Индоевропеисты постоянно обращаются к барельефу, хранящемуся в Лувре, который датируется рубежом старой и новой эры. На нём Митра с атрибутами, которые мы затем увидим на христианских иконах, изображающих Иисуса, убивает примордиального Быка.
В Ведах Бык - символ не только Рудры, но и Праджапати, более того, сам Праджапати земного уровня (т.е. отец дэвов и асуров Кашьяпа, а также отец всех богинь Дакша, известный также, как Мригаширша и связанный с накшатрой Ориона). Несмотря на то, что Рудра однажды сам стал сыном Кашьяпы (как и Вишну), он превосходит Праджапати, и эта рокировка (божество более низкого уровня производит божество более высокого уровня) реализуется дважды: когда Рудра рождается от Брахмы, и когда он рождается от Кашьяпы.
Здесь у нас возникают две трудности: во-первых, мы знаем, что Рудра однажды стал сыном Кашьяпы, однако, итихасы описывают лишь рождение 70 Рудр его женой Дити, но не самого Рудры. При этом Рудры там именуются Марутами, богами ветра, они лишь стали Рудрами в связи с тем, что громко выли, когда Индра рассекал их зародыши во чреве матери, чтобы они не стали одним могучим божеством, способным составить ему конкуренцию. "Не ори! Не ори (maa rudo!)! - приговаривал Шакра, рассекая плод в теле Дити." (В.Р. 1.46.20a).
Далее Индра становится полководцем Марутов, как Рудра (или его сын Муруган) является полководцем Рудр (которых, в свою очередь, также иногда именуют Марутами!). В Атхарваведа (4.28.3) Рудра именуется "убийцей Вритры" (а это Индра убил Вритру!). Ответ прост: Рудра и Индра - это две ипостаси одного и того же божества на разных уровнях проявления. Этим объясняется и одинаковый нарратив: Брахма порождает Рудру, Рудра при этом более могущественное божество, чем его отец; Праджапати Кашьяпа порождает Индру, Индра при этом могущественнее него. Оба возглавляют армию атмосферных сил, ветров, которые именуются то Рудрами, то Марутами.
Теперь вернёмся к убийству Быка Митрой. В Ведах нет соответствующего нарратива, однако есть история о том, как Рудра убил Дакшу. Поводом стал акт неуважения зазнавшегося Прародителя к Рудре, вследствии чего совершила самосожжение дочь Дакши и жена Рудры Сати. Причина же, конечно, в том, что Дакша забыл своё место во вселенской иерархии, и сам возомнил себя верховным Правителем, а небесного управителя более высокого уровня Рудру не почтил. Радж Ведам пишет, что Праджапати, воплощающего плодовитость земли, символизирует Бык. И Митра, убивающий Быка - реперкуссия убийства Праджапати Рудрой на южном небосклоне.
Но какое отношение к Рудре имеет Митра? Не является ли эта реперкуссия позднейшим переосмыслением нарратива в Персии? Из Ригведы (5.70) мы узнаём, что нет: пара "небесных друзей" Митра-Варуна (от соединения семени которых, кстати, позже родился мудрец Васиштха, семейный гуру Рамы) также является проявлением Рудры: "Раз, в самом деле, ваша помощь распространилась теперь с большей широтой, о Варуна, о Митра, я хотел бы добиться вашей помощи... Защитите нас, о два Рудры, а также спасите нас как добрые Спасители..." (пер. Т.Я. Елизаренковой). Чарака-катха-араньяка (3.222) именует Митру и Варуну двумя глазами Рудры. Шатапатха-брахмана же учит, что и бог Ветра Ваю, ведийский "Святой Дух", также является формой Рудры, именуемой также Угра.
Таким образом, 11 из двенадцати ключевых небесных управителей, Адитьев, сыновей Праджапати и Адити, оказываются проявлениями Рудры (ср.11 Рудр!). Номер 12 - сам Вишну, который также принимает участие в игре "рождение более великого от меньшего": в начале нашей кальпы он ещё до Рудры исходит из Брахмы в форме кабана Варахи, чтобы извлечь Землю со дна океана и стать её супругом, а затем уже на Земле становится сыном Кашьяпы по имени Вамана и младшим братом Индры.
Первая фаза проявления (космическая):
Из Вишну исходит Брахма
Из Брахмы исходят Вараха (Вишну) и Рудра
Из Брахмы также исходят Праджапати
Рудра возглавляет армию Рудр.
Вторая фаза проявления (земная):
От Праджапати Кашьяпы рождаются 11 Адитьев, включая Индру, Митру и Варуну. И все они - проявления Рудры.
От Праджапати Кашьяпы также рождается Вамана (Вишну).
Индра возглавляет армию Марутов как Рудра возглавляет армию Рудр.
В заключение отмечу, что ещё одно важное божество также присутствует на всех этих уровнях. Это Кумара. Согласно шрути, вначале он рождается как сын Брахмы Санат Кумар, и в этой форме служит Вишну. Затем как сын Рудры Сканда-Муруган, и в этой форме он служит Рудре. Наконец, он - брат-близнец Индры Агни (согласно Ауробиндо, это его самая древняя форма), именно поэтому Агни - непременный агент Индры и всех дэвов: именно он передаёт им молитвы и жертвоприношения от людей. Иными словами, даже и в этом, земном рождении, он остаётся верен своему отцу Рудре, ставшему его братом Индрой.
Sītārām Śarañ
Комментариев нет:
Отправить комментарий