M1. Эти двести бесов спустились на землю.
M2. Их сошествие с неба возбудило других небесных существ (обитателей).
M3. Они спустились (на землю) из-за красоты женщин, которых они там (на земле) увидели.2
M4. (И) чтобы совратить этих женщин, они обучили (их) запрещенным искусствам и небесным тайнам3 , и они (исполины) принесли руины на землю.4
M5. Кто - то (Енох?) предупреждал, что пришествие этих двухсот бесов приведёт только к "потери речи", и "тяжолому труду".
M6. Они поработили человеческий род, убили сотни тысяч праведных в сражении, насильственно женились на красивых женщинах, и пленили народы. (Но) ангелы "спрятали" Еноха. 5
M7. (Когда) праведных сжигали, они вспоминали о мудром Енохе.
M8. Шемихазе6 родил двух гигантских сыновей, Са[х]ма (=Ohyah) и Патсэма (=Nariman или Ahyah/Hahyah). Другие бесы и Яксас родили остальную часть исполинов.
M9. Исполины росли и крушили землю и человеческий род. Плачь рода человеческого достигает небес.
M10. Яима7 принял преклонениеи прошения человечества, поскольку люди умоляли о помощи.
M11. Кто-то хвалился, что Са[х]м и его брат будут жить и управлять всегда и у них несравнимая сила и власть.
M12. Исполин Хобабиш (=Humbaba) отнял у кого - то его жену. Исполины грешили между собой и начали убивать друг друга, а также других созданий. Са[х]м и его брат остепенились. Оказалось, что Са[х]му приснился сон, в котором дощечка была брошена в воду. Этот сон имел три значения, предвещая горе, падение и разрушение. Nariman имел сон о саде, всем в рядах деревьев. И некоторые из тех павших двухсот опомнились.
M13. Кто - то рассказал несколько притч о различии между малым и большим или о произхождении большого из малого. Нариман рассказал как он видел (во сне?) тех кто плакал и глубоко переживал и многих других, которые были падшими правителями.
M14. Исполин Махоей, сын Virogdad (=Baraq'el)8 , услышал глас предостерегающий его, поскольку он летел вперед к восходу солнца, и он подчинился Еноху "апостолу" и небесному гласу, которые предупреждали его опустится прежде, чем солнце обосжёт его крылья (как Икара). Он спустился, и глас привел его к Еноху.
M15. Енох истолковал сон, указывая, что деревья это как "Наблюдатели"9 , а исполины, которые были рождены женщинами, будут "сломаны" (повержены) некоторыми …(деревьями?)
M16. Кто - то рассказал, что кто - то приказывал ему, чтобы он не бежал, но принес послание, написанное на двух каменных скрижалях и отнес это послание сначала к Nariman. Он принес ему, чтобы выслушать содержимое одной скрижалии, которая имела отношение к демонам и исполинами. Шамизад приказал ему прочитать написаное Енохом.
M17. Енох апостол, предсказывает суд над демонами и их порождениями, говоря, что не будет им покоя и узрят они гибель своих детей (исполинов)10 . Он обращался к кому - то (возможно к исполинам), кто правил в течении ста двадцати лет11 . Потом он предсказал грядущую эру земного плодородия, возможно после Потопа12 , или сам Потоп13 .
M18. Са[х]м призывал других исполинов непечалится и попиршовать, но они были слишком печальны, чтобы есть и вместо этого уснули. Махоей пошёл к Atanbush (=Utnapistim - или другой исполин или другое имя Еноха) и рассказал ему обо всем. И когда Махоей возвратился, у Са[х]ма был сон, в котором он взошел на небо. Он видел воду на земле обетованной, и демоны выходили из воды. Некоторые существа (духи защиты?) были невидимыми, но сами видели небесных правителей.
M19. Са[х]м, Шамизад, и Махоей разговаривали. Махоей рассаказал о своем отце Вирогдаде. И неясно зачем упомянул об оружие и благословении на того, кто видел как избавиться от смерти. Сэм и Махоей искали …(?) …кое-что (?)
