Так кто же она, ведьма из Зеленого леса? Самое старое слово в западной культуре, которое переводится на современный английский язык как «ведьма» - это древнегреческое слово «pharmakeute». Современное слово «фармацевт» происходит от того же корня. В старину большинство лекарств делалось именно из растений. Тот факт, что ведьму впервые назвали именно «pharmakeute», демонстрирует нам древнюю связь между ведьмами и растениями.
В одной из старых легенд о ведьмах особое внимание уделено вербене. Она фигурирует в талисмане под названием «чимарута», который часто называют «ведьмиными чарами». Кое-кто считает, что эти талисманы носят как знак принадлежности к древнему колдовскому сообществу. Вербена - одно из волшебных растений, связанное со звездой Сириус. Ее цветок долгое время был символом мира, и на переговорах его брали с собой посланники. На чимаруте цветок вербены символизирует договор между ведьмой и народом фейри. Это приводит нас к мысли о том, что ведьмы управляют Зеленым Леса в материальном мире, а фейри - его сенешали в Ином мире. И снова мы сталкиваемся с идеей двух миров (населенных смертными и фейри), связанных между собой неким проходом. В народных сказках дупло дерева часто становится дверью или порталом в царство фейри.
Дерево как врата – очень древний образ. Иногда дерево изображается как рождающее лоно. В «Энеиде» Вергилия говорится:
Племя первых людей из стволов тут дубовых возникло»
(Вергилий. Энеида. VIII , 314—315. Пер. С. Ошерова)
В «Одиссее» герою предлагается рассказать о своем происхождении – «ведь не от дуба ж ты старых сказаний рожден, не от камня» (Одиссея, XIX. 160. Пер. В. Вересаева). Древний писатель Гесиод утверждает, что Зевс создал «третье поколенье людей» из ясеня. В Северной Европе мы встречаем образ огромного ясеня, известного как Иггдрасиль, из которого было создано все, включая людей.
Мирча Элиаде в книге «Очерки сравнительного религиоведения» писал о мистической связи между деревьями и людьми. Он приводит древнее представление о том, что души наших предков обитают в деревьях. Элиаде также исследует старый обычай брака людей и деревьев, и присутствие дерева в инициатических обрядах. Автор выдвигает интересную концепцию, согласно которой «все люди — просто воплощения энергии того же растительного чрева. Они — мимолетные формы, постоянно производимые изобилием растений. Человек же — мимолетная видимость новой модальности растения. Умирая или, вернее, покидая свое человеческое состояние, он возвращается — как «семя» или как «дух» — к дереву». Поступая так, мы «воссоединяемся с чревом всех вещей». В этом смысле, «Смерть — просто возобновление контакта с источником Жизни». Элиаде утверждает: «Верования, что души предков каким‑то образом связаны с определенными деревьями, из которых они эмбрионами попадают в женское чрево, образуют компактную группу с множеством вариаций».
Представления о дереве как вратах, утробе или дверном проеме между мирами тесно связаны с образом Белого Древа, распространенном в колдовской традиции Старого Света. В старинных легендах это белая береза – дерево, связанное с духами мертвых. Старинные волшебные сказки, собранные фольклористами на территории современной Италии, кажется, допускают, что духи мертвых могли стать фейри. Есть гипотеза, что легенды о курганах фейри связаны с неолитическими курганами, которые строились с единственным отверстием, - возможно, для того, чтобы душа могла входить и выходить по своему желанию.
© Р. Гримасси. Гримуар Кровавой Розы
Комментариев нет:
Отправить комментарий