В Торе говорится, что Б-г сотворил мир за шесть дней.
На более глубоком уровне мудрецы Каббалы рассматривают физический мир как последнее звено Седер Ишталшелут ("порядок эволюции"). Это космическая цепь миров, которая простирается от неба до земли.
В Каббале говорится, как Б-г начал свою работу по сотворению мира с того, что создал все сущее в наиболее чистой и духовной форме, а уже потом позволил ему явиться на свет и трансформироваться, постепенно и поэтапно, в более конкретные формы, создав в конечном счете наш физический мир – самое "низшее" и наиболее осязаемое воплощение всего сущего.
Например, физическая вода является конечным продуктом целого ряда более духовных явлений, таких как чувство любви и Б-жественный Хесед ("милосердие"). Физическая земля есть материальное олицетворение цепочки явлений, включающих в себя такие концепции, как "женственность" и "восприимчивость" и восходит к понятию Малхут ("царственность"). Так обстоит дело с каждым предметом, силой и явлением в нашем мире: все существует на многих уровнях Седер Ишталшелут, от эфирного состояния до самой что ни на есть материальной формы.
Конечными продуктами Седер Ишталшелут является не только содержимое нашего физического мира, но и определяющие его параметры – пространство и время.
Мы знаем пространство как трехмерную категорию, в контексте которой физические объекты располагаются в пространственном соотношении друг с другом – выше, рядом, позади и т.д. Но существует и концептуальное пространство: мы говорим о "более высоких" и "более низких" плоскостях реальности. Мы описываем идеи как "глубокие" или "мелкие". Поэтому духовные категории также занимают некое "пространство", которое определяет их положение относительно друг друга в мире, где они находятся. Принято считать, что подобные характеристики "концептуального пространства" представляют собой всего лишь психическое проецирование физических явлений; наш физический разум пытается таким образом осмыслить и познать метафизические абстракции. По утверждению каббалистов, на самом деле все иначе: пространство возникает как явление целиком духовное, потом оно "опускается" через Седер Ишталшелут и приобретает все более конкретные формы и очертания. Таким образом, физическое пространство возникает из пространства концептуального, которое, в свою очередь, произошло из еще более абстрактной формы пространства, и так далее. Чем выше мы поднимаемся по цепи Ишталшелут, тем более абстрактным и эфемерным предстает пространство этого конкретного мира.
Точно так же и время на пути от "духовного" и вплоть до нашего, "физического", существует на нескольких уровнях. То, что мы испытываем как течение времени в одном направлении – от прошлого через настоящее к будущему, есть последнее и наиболее конкретное воплощение элемента или явления времени. Проходя сквозь Седер Ишталшелут, время выражается во многих формах: оно является сутью движения, причинности и изменений. В нем – основа биения жизни, природа здравомыслия, оно является маятником чувств.
Физическое время протекает хронологически: "прошлое" происходит перед "будущим". У духовного времени таких ограничений нет. Например, понятия А (1+1=2) и Б (2-1=1) занимают разные положения на линии времени с точки зрения логики: А предшествует Б в логической последовательности (1+1=2, именно поэтому 2-1=1). Но то, что Б "следует" за А, вовсе не означает, что в физическом времени есть точка, где А существует, а Б – нет. А и Б всегда существовали одновременно, хотя "первое" вызывает "второе".
Возьмем пример из мира чувств: чувство А может вызывать чувство Б (чувство восхищения и преклонения по отношению к великому и выдающемуся человеку порождает желание сблизиться с ним, оказаться под сенью его величия), но тот, кто испытывает эти два чувства, всегда испытывает их оба сразу – они развиваются в его сердце одновременно, хотя первое (преклонение) является корнем и причиной второго (желание приблизиться). Другими словами, духовная реальность (мысли и чувства) также существует внутри "времени", но это время носит более абстрактный, духовный характер, оно преступает пределы физического времени, связанные с односторонностью и одноразовостью движения.
Седер Ишталшелут – это функция духовного времени. Сама идея "порядка" и "эволюции" предполагает реальность, которой управляют причинно-следственные отношения. Разумеется, на эволюцию процесса сотворения из духовного в материальное не "ушло время" в обычном смысле слова – Б-г не должен был ждать, пока фазы и этапы Седер Ишталшелут будут последовательно сменять друг друга, и возникнет конечный продукт. Если исходить из физического времени, сотворение физического мира – того, который Б-г счел приемлемым, – произошло мгновенно. Но на концептуальном уровне "время" представляет собой рамку, внутри которой существует много уровней сотворенной реальности.
Таким образом, "время" можно рассматривать как "первое" творение. Поскольку сотворение являет собой процесс, в ходе которого серия миров возникает последовательно, соответственно "один после другого", – это событие, на которое "уходит время", по крайней мере в наиболее абстрактном смысле слова. С другой стороны, деяние Б-га по сотворению мира не произошло "во" времени, так как это означало бы, что существовало нечто (например, явление времени), не сотворенное Б-гом! Таким образом, если время не существовало до сотворения мира, но при этом является его необходимым компонентом, можно сказать, что время возникло как неотъемлемая часть самой идеи "сотворения мира" (которая также была создана).
Другими словами, время существует, потому что Б-г пожелал сотворить мир в процессе – цепь миров, простирающихся от неба до земли, каждый из которых суть производное от своего "предшественника". Без времени на самом абстрактном уровне Седер Ишталшелут невозможен. Но без времени на физическом уровне мы, способные соотносить духовные концепции лишь с аналогами их в нашем, физическом, мире, не смогли бы воспринять и понять "порядок эволюции", который соединяет самые духовные деяния Творца с нашим миром.
