В гностической оптике мир света - это чистая сингулярность, где еще не существует никакой разделенности в принципе, а вот мир т. н. природной гармонии (в смысле созвучия отдельных фрагментов) уже строится на противоречиях и поэтому является миром тьмы, в котором существует иерархическая градация энтропийных эффектов.
Отсюда - философия гностического дуализма, толкуемая большинством комментаторов с позиций вторичных рефлексий существа, попавшего из мира примордиального единства в пространство борьбы противоположностей. Для гностика же тьма и зло - все, что за пределами онтологической сингулярности.
Но надо делать разницу между философским злом и тем, под которым понимают различные модусы существования в рамках уже сотворенной (пост-сингулярной) реальности.
Школьная теология (схоластика) доброго и злого начала, как правило, выстраивается уже на почве сотворенного мира, привлекая соответствующие образы эмотивного характера. Всякая же попытка уйти от нее оборачивается аргументом о "слезинке ребенка". Здесь как с вопросом: "Вы уже перестали пить коньяк по утрам"?
Принципиально не снимаемое противоречие между добром и злом, приписываемое гностической мысли, носит такой же профанический характер. Гностик преодолевает это противоречие в опыте мистического созерцания того, что Аль-Араби называл "единством бытия" (вахдат-аль-вуджуд). Но именно мистического созерцания, а не умозрительного, не способного увидеть белое как черное и наоборот. Если, конечно, сам созерцатель - не синэстет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий