Переобуться в воздухе - значит резко приспособиться к обстоятельствам. Приспособленчество, основанное на имитационном рефлексе, является основой эволюционного развития. Чемпионами по имитационному рефлексу в животном мире являются приматы, а среди приматов - люди, у которых педалирование этого рефлекса привело к формированию второй сигнальной системы и, как вишенка на торте, членораздельной речи и дискурсивного мышления.
Вместе с тем, такое мышление, уже филогенетически оторванное от первосигнальных задач организма, формирует программы личностного развития, противоречащие общему течению эволюции, ибо они основаны уже не на безусловных, а на условных рефлексах, коренящихся на эффективности социального (второсигнального) внушения. Это то, что мы называем "силой убеждений", они же - продукт ментальной (т.е. сновидной, иллюзорной в своей природе) суггестии.
Основой первосигнальной мотивации существа является (по Ницше) воля к власти, а основой второсигнальной (по Аристотелю) - воля к знанию. Отсюда можно видеть два основных типа человеческого поведения: имитация знания (подражание ученому авторитету) для достижения власти и имитация власти ("подражание Христу") для достижения знания. В первом случае речь идет о политической доминанте (мирская власть), во втором - о религиозной (духовный авторитет).
Эти две формы воли постоянно вводят в заблуждение, работая одна через другую. Но такова двойственная природа человека. Преодолеть эту двойственность можно через выявление чистой воли за порогом первой и второй сигнальных систем - системообразующих доминант мира яви и мира сновидений. Назовем эту волю "мистической" (темной, скрытой).
Мистические мастера рекомендуют удерживать сознание в моменте засыпания-пробуждения, т. е. перехода от бодрствования ко сну и обратно. Это некий баланс между концентрацией и медитацией, сфокусированностью и расфокусированностью. В этом случае происходит впадение в пространство глубокого сна, при сохранении свидетельствующей субъектности. Причем представить себе эту субъектность невозможно ни в бодрствующем уме, ни в сновидном сознании. Это - условная "мистическая воля" (нуль-энергия), достигаемая через созерцательную практику.
Комментариев нет:
Отправить комментарий