Дхармакайя
"Дхарма" означает всё существование, все явления, которые существуют.
"Кайя" означает измерение, состояние, истинную природу.
Это подобно "шуньяте", состоянию пустоты.
Равным образом в буддийском учении сутр часто используют термин "дхармадхату". "Дхату" означает состояние всех дхарм, пустоту, не существует ничего другого.
Когда речь идёт об истинном состоянии просветлённых существ, то мы говорим о "дхармакайе". Это означает, что оно – вне формы, цвета и всех объяснений.
Когда мы говорим о будде дхармакайи, в Дзогчене или в традиции Нигма у нас есть такой образ как Самантабхадра. Также его называют «адибудда», изначальный будда. В Сутре и Ануттаратантре (Высшей Тантре) дхармакайя означает истинное состояние. В Тантре говорят о Ваджрадхаре, который является символом дхармакайи. Например, дхармакайю-Ваджрадхару изображают в человеческой форме. Это не означает, что дхармакайя является человеком. Дхармакайя не обладает никакой формой. Мы - люди, поэтому, если мы хотим узнать своё измерение, мы должны изобразить человеческое измерение. Вот почему мы изображаем Самантабхадру в человеческом облике. Не нужно думать, что это является действительным обликом Самантабхадры. Самантабхадра пребывает вне формы и цвета. Если бы мы были животными, например, слонами, и обладали бы этим знанием, конечно, мы изобразили бы дхармакайю в облике слона. Если бы мы принадлежали к другой разновидности существ, то мы изобразили бы дхармакайю в другом облике. Это относится не только к дхармакайе, но также и ко всем другим образам, таким как образы самбхогакайи.
Мы можем видеть, что проявления дхармакайи, такие как Ваджрадхара, изображаются синими. Синий цвет символизирует пустоту и глубину, то есть, нечто, подобное небу. Когда мы смотрим в небо, то видим синий цвет. Но мы знаем, что небо не обладает никаким цветом. Именно по этой причине мы используем этот цвет, чтобы изобразить дхармакайю, а также для того, чтобы показать состояние ума. Когда мы выполняем визуализацию ОМ А ХУМ, трёх слогов трёх состояний тела, речи и ума, синий ХУМ представляет глубину и состояние пустоты. Поэтому именно так мы изображаем дхармакайю.
Самбхогакайя
Затем, когда мы говорим о самбхогакайе, обычно это означает проявление пробуждённых существ. Эти пробуждённые существа обладают бесконечной мудростью и именно она является потенциальностью пробуждённых существ. Каким образом она проявляется? Она проявляется в соответствии с обстоятельствами. Я уже объяснял, приводя в пример могущественное зеркало. Зеркало не обладает особой формой и цветом. Зеркало - это способность, потенциальность. Оно обладает способностью отражать различные формы и цвета. Это похоже на потенциальность мудрости просветлённых существ. Не существует никакого ограничения для их проявлений. Если перед зеркалом находится человек, собака, или всё, что угодно, в зеркале появляется его отражение. Таким же образом, истинное состояние пробуждённых существ - это дхармакайя, пребывающая вне формы; она не имеет формы, но в соответствии с обстоятельствами возникает проявление и осуществляется передача. Поэтому обстоятельства являются основой, опираясь на которую возникают проявления. Таким образом, эта способность, пребывающая вне ограничений, называется самбхогакайей. "Самбхога" означает богатство, изобилие. У нас есть все возможности для проявления. И это состояние обладает такой способностью, такой потенциальностью. Эта потенциальность проявляется посредством света и лучей, которые являются коренной энергией пяти элементов. Поэтому все пробуждённые существа в полной мере обладают этой способностью, этой энергией. Итак, эту разновидность проявлений мы называем самбхогакайей.
Нирманакайя
Равным образом пробуждённые существа обладают способностью объединяться с нашим нечистым видением. Обычно говорят, что, когда кто-то является полностью пробуждённым, подобно Будде Шакьямуни, у него больше нет нечистого видения, он обладает только чистым видением. Но это не означает, что когда вы становитесь полностью пробуждённым, как Будда Шакьямуни, вы не обладаете более способностью воспринимать сансару и видеть страдания существ. Обычно мы обладаем индивидуальным видением сансары. У нас создаётся впечатление, что это - наше истинное измерение. Пробуждённые существа не обладают этой разновидностью видения, но они обладают способностью понимать видение всех существ. Это - то, что мы называем всеведением. Здесь необходимо хорошо различать, иначе можно подумать, что быть пробуждённым означает обладать только чистым видением, без способности видеть страдание и сансару. В таком случае не существовало бы возможности нирманакайи.
Будда Шакьямуни является нирманакайей. Он родился принцем в Индии. Он выполнял практики и проявил полную реализацию.
В сутрах Хинаяны говорится, что Будда занимался практикой и достиг реализации в течение одной жизни. Это не означает, что он ничего не делал в своих прошлых жизнях. Он уже обладал очень высоким уровнем понимания. Это не означает, что он начал практику в данной жизни и достиг реализации в этой одной жизни. Итак, это - точка зрения, которая также имеется в Хинаяне: говорится, что в течение многих кальп он жертвовал собой, выполнял практики и т. п., и наконец, в данной жизни он осуществил и проявил эту реализацию.
С точки зрения Махаяны говорят, что Будда уже достиг реализации прежде своего проявления.
Таким образом, существуют различные точки зрения. Но хотя бы это было и так, Будда проявился в облике человека. И когда он жил в Индии, каждый день он искал пищу, ел, ходил, спал, как обычный человек. И также, в конце концов, он проявил свою смерть.Таким образом, это означает, что хотя он обладал видением сансары, для просветлённых существ существует возможность объединиться с сансарой. Именно это мы называем нирманакайей: пробуждённые существа обладают возможностью вступать в сансару и общаться ради блага существ.
Вот, что мы называем тремя кайями. Это означает пробуждённое состояние и то, каким образом мы достигаем этой способности. Но если вы хотите понять их действительно конкретным образом, вы должны узнать три кайи в самих себе, а не только как историю Будды.
Комментариев нет:
Отправить комментарий