M20. Кто - то утверждал что он уверен в Махоей, и что он будет защитником Са[х]ма, но однако Са[х]м и Махоей были повержены и начали бороться между собой.
M21. Злые дьяволы были довольны видеть "апостола" (Еноха) и робко собрались перед ним. Очевидно, они обещали преобразится и ступить на новый путь, и они просили о милосердии4 .
M22. Кто - то (Енох?) предупреждал группу (бесов?), что они будут преданы огню, и наложено на них будет вечное проклятие, несмотря на их веру, что они всегда неправильно используют свою силу и потеряют ее. Он также обращался к ним "рождённые в грехе сыновья вне брака" (гиганты?)5 и описывает, как праведные будут лететь над огнем проклятия и в душе злорадствовать об этом.
M23. "Они", предположительно демоны, взяли нескольких небесных помощников (небожителей?) в плен. Из-за этого ангелы сошли с неба, вселяя ужас в двести демонов, которые приняли человеческое обличье и скрылись среди людей. Ангелы разделили людей и стали следить за ними, отбирая гигантов от демонов и вводя "их" (детей гигантов) в безопасные тридцать два отдаленных города, подготовленных для них "Живым Духом" Aryan Wezan (традиционная родина индо-иранцев), околосвященной горы Меру и других гор. Эти люди изобрели искусства и ремесла. Эти двести демонов ведут великую войну против четырех ангелов.
M24. Atanbush отчаянно сражался, сопровождаемый Наблюдателями и исполинами, и трое из исполинов были убиты. И также ангел был убит а с ним и другие.
M25. Ohyah и Ахьях решили сдержать свое обещание принять сражение, и они хвалились своим мастерством.
M26. Эти четыре ангела, божественной командой, связали Egregoroi вечными цепями и заточили в темную темницу6 и уничтожили его детей7 .
M27. Даже перед бунтом Egregoroi, эта темница была уготована для них под горами. Кроме того, тридцать шесть городов были приготовлены для проживания злых и долговечных сыновей исполинов еще перед тем как они были рождены.
M28. Ohyah (или Ахьях), исконное чудовище Левиафана, и архангел Рафаил участвували в большом сражении "и они исчезли". Согласно одной традиции, Охьях пережил потоп и боролся в одном сражением после потопа.
M29. Три тысячи двести восемьдесят лет прошло между временем Еноха и времени Короля Виштаспа (который управлял во время пророка Заратустры, который наряду с Буддой и Христом, был апостолом, который прибыл перед апостолом Мани).
Комментарии
1. М - манихейская «Книга исполинов», 1-29 – условные номера страниц
2. Сравни Быт. 6:2; 1 Енох 6:1-2; Юб. 5:1)
3. Сравни 1 Енох 7-8)
4. Сравни Быт 6:5, 11-12; 1 Енох 7; 9:8; Юб. 5:2-3)
5. Сравни Быт 5:24; 1 Енох 87:3-4, 70:3; Юб. 4:21, 23).
6. Shemihazah, сравни 1 Енох 6:3; 9:7
7. Согласно манихейской космологии это перевод имени еврейского Бога – Яхве.
8. Сравни 1 Енох 6:7
9. Сравни 1 Енох 12:4 и дальше
10. Сравни 1 Енох 14:6; 16:3; Юб. 4:22
11. Сравни Быт. 6:3
12. Сравни 1 Енох 10:11-22
13. Сравни. Быт 7:8-9
14. Сравни 1 Енох 13:4-6, 9
15. Сравни Быт. 6:3
16. Сравни 1 Енох 10:11-14; Юб. 5:6, 10
17. Сравни 1 Енох 10:15; 15:8-12; Юб. 5:7-9, 11
Советуем прочитать Книгу Наблюдателей (1 Енох 1-36) перед ознакомлением с манихейской "Книгой исполинов". Фрагменты и цитаты из манихейской версии Книги Исполинов были восстановлены из разлчных средневековых рукописей на разных языках, включая Среднеперсидский, согдианский, югурский, коптский, парфянский, и латынь.
