Поэтому, чтобы понять предполагаемый религиозный культ и скрытую в нем фигуру, что послужил вдохновением для дальнейшего образа Лилит, надо обратиться к до-иудейским её истокам. Впервые Лилит появляется ещё в древней шумерской поэме «Гильгамеш и ива», где с Лилит ассоциируют женщину-демона Кисикил-Лиллаке — «вечно визжащую деву». Под именем ki-sikil-lil-la-ke в прологе шумерской версии эпоса о Гильгамеше упоминается именно Лилит.
В частности, независимые переводы этого пролога Крамером и Фолькенштайном упоминают Лилит. В той части текста, где она упоминается, о ней говорится как о скрывающейся в пустыне, что вполне сочетается с её иудейскими описаниями. Несмотря на существование разных версий о происхождении имени Лилит, можно с уверенностью сказать, что её имя не было повсеместно единым вплоть до основания Вавилонии (примерно 2 тыс. лет до н.э.), поэтому первым реальным упоминанием о Лилит можно считать пролог вавилонской эпопеи «Гильгамеш». В нем говорится о богине Инанне, которая в течение десяти лет заботилась о Мировом Дереве Хулуппу, желая сделать из него себе трон и кровать, но однажды обнаружила, что «в стволе устроила себе дом демон Лилит». Однако на помощь Инанне пришел Гильгамеш, со своим бронзовым топором, а «Лилит, разодрала свой дом в клочья и убежала в пустошь». Лилит описывается, как красивая девушка с ногами ночной совы. Эту демонессу эпос также называют именем Кискилл-Лила-Ке. Часть имени «лил-ла-ке» переводится как «дух воды», но также интерпретируется как «сова». Некоторые исследователи находят в эпопеи упоминание о том, что эта Лилит была вампиром-проституткой.
«Инанна (Иштар), богиня войны и любви в древневосточных цивилизация, взяла под своё покровительство дерево Халуппу. Она пересадила его в свой прекрасный сад в Уруке, столице древнего шумерского царства, чтобы изготовить из его древесины трон и ложе для отдыха. Однако дерево не оправдало себя, ибо в его ветвях поселилась злая дьяволица Лилиту. Инанна (Иштар) заплакала. Вот тогда герой Гильгамеш и предложил ей свою помощь и Лилит была изгнана с дерева в пустыню. С тех пор она там живёт и подстерегает мужчин. Таким образом, уже здесь мы видим противопоставление девы Лилит и богини Инанны. Некоторые археологи утверждают, что женская фигура с птичьими когтями и двумя совами по бокам, изображенная на месопотамском глиняном барельефе Берни, датированном 2000 годом до нашей эры, есть ни что иное, как Ки-сикил-лил-ла-ке или Лилиту (Лилит).
Учёный Рафаэль Патай описывает барельеф: «Барельеф показывает, как люди представляли Лилит. Стройная, красивая, обнаженная, с крыльями. Стоит прямо на двух лежащих львах, которые отвернулись друг от друга. На голове носит шапку с двумя рогами. В руках держит кольцо и стержень. Это уже не демон, а богиня. Она укрощает диких зверей, а совы символизируют, что временем её правления была ночь».
Лилит — богиня сексуального служения, и веревка в её руке — символ этой обязанности.
Далее уже вавилонские легенды изображают её, как священную проститутку Лилу. Происходит от шумерского «лил» — воздух, ветер, дух, призрак. Шумеры называли её Ли-Лу — «человек-ветер». Она возможно ассоциировалась с пылевыми бурями, и была создана из пыли, а напомним, Лилит согласно некоторым источникам, также создана из пыли и грязи.
Сохранились заклинания с её именем на ассирийском языке. Крылатые демоницы, удушающие детей, упоминаются также в ханаанской надписи из Арслан-Таша (Северная Сирия), относящейся к VII или VIII веку до н.э. Заклинание, отгоняющее духов-душительниц от дома, гласит:
«Той, кто влетает в комнаты во тьме, — прочь, быстро, быстро, Лилу».
Немного позже она стала Лилиту. Её имя стали упоминать рядом с Инанной, называли её служанкой или «рукой Инанны». То есть, Лилиту могла выполнять поручения богини, и возможно могла принимать её внешность, когда это было необходимо, но она не была ею и не заменяла её, это как бы тёмный двойник богини, что хочет занять её место. Месопотамские народы её называли царицей Лилу («суккуб», который вторгался в эротические сны мужчин и крал их сперму ночью, чтобы зачинать лилин (её пожирающих детей демонов от мужчин). Они населяли руины и пустыни.
Лилиту — происходит от семитского корня, что означает «ночь» (по-аккадски лилу — «ночь»), это прилагательное женского рода, используемое в Месопотамии для обозначения ночных женских существ. В мифологии Древней Месопотамии подобное имя носит ночная демоница, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами. Производные от этого прилагательного — «лалу» («тот, что блуждает»). Имя «Лилит» восходит к этой группе месопотамских демонов под названием «лилу», связанных с воздухом и духом, из которых демоны женского рода назывались «лилиту». Лилу ассоциировались с бурями и пустошью. Шумеролог В. В. Емельянов предполагает, что в имени демонов-лилиту заключена игра слов из разных языков, смешивающая шумерское лиль («дух») и аккадское лилу («ночь»), и приводящая к смеси представлений о демонах этого рода, как о исключительно ночных привидения.
