [Нефеш Хайя]…» (Быт. 2:7);
«... Дух Божий ["Руах Эл"] создал меня, и дыхание [Нешама] Вседержителя [Шаддай] дало мне жизнь [Хайя]...» (Иов 33:4);
«...Господь (Йахва), распростерший небо, основавший землю и образовавший [йєцер] дух [руах] человека внутри него...» (Захар 12:1);
«... Воистину, это дух [руах] в человеке и дыхание [Нешама] Всемогущего, [которое] позволяет им разуметь [бин]…» (Иов 32:8);
«... Я даю им вечную жизнь [Хайя], и они не погибнут вовек; никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал их Мне, больше всех; никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец — одно [Йехида]…» (Иоанна 10:30);
«... Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Духа Святого [Руах ГаКодеш], Которого вы получили от Бога? Вы не свои, вы куплены дорогою ценою. Посему чтите Бога и в телах ваших, и в душах [нефеш] ваших, которые суть Божии...» (1 Кор. 6:19-20).
Эти части должны быть приведены в единство (Йехида, Гармонию) к Покою ("Битхон"), сообразно с Душой Бога.
Уровни развития души проявляются в новых альтруистических желаниях, в восприятиях Творца (мудрость-"хахма", искусство-"аманут", наука-"мада", семейная-"мишпаха"" или религиозная-"дат" жизнь, трудолюбие-"авода каша", любовь-"ахава", потомство-"тцетцаим").
Душа подобна "цветку"-"пэрах / пушпам", которому суждено явить ("ха-олах" - "принести") "красоту"-"йофи / сундарам", "привлечь"-"мэшэмиха / лобхайяти" к себе другие души, чтобы с их помощью превратиться в "плод"-"обээр / бхрунах" ("личность / особистість"), сущность которой состоит в том, чтобы вскормить "плоть"-"бэшар / шарирам" (укрепить человека в его намерениях), дать "нектар"-"тцуф / амрутам" (сделать человека альтруистом и гуманной личностью) и, как результат, породить "семена"-"зара / биджа" (веру человека в Бога).
«... Плод (карпос) же духа (пневма) - любовь (агапе), радость (хара), мир (эйрене), долготерпение (макрофимия), благость (хрестотес), милосердие (агафосинэ), вера (пистис), кротость (праотес), воздержание (энкратейя). На таковых нет [суда] закона...» (Галатам 5:22-23).
***
Но душа сама по себе наделена эгоистическим ("анохйют") желанием служения себе самой и поэтому для развития её через ощущения необходимы воздействия духовных сил, исходящих из Гадоль Олам ("трансцендентного / абсолютного / духовного / божественного мира", "Эйн Соф", "Кхоль Йехоль" - "Всевышний"). Обобщенно эти духовные силы ("кохот роханиим") опредеяются как благость / благодать / дары Святого Духа ("хэн / харис").
Проявляется благодать в форме наполнения частей души светом-"ор", исходящим -"эманация" из Бесконечного Света Всевышнего.
Но из-за собственного эгоизма части души:
- или наполняются светом в преизбытке, приводя к катастрофе - из-за "внутреннего давления" света к "разбиению" некоторых частей души или даже всей души ("швират ха-келим" - "разбиение сосудов"), в результате лучи света рассеиваются ("выходят"-"лацета"): одни ушли прямо ввысь к запредельному (Эйн Соф), но часто захватываются на пути демоническими сущностями, а другие ушли в пустоту ("риканот") и увязли в хаосе ("тоху ва-боху") Микрокосмоса.
- или же не полностью могут принимать свет, или вообще отказываются его принимать, тем самым "омрачая себя" и всю душу целиком ("хахашкат ха-келим" - "потемнение сосудов"), также принуждая лучи света проникать в другие души и также переполнять их, приводя к катастрофе.
Души, лишившиеся света, становятся "мертвыми душами" ("мот нефэш") (Числа, 6:6), хотя внешне их носители живые.
***
Человек, стремящийся к познанию Бога, должен очистить свои ум и душу от всего тленного ("омрачения / греховного"), чтобы приблизиться к этому несотворенному Свету, к своему источнику.
«... Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся... (Chozeh ba-YHWH yiqqahel ve-or panav lo yivash)» (Пс. 33:6).
Для этого необходимро пройти через все духовные ступени ("лестницы"-"сулам"), которые являются отражением Иерархии Света - Сефирот.
Души праведных людей (не имеющих ненависти и зависти), т. е. достигшие верхней ступени (ставшие "хозяинами лестницы"-"бааль сулам", "(окончательно) пробужденными"-"буддами"), занимаются тем, что собирают увязшие в хаосе Микрокосмоса искры света ("мизрин ор", Light Summoner), более "уплотняя"-"хит'авут" / "сжимая"-"хадхаша" их в своей душе, увеличивая место для большего получения света, становятся истинно "просветленными" - "на'ор".