Представленые здесь страниц1 M1-4 полностью истинные и повествует историю падения ангелов и рождения исполинов, M5 и M6 приближаются по содержанию к предыдущим страницам, M8-9 наверно должны были следовать за ними. M11-12 по сожержанию близки к предыдущим. M15 интерпретирует сон в M12. M16 и M18 - противоположные стороны той же самой страницы, с неопределенным количеством текста, потерянного между ними у основания страницы. M23, 26-27 принадлежат тому же самому последнему эпизоду, и M28-29 походят, Корее всего из постдилувианского периода.
Следующие фрагменты вероятные, но сомнительные. M14 приводит эпизод, в котором Енох дает наставления бесам, в тот момент, когда он был недосегаем исполинами. M16 приналежит (Махоейю?) когда он возвращает послание Еноха на каменных скрижалях и M17 представляет собой послание Енох, содержание которого соответствует контексту. Следующие фрагменты предположительно возможны, но очень сомнительны. M7 мог также соответствовать эпизодом отображонным в M23, 26-27. Размещение M10 здесь базируется на предположении Скджаерва (Skjaerv), что Яим (Yima) отождествляется с еврейским Богом Яхве.
Непонятно куда относится M13 и может быть отнесен к любой из последующих страниц. M19-20, естественно продолжают предыдущие страницы, в которых однако Са[х]м и Махоей не упоминаются, они идут после M18, но возможны и другие размещения. В M21 упущено наставление Еноха которое он сначала послает исполинам, но в проходе оно теряется, и поскольку ситуация ухудшается, он прибывает лично, чтобы непосредственно им передать. M22 показывает реакцию Еноха на просьбу бесов об милосердии, хотя этот эпизод мог также идти с M17 (хотя это сомнительно, что так много текста могло сохранится между M16 и M18). M24-25 расположены правильно, но могли также идти с M9-12
M2. Их сошествие с неба возбудило других небесных существ (обитателей).
M3. Они спустились (на землю) из-за красоты женщин, которых они там (на земле) увидели.2
M4. (И) чтобы совратить этих женщин, они обучили (их) запрещенным искусствам и небесным тайнам3 , и они (исполины) принесли руины на землю.4
M5. Кто - то (Енох?) предупреждал, что пришествие этих двухсот бесов приведёт только к "потери речи", и "тяжолому труду".
M6. Они поработили человеческий род, убили сотни тысяч праведных в сражении, насильственно женились на красивых женщинах, и пленили народы. (Но) ангелы "спрятали" Еноха. 5
M7. (Когда) праведных сжигали, они вспоминали о мудром Енохе.
M8. Шемихазе6 родил двух гигантских сыновей, Са[х]ма (=Ohyah) и Патсэма (=Nariman или Ahyah/Hahyah). Другие бесы и Яксас родили остальную часть исполинов.
M9. Исполины росли и крушили землю и человеческий род. Плачь рода человеческого достигает небес.
M10. Яима7 принял преклонениеи прошения человечества, поскольку люди умоляли о помощи.
M11. Кто-то хвалился, что Са[х]м и его брат будут жить и управлять всегда и у них несравнимая сила и власть.
M12. Исполин Хобабиш (=Humbaba) отнял у кого - то его жену. Исполины грешили между собой и начали убивать друг друга, а также других созданий. Са[х]м и его брат остепенились. Оказалось, что Са[х]му приснился сон, в котором дощечка была брошена в воду. Этот сон имел три значения, предвещая горе, падение и разрушение. Nariman имел сон о саде, всем в рядах деревьев. И некоторые из тех павших двухсот опомнились.
M13. Кто - то рассказал несколько притч о различии между малым и большим или о произхождении большого из малого. Нариман рассказал как он видел (во сне?) тех кто плакал и глубоко переживал и многих других, которые были падшими правителями.