Из всего этого контекста для нас важен тот факт, что уже в древнейшем шумерской мифе, Лилит антагонист Инанны, а позднее она становится «тенью» служанкой Иштар. Это может указывать, что культ жриц небесной царицы Инанны / Иштар, уже в древние времена вытеснил культ какой-то совсем архаичной богини и низвел её до «служанки» своей богини. Сам культ Инанны / Иштар был связан с сакральным сексом её служительниц, храмовых блудниц и ритуалами иерогамии. Таким образом, культ Лилиту / Лилит, вытесненный ими, значит был связан не просто с сексом, а с какими-то совсем трансгрессивными сексуальными практиками, выходящими за разумные границы возможного, и нарушающие религиозные и моральные запреты даже этих древних традиций.
Собственно в каббалистическом контексте, этот миф в точности повторяется, где Лилит представляется «злой служанкой» Шехины - женской ипостаси Божественности и присутствия Божественности в мире, эдакой иудейской «царицей небесной», покровительствующей рождению детей и матерям, как была месопотамская богиня Инанна / Иштар. И «служанка» Лилит, в итоге, изгоняет госпожу, и занимает её место в мире. Таким образом, Лилит мыслится как теневая сторона Шехины, как Демоническая или Чёрная Шехина. Поэтому можно уверенно сказать, что вавилонская «служанка» Лилиту, и иудейская «служанка» Лилит, это одна и та же фигура. А значит, тот архаичный культ Лилиту с запретными формами ритуального секса, вытесненный и табуированный культом Иштар, и будет культом Лилит.
Наиболее подходящей фигурой для этого замещения, является очень древняя западносемитская богиня Анат. В угаритской поэме «Об Акхите» образ Анат неразрывно связан с богоборческими мотивами. Богиня предстаёт нарушительницей установленного космического порядка, жестоко карая главного героя за неподчинение её воле. С Творцом и Владыкой всех Богов, Элом, она разговаривает угрозами: «Швырну я его, словно овцу, на землю. Кровью омою середину его бороды». В «Финикийской истории» утверждается, что Элу даже пришлось отрубить голову этой дерзкой богине, «порочной дочери». Анат представалась, как жестокая и необузданная богиня, которую очень легко было довести до состояния исступления. В одном из мифов, повествуется, как она предавалась веселью, учинила кровопролитную расправу над бесчисленным количеством «мужей востока и запада» и, неудовлетворившись этим, обратила свой гнев на всех гостей на пиру. Убив их всех и успокоившись, она совершила омовения. Людей она уничтожала так, что головы летели, как снопы, а руки - как саранча. Отрубленные головы Анат привязывает себе за спину, а руки - за пояс как юбку, и только потом, стоя по колено в крови, и по пояс среди трупов, её «печень наполняется смехом», а сердце радостью. Эпитет Анат - «Дева», как и у Лилиту, считается, что Анат сохраняла девственность, несмотря на активную половую жизнь и была очень древним образом Великой Богини матери.
Гиксосы занесли культ Анат в Египет, где она стала еще воинственнее. Там её чтили, как супругу жестокого бога зла Сета, как Лилит у иудеев, считается супругой царя зла и демонов Самаэля.
При военном и политическом доминировании Вавилона в этом палестино-сирийском регионе, эта архаичная богиня была вытеснена и замещена вавилонской Иштар, небесной, светлой, защищающей людей и покровительствующей материнству, небесной Великой Богиней.
Барбара Уолкер видит в Лилит древнюю фигуру «Великой Матери» для оседлых земледельцев, противостоявших вторжениям номадических пастухов. Возможно, древние евреи невзлюбили Великую Мать ещё за то, что она испила крови Авеля, пастуха, убитого Каином, повелевавшим земледелием, что очень схоже с кровожадной Анат. Предположительный первый убийца был связан с Лилит через ее отождествление с Наамой, Пряхой, сестрой Тубал-Каина, которая была известна как Лилит Младшая.
При храмах Матери богов во времена древних царей Месопотамии, существовали отдельные святилища Иштар-Кутитум, которой поклонялись вместе с Царицей Ночи, богиней Лилит, которая теневая сторона Великой Матери.
В храмах Великой матери существовали две касты жриц. Жрицы дня – они носили красные одежды и жрицы ночи или как их называли ламии – они носили черную одежду. Одежда жриц имела вид сети сплетённой из конских волос, облегающей тело как кольчуга. В волосы жрицы дня вплетали рыжие конские волосы а ламии – чёрные. Жрицы дня имели более тонкую одежду-сеть, чем ламии. Ламии выходили из храма только по ночам. В жрицы выбирали только наикрасивейших и страстных женщин и очень искусных в любви. Любой мужчина мог пожелать жрицу, но… Для того чтобы овладеть жрицей мужчина должен был разорвать сеть голыми руками. Конский волос это очень прочная вещь и только в приступе безумной страсти и очень сильный мужчина мог сделать подобное. Если же у него не хватало сил, то кара следовала незамедлительно. Если он захотел дневную жрицу, то она звала на помощь, и неудачника кастрировали на алтаре и отправляли в рабство к богине. Ламия никого не звала на помощь. Она дарила неудачнику «Поцелуй Кибелы» и во время поцелуя вонзала ритуальный кинжал, служивший заколкой в волосах, в спину, в ямку под лопаткой, убивая мгновенно.
(Hapeksamendeus Aa)
Комментариев нет:
Отправить комментарий