Но мудрость праведника состоит в том, чтобы не переполнять излишне свою душу светом-"ор" (это приведет к катастрофе - из-за внутреннего давления душа расколеться и свет уйдет вовне), а, заполнив ("темлаэму") свою душу светом-"ор" (став "просветленным") в полной ("мала") мере (до последней крайности, даже уплотнив свет), смирясь в этом ("та-ану"), из-за милосердия своего к другим душам ("бодхисаттва") учит ("ханох") другие души практике контролирования наполнения светом, чтобы направлять свои усилия и на отдачу части света другим для просвещения душ Божественным Светом. Тем самым отношения между просветленными душами праведников и их учениками образуют "Древо Жизни" ("Эц Хаим").
***
Изменяя себя, душа изменяет и мир вокруг себя, влияя на космос своими действиями - деяниями ("асах", "карма") и формированиями ("йацар", "нирмана"), - положительно ("мицвот", "дандах") или отрицательно ("хет", "душтайя").
Последнее происходит тогда, когда в человеке душа из-за присущего ей эгоизма превращается в своевольного узурпатора: человек останавливается в "душевном уровне" своего развития на уровне "особи" - отказывется ("орлах" - "препятствие") трансформироваться в "плод" ("личность"), сбросить с себя "шелуху" ("келипах", "курча") прошлых эгоизмов и своеволий, или начинает господствовать одна из частей ("ситра ахра" - "другая сторона") души, подавляя другие, - и это и есть зло (об этом уровне свидетельствуют совершения носителями такой души грехов - "дел плоти"). Особенно тяжелая ситуация, когда начинает господствовать в душе "руах" (эмоциональная, "водная душа"), соотносимая с сердцем:
«... А что выходит из уст человека, то исходит из сердца, и оно оскверняет его. Ибо из сердца исходят злые помыслы: убийство, прелюбодеяние, любодеяние, кража, лжесвидетельство, злословие. Они оскверняют человека...» (Матф. 15:18-20);
«... «Это народ, чьи сердца заблудились; они не знают пути Моего», поэтому в гневе Я поклялся, что они не войдут в покой Мой...» (Пс. 94:8-11).
Поэтому в первую очередь благодатью Духа Божьего обновляется в человеке его сердце, а из него - разум:
«... Я даю тебе сердце ("лев") мудрое ("хохма") и разумное ("бин"), так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе...» (3 Цар. 3:12);
«... Ибо Господь (Йахва) дает мудрость ("хохма"); из уст Его - знание ("дес", букв. "ведение, религиозность") и разум ("таевуна", букв. "причина, умение")...» (Притчи 2:6);
«... и почиет на нем Дух Господень (Руах Йахва), дух премудрости (руах хахма) и разума (бина), дух совета (руах тца) и крепости (гвура), дух ведения (руах дес) и благочестия [букв. "страха"] (йира)...» (Исайя 11:2);
«... Если же у кого из вас недостает мудрости ("софия"), да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему...» (Иаков, 1:5).
Поскольку развитие души ("цветок" - "нектар" - "плод" - "семена") суждено для неё, то она будет подвергнута суду-"дин" в том, совершила ли она это ("йецер тов") или нет ("йецер хара"):
«... сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную...» (Галат. 6:8);
«... Если мы живем духом [пневма], то по духу [пневма] и поступать должны...» (Галат. 5:25);
«... Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро...» (1-е Петра 4:19);
«... чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу...» (Рим. 8:4).
«... Блажен человек, которому не вменяет Господь беззакония и в духе [рухо] которого нет лукавства...» (еврейская версия: Пс. 32:6).
Также у души, хотя она является вечной сущностью, есть ограниченное количество времени в Мире МИКРОкосмоса, чтобы развивать себя, подобно времени существования цветка / плода на дереве.
«... Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив...» (Исайя 55:6).
Вопрос о том, сможет ли душа после смерти переродиться, чтобы продолжить свое развитие (начиная с прерванного места или опять снова с нижней ступени), остается открытым. Каббалисты и язычники утверждают, что душа перерождается-"гилгул / сансара / метемпсихоз / реинкарнация", пока не поднимется через все духовные ступени к своему источнику и не прекратит цикл своих перерождений ("мокша") - душа тогда достигнет своего "исправления"-"тиккун", а с исправлением последней души человечества совершится Великое Исправление (Гадоль Тиккун, Гмар Тиккун) мироздания и он превратиться в Олам ха-Ба "Будущий мир (рай)".
Также неизвестно, ограничено или нет количество душ, воплощающихся в человечческом теле (некоторые каббалисты утверждают, что изначальная человеческая душа (Адам Ришон) разделилась на 600 тысяч душ, и их именно такое количество во Вселенной). Но так как душа человека сотворена, т. е. был момент, когда её ранее не было (даже как части когда-то Единой Души), и, таким образом, душ было ранее меньше, а потом стало больше, но часть душ, сотворенных ранее, уже ушла к своему источнику, то нельзя говорить о том, что новых душ ТОЛЬКО столько, сколько ранее было потом ушедших к Творцу душ.
Также каббалисты говорят о «прививке» (иббур) как особом соединении отжившей души с душой живого человека (на 7-м или даже на 14-м году возраста), с провиденциальной (исходящей от божества, провидения; предопределённой) целью на благо обоих. Оккультисты в этом отношении говорят о "подселении" (души), но "подселяться" могут и духи-демоны ("паразиты").
Комментариев нет:
Отправить комментарий