"Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.), "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"), "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20); "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е); "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха); "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази); "- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"); "Мир состоит из звёзд и из людей" (Эмиль Верхарн); "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек); "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Адинатх Джайядхар: О богах и богинях в тантризме

Недвойственный тантризм не рассматривает пантеон богов и богинь мироздания как компанию вселенских дядек и космических тёток. Он рассматривает их как принципы и энергии, а их иконографические и мифологические формы - как архетипы. К примеру, человеческая жизнь рассматривается как 9 сфер, каждая из которых базируется на особом принципе, содержащем особую силу. Принцип именуют богом, а силу - богиней. На иллюстрации № 1 мы можем видеть мандалу, являющуюся символической картой жизни: центр и 8 лепестков, и того 9 пар богов и богинь.

К этому надо добавить, что любое описание мироздания условно, не абсолютно, мироздание можно описывать по-разному. Это как разные интерфейсы оперативной системы, и разные браузеры.

Почему же тантрики пользуются понятиями и образами богов и богинь, а не сводят всё, например, к формулам? Потому, что если наше взаимодействие со вселенскими силами и принципами приобретает форму взаимодействия с космическими "дядюшками" и "тётушками", то оно породнит нас с мирозданием и сделает общение более продуктивным, уютным и безопасным, чем если бы мы относились к мирозданию как к агрегату, машине, а к пантеону - как к набору заводских станков, машинерии.

Машина делает свою работу чётко, но машина не может пожалеть нас и спасти, если край нашей одежды затянуло в шестерёнки. Если мы относимся к мирозданию, к его принципам и силам, как к бездушной сверхмашине, то в результате такого отношения вселенная будет безмолвной, чужой и опасной, а жизнь наша будет жёсткой, и мир нашим будет ледяным. Как сказал И. Губерман, "Среди немыслимых высот цивилизации мы одиноки, как карась в канализации".

А вот если относишься к мирозданию как к своему телу или как к родной матушке, если относишься к пантеону как к своим собственным органам, своим проявлениям, или как к своим высшим родственникам, то взаимодействие с мирозданием становится более органичным, мягким, милосердным по отношению к нам, и лучше контролируемым.

Лицо Махакалабхайравы на иллюстрации № 2 символизирует мощь божественного сознания и его божественной энергии, с помощью которой божественное сознание способно переварить любой феномен. Если мы будем воспринимать это как машину или как чудовищного бога-чужака - будет страшно, и с этим будет трудно породниться. А если мы будем воспринимать как собственный орган или как высшего родственника - то не будет страшно и чуждо, и будет легко породниться. А породнение со всем мирозданием нужно для выхода из сансары и обретения дживанмукти.

Мы находимся в телах приматов. Поэтому мы не некий чистый и холодный разум, но существа эмоциональные, двуполые, с родительским инстинктом, с любовью к родным и близким. Не стоит позволять нашей звериной натуре во всём доминировать над нашим разумом, но и не стоит эту звериную натуру во всём подавлять. 

Тантрическое описание мира - это баланс, дружественный компромисс между чистым разумом, эмоциями и инстинктами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...