На более глубоком уровне мудрецы Каббалы рассматривают физический мир как последнее звено Седер Ишталшелут ("порядок эволюции"). Это космическая цепь миров, которая простирается от неба до земли.
В Каббале говорится, как Б-г начал свою работу по сотворению мира с того, что создал все сущее в наиболее чистой и духовной форме, а уже потом позволил ему явиться на свет и трансформироваться, постепенно и поэтапно, в более конкретные формы, создав в конечном счете наш физический мир – самое "низшее" и наиболее осязаемое воплощение всего сущего.
Например, физическая вода является конечным продуктом целого ряда более духовных явлений, таких как чувство любви и Б-жественный Хесед ("милосердие"). Физическая земля есть материальное олицетворение цепочки явлений, включающих в себя такие концепции, как "женственность" и "восприимчивость" и восходит к понятию Малхут ("царственность"). Так обстоит дело с каждым предметом, силой и явлением в нашем мире: все существует на многих уровнях Седер Ишталшелут, от эфирного состояния до самой что ни на есть материальной формы.
Конечными продуктами Седер Ишталшелут является не только содержимое нашего физического мира, но и определяющие его параметры – пространство и время.
Мы знаем пространство как трехмерную категорию, в контексте которой физические объекты располагаются в пространственном соотношении друг с другом – выше, рядом, позади и т.д. Но существует и концептуальное пространство: мы говорим о "более высоких" и "более низких" плоскостях реальности. Мы описываем идеи как "глубокие" или "мелкие". Поэтому духовные категории также занимают некое "пространство", которое определяет их положение относительно друг друга в мире, где они находятся. Принято считать, что подобные характеристики "концептуального пространства" представляют собой всего лишь психическое проецирование физических явлений; наш физический разум пытается таким образом осмыслить и познать метафизические абстракции. По утверждению каббалистов, на самом деле все иначе: пространство возникает как явление целиком духовное, потом оно "опускается" через Седер Ишталшелут и приобретает все более конкретные формы и очертания. Таким образом, физическое пространство возникает из пространства концептуального, которое, в свою очередь, произошло из еще более абстрактной формы пространства, и так далее. Чем выше мы поднимаемся по цепи Ишталшелут, тем более абстрактным и эфемерным предстает пространство этого конкретного мира.
Точно так же и время на пути от "духовного" и вплоть до нашего, "физического", существует на нескольких уровнях. То, что мы испытываем как течение времени в одном направлении – от прошлого через настоящее к будущему, есть последнее и наиболее конкретное воплощение элемента или явления времени. Проходя сквозь Седер Ишталшелут, время выражается во многих формах: оно является сутью движения, причинности и изменений. В нем – основа биения жизни, природа здравомыслия, оно является маятником чувств.
Физическое время протекает хронологически: "прошлое" происходит перед "будущим". У духовного времени таких ограничений нет. Например, понятия А (1+1=2) и Б (2-1=1) занимают разные положения на линии времени с точки зрения логики: А предшествует Б в логической последовательности (1+1=2, именно поэтому 2-1=1). Но то, что Б "следует" за А, вовсе не означает, что в физическом времени есть точка, где А существует, а Б – нет. А и Б всегда существовали одновременно, хотя "первое" вызывает "второе".
Возьмем пример из мира чувств: чувство А может вызывать чувство Б (чувство восхищения и преклонения по отношению к великому и выдающемуся человеку порождает желание сблизиться с ним, оказаться под сенью его величия), но тот, кто испытывает эти два чувства, всегда испытывает их оба сразу – они развиваются в его сердце одновременно, хотя первое (преклонение) является корнем и причиной второго (желание приблизиться). Другими словами, духовная реальность (мысли и чувства) также существует внутри "времени", но это время носит более абстрактный, духовный характер, оно преступает пределы физического времени, связанные с односторонностью и одноразовостью движения.
Седер Ишталшелут – это функция духовного времени. Сама идея "порядка" и "эволюции" предполагает реальность, которой управляют причинно-следственные отношения. Разумеется, на эволюцию процесса сотворения из духовного в материальное не "ушло время" в обычном смысле слова – Б-г не должен был ждать, пока фазы и этапы Седер Ишталшелут будут последовательно сменять друг друга, и возникнет конечный продукт. Если исходить из физического времени, сотворение физического мира – того, который Б-г счел приемлемым, – произошло мгновенно. Но на концептуальном уровне "время" представляет собой рамку, внутри которой существует много уровней сотворенной реальности.
Таким образом, "время" можно рассматривать как "первое" творение. Поскольку сотворение являет собой процесс, в ходе которого серия миров возникает последовательно, соответственно "один после другого", – это событие, на которое "уходит время", по крайней мере в наиболее абстрактном смысле слова. С другой стороны, деяние Б-га по сотворению мира не произошло "во" времени, так как это означало бы, что существовало нечто (например, явление времени), не сотворенное Б-гом! Таким образом, если время не существовало до сотворения мира, но при этом является его необходимым компонентом, можно сказать, что время возникло как неотъемлемая часть самой идеи "сотворения мира" (которая также была создана).
Другими словами, время существует, потому что Б-г пожелал сотворить мир в процессе – цепь миров, простирающихся от неба до земли, каждый из которых суть производное от своего "предшественника". Без времени на самом абстрактном уровне Седер Ишталшелут невозможен. Но без времени на физическом уровне мы, способные соотносить духовные концепции лишь с аналогами их в нашем, физическом, мире, не смогли бы воспринять и понять "порядок эволюции", который соединяет самые духовные деяния Творца с нашим миром.
Комментариев нет:
Отправить комментарий