Каин убивает Авеля в поле из ревности и зависти, за что проклинается и изгоняется от лица Господа. Перепуганный Каин говорит Господу: "Всякий, кто встретится со мною, убьет меня". «И сделал Господь Каину знак (т. е. «oth” - "символ", "знамение" и т. п.), чтобы никто, встретившись с ним, не убил его». Но, задается вопросом Д. Д. Фрэзер, кто мог угрожать ему, если тогда на земле еще никого не было, кроме его родителей, Адама и Евы, кои продолжали проживать в районе Сада Едема. Очевидно, в первоначальном варианте рассказа, по мнению английского исследователя, выражалось опасение перед духом убиенного, коий стремился отмстить убийце. Дабы Каин не был узнан духом Авеля, он обмазывается какой-то краской, либо получает некий знак на лбу ("Каинова печать"), показывающий жаждущему мести духу жертвы, что убийца уже расплатился за содеянное или понес определенное наказание (как сие практикуется у первобытных народов). Интерпретация интересная, но не много объясняющая по сути.
Принято особенно настаивать на противоречии якобы между земледельцами и скотоводами, что выразилось в истории убийства Каина Авелем. Маловероятно, что тот и другой - исключительно земледельцы и скотоводы. Та эпоха более характеризуется собирательством. Но семья Адама явно занимается всем сразу. Впрочем, Господь говорит Адаму: «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт.3:17-19). Из вышесказанного выходит, что Адам был все-таки примущестивенно земледельцем. Следовательно, Каин верно продолжал его дело, а вот Авель учинил нечто новое!
По мнению С. Г. Хука, вероятно, в данном пассаже "древнееврейский текст в ходе передачи претерпел значительные искажения". Он считает, что первоначально имелось в виду ритуальное убийство, призванное умилостивить демоническую силу robes, а также удобрить кровью скотовода бесплодную землю, "которая отверзла уста свои" и "приняла кровь». Полностью можно согласиться с данным пониманием. Но оно нам кажется все-таки недостаточным.
Российский изследователь Дьяконов в своем «Праотце Адаме» ( С. 53) очень верно замечает « Смерть вступила в мир не с убийством Авеля (если уж на то пошло, то сам Авель убивал своих ягнят!), смерть вступила в него с грехопадением Адама и Евы». И ведь действительно, как понимать жертвоприношения Авеля, если допотопные люди, чтящие Бога, были фактически вегетарианцами. Святоотеческая экзегеза сфокусирована на нравственном или сотериологическом аспектах события. Посему обратим свое внимание несколько иначе.
Начиная с интерпретации Быт. 2:16, Вавилонский Талмуд представляем первые шесть заповедей (допотопных): пять — в форме запретов на идолопоклонство, бласфемию, убийство, прелюбодеяние и грабеж и одно — относительно необходимости учреждения судов (со всеми вытекающими из оттуда последствиями). После Потопа устанавливается еще одна заповедь, запрещающая вкушать плоть, отрезанную с живого животного. (Так в раввинистической литературе интерпретируются слова Бога, обращенные к Ною и его сыновьям (Быт. 9:4): "Только плоти с душою ее, с кровию ее, не ешьте".) Но то — равинистическая трактовка текста. Прямой же смысл таков, что и послепотопному человечеству предложено вегетарианство.
Получается, что скотоводство Авеля имело некий иной смысл. Приручение животных? Получение молока и молочных продуктов? Или здесь - непонимание протографа? Если предположить, что Авель мыслится как «пастырь», то его деятельность можно понимать как духовную. Именно он должен стать пастырем над неуклонно вырастающим в будущем количеством населения Земли. Тогда вполне справедливо наше предположение о том, что Abel есть сильно искаженное шумерское Abgallu, т. е. институированный «мудрец».
Авель совершает, судя по всему, нечто необыкновенное на тот момент: он приносил кровавую жертву ЯХВЕ. Ибо он знает, что данный агнец прообразует Агнца Божия — Спасителя. Для Каина сие невыносимо по очень многим причинам. Его вражда начинается загодя сего знаменательного акта.
Авель, совершая неслыханное, знает, что и сам будет принесен в жертву. Авель приносит кровавую жертву ЯХВЕ, и сам Авель приносится в кровавую жертву, дабы напитать землю, но не Богу, а дьяволу. Но ведь и Исус, как Бог, Сам Себя приносит Себе в Жертву, хотя се почти непереносимо его человеческой природе, не знающей греха. Именно в данном контексте и надо понимать слова ап.Павла: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще» (Евр.11:4).
Комментариев нет:
Отправить комментарий