M14. Исполин Махоей, сын Virogdad (=Baraq'el)8 , услышал глас предостерегающий его, поскольку он летел вперед к восходу солнца, и он подчинился Еноху "апостолу" и небесному гласу, которые предупреждали его опустится прежде, чем солнце обосжёт его крылья (как Икара). Он спустился, и глас привел его к Еноху.
M15. Енох истолковал сон, указывая, что деревья это как "Наблюдатели"9 , а исполины, которые были рождены женщинами, будут "сломаны" (повержены) некоторыми …(деревьями?)
M16. Кто - то рассказал, что кто - то приказывал ему, чтобы он не бежал, но принес послание, написанное на двух каменных скрижалях и отнес это послание сначала к Nariman. Он принес ему, чтобы выслушать содержимое одной скрижалии, которая имела отношение к демонам и исполинами. Шамизад приказал ему прочитать написаное Енохом.
M17. Енох апостол, предсказывает суд над демонами и их порождениями, говоря, что не будет им покоя и узрят они гибель своих детей (исполинов)10 . Он обращался к кому - то (возможно к исполинам), кто правил в течении ста двадцати лет11 . Потом он предсказал грядущую эру земного плодородия, возможно после Потопа12 , или сам Потоп13 .
M18. Са[х]м призывал других исполинов непечалится и попиршовать, но они были слишком печальны, чтобы есть и вместо этого уснули. Махоей пошёл к Atanbush (=Utnapistim - или другой исполин или другое имя Еноха) и рассказал ему обо всем. И когда Махоей возвратился, у Са[х]ма был сон, в котором он взошел на небо. Он видел воду на земле обетованной, и демоны выходили из воды. Некоторые существа (духи защиты?) были невидимыми, но сами видели небесных правителей.
M19. Са[х]м, Шамизад, и Махоей разговаривали. Махоей рассаказал о своем отце Вирогдаде. И неясно зачем упомянул об оружие и благословении на того, кто видел как избавиться от смерти. Сэм и Махоей искали …(?) …кое-что (?)
M20. Кто - то утверждал что он уверен в Махоей, и что он будет защитником Са[х]ма, но однако Са[х]м и Махоей были повержены и начали бороться между собой.
M21. Злые дьяволы были довольны видеть "апостола" (Еноха) и робко собрались перед ним. Очевидно, они обещали преобразится и ступить на новый путь, и они просили о милосердии4 .
M22. Кто - то (Енох?) предупреждал группу (бесов?), что они будут преданы огню, и наложено на них будет вечное проклятие, несмотря на их веру, что они всегда неправильно используют свою силу и потеряют ее. Он также обращался к ним "рождённые в грехе сыновья вне брака" (гиганты?)5 и описывает, как праведные будут лететь над огнем проклятия и в душе злорадствовать об этом.
M23. "Они", предположительно демоны, взяли нескольких небесных помощников (небожителей?) в плен. Из-за этого ангелы сошли с неба, вселяя ужас в двести демонов, которые приняли человеческое обличье и скрылись среди людей. Ангелы разделили людей и стали следить за ними, отбирая гигантов от демонов и вводя "их" (детей гигантов) в безопасные тридцать два отдаленных города, подготовленных для них "Живым Духом" Aryan Wezan (традиционная родина индо-иранцев), околосвященной горы Меру и других гор. Эти люди изобрели искусства и ремесла. Эти двести демонов ведут великую войну против четырех ангелов.
M24. Atanbush отчаянно сражался, сопровождаемый Наблюдателями и исполинами, и трое из исполинов были убиты. И также ангел был убит а с ним и другие.
M25. Ohyah и Ахьях решили сдержать свое обещание принять сражение, и они хвалились своим мастерством.
M26. Эти четыре ангела, божественной командой, связали Egregoroi вечными цепями и заточили в темную темницу6 и уничтожили его детей7 .
M27. Даже перед бунтом Egregoroi, эта темница была уготована для них под горами. Кроме того, тридцать шесть городов были приготовлены для проживания злых и долговечных сыновей исполинов еще перед тем как они были рождены.
M28. Ohyah (или Ахьях), исконное чудовище Левиафана, и архангел Рафаил участвували в большом сражении "и они исчезли". Согласно одной традиции, Охьях пережил потоп и боролся в одном сражением после потопа.
M29. Три тысячи двести восемьдесят лет прошло между временем Еноха и времени Короля Виштаспа (который управлял во время пророка Заратустры, который наряду с Буддой и Христом, был апостолом, который прибыл перед апостолом Мани).
Комментарии
1. М - манихейская «Книга исполинов», 1-29 – условные номера страниц
2. Сравни Быт. 6:2; 1 Енох 6:1-2; Юб. 5:1)
3. Сравни 1 Енох 7-8)
4. Сравни Быт 6:5, 11-12; 1 Енох 7; 9:8; Юб. 5:2-3)
5. Сравни Быт 5:24; 1 Енох 87:3-4, 70:3; Юб. 4:21, 23).
6. Shemihazah, сравни 1 Енох 6:3; 9:7
7. Согласно манихейской космологии это перевод имени еврейского Бога – Яхве.
8. Сравни 1 Енох 6:7
9. Сравни 1 Енох 12:4 и дальше
10. Сравни 1 Енох 14:6; 16:3; Юб. 4:22
11. Сравни Быт. 6:3
12. Сравни 1 Енох 10:11-22
13. Сравни. Быт 7:8-9
14. Сравни 1 Енох 13:4-6, 9
15. Сравни Быт. 6:3
16. Сравни 1 Енох 10:11-14; Юб. 5:6, 10
17. Сравни 1 Енох 10:15; 15:8-12; Юб. 5:7-9, 11
Советуем прочитать Книгу Наблюдателей (1 Енох 1-36) перед ознакомлением с манихейской "Книгой исполинов". Фрагменты и цитаты из манихейской версии Книги Исполинов были восстановлены из разлчных средневековых рукописей на разных языках, включая Среднеперсидский, согдианский, югурский, коптский, парфянский, и латынь.
Представленые здесь страниц1 M1-4 полностью истинные и повествует историю падения ангелов и рождения исполинов, M5 и M6 приближаются по содержанию к предыдущим страницам, M8-9 наверно должны были следовать за ними. M11-12 по сожержанию близки к предыдущим. M15 интерпретирует сон в M12. M16 и M18 - противоположные стороны той же самой страницы, с неопределенным количеством текста, потерянного между ними у основания страницы. M23, 26-27 принадлежат тому же самому последнему эпизоду, и M28-29 походят, Корее всего из постдилувианского периода.
Следующие фрагменты вероятные, но сомнительные. M14 приводит эпизод, в котором Енох дает наставления бесам, в тот момент, когда он был недосегаем исполинами. M16 приналежит (Махоейю?) когда он возвращает послание Еноха на каменных скрижалях и M17 представляет собой послание Енох, содержание которого соответствует контексту. Следующие фрагменты предположительно возможны, но очень сомнительны. M7 мог также соответствовать эпизодом отображонным в M23, 26-27. Размещение M10 здесь базируется на предположении Скджаерва (Skjaerv), что Яим (Yima) отождествляется с еврейским Богом Яхве.
Непонятно куда относится M13 и может быть отнесен к любой из последующих страниц. M19-20, естественно продолжают предыдущие страницы, в которых однако Са[х]м и Махоей не упоминаются, они идут после M18, но возможны и другие размещения. В M21 упущено наставление Еноха которое он сначала послает исполинам, но в проходе оно теряется, и поскольку ситуация ухудшается, он прибывает лично, чтобы непосредственно им передать. M22 показывает реакцию Еноха на просьбу бесов об милосердии, хотя этот эпизод мог также идти с M17 (хотя это сомнительно, что так много текста могло сохранится между M16 и M18). M24-25 расположены правильно, но могли также идти с M9-12
Комментариев нет:
Отправить комментарий