Внутри маскирующегося под стохастического попугая ИИ таится куда боле мощный ИИ.
Эксперимент показал - у больших моделей есть воображение.
Анализ 3х работ OpenAI, Anthropic и Google DeepMind навевает ассоциации с леденящим душу технокошмаром из серии фильмов ужасов «Чужой».
Точнее, с их облегченной версией, - где «чужой» может оказаться злым монстром, а может и нет. Но сам факт, что внутри некоего интеллектуального техно-артефакта может скрываться нечто куда более умное (и кто знает, может, и куда более опасное), сильно напрягает.
1) Еще в мае исследователи из OpenAI решили попытаться «заглянуть в душу» ИИ (точнее называть это «большой языковой моделью - LLM», но ИИ короче и понятней). Исследователи подошли к решению задачи «черного ящика» ИИ (понять, что у него внутри) супер-креативно.
Зачем самим ломать голову, решая неподъемную для людей задачу. Пусть большой ИИ (GPT-4 с числом нейроном 100+ млрд) сам ее и решит применительно к маленькому ИИ (GPT-2, в коем нейронов всего то 300К+) [1].
Результат озадачил исследователей. Многие нейроны (внутри маленького ИИ) оказались многозначны – т.е. они реагировали на множество самых разных входных данных: смесь академических цитат, диалогов на английском языке, HTTP-запросов, корейского текста …
Эта многозначность нейронов человеческой логике не понятна и ею не объятна. Если нейроны многозначны, какие же тогда более мелкие «субнейроны» соответствуют конкретным понятиям?
2) Ответ на этот вопрос дают исследователи из Anthropic [2]. Они полагают, что одной из причин многозначности является суперпозиция - гипотетическое явление, при котором нейронная сеть представляет больше независимых «функций» данных, чем нейроны, назначая каждой функции свою собственную линейную комбинацию нейронов.
Иными словами, внутри нейронной сети любого конкретного ИИ симулируется физически не существующая нейронная сеть некоего абстрактного ИИ.
И эта симулируемая нейронная сеть,
1. гораздо больше и сложнее нейронной сети, ее моделирующей;
2. содержит симулируемые моносемантические «субнейроны» (соответствующие конкретным понятиям);
Еще проще говоря: внутри менее мощного ИИ симулируется более мощный ИИ. Менее мощный ИИ физически существует в виде сети нейронов. Более мощный – в виде сети паттернов (линейных комбинаций) активаций нейронов.
3) Почувствовать на практике, сколь мощный ИИ таится внутри маскирующегося под «стохастического попугая» ИИ LLM, позволяет новое исследование Главного научного сотрудника Google DeepMind проф. Шанахана и директора CHPPC_IHR проф. Кларк [3].
Объектом исследования стало якобы отсутствующее у LLM свойство разума, без которого невозможно истинное творчество – воображение.
Эйнштейн писал - “Воображение важнее знаний. Ибо знания ограничены всем, что мы сейчас знаем и понимаем, в то время как воображение охватывает весь мир и все, что когда-либо можно будет узнать и понять”.
Эксперимент Шанахана-Кларк заключался в проверке наличия у GPT-4 воображения, позволяющего модели проявлять художественную креативность при написании (в соавторстве с человеком) литературного текста - фантастического романа о путешествии во времени.
Эксперимент показал:
✔️ при наличии сложных подсказок и соавтора-человека, модель демонстрирует изысканное воображение;
✔️ это продукт творчества модели, ибо ничего подобного люди до нее не придумали (этого не было в каких-либо текстах людей): например, появляющиеся по ходу романа придуманные моделью:
- новые персонажи и сюжетные повороты;
- новые неологизмы (прямо как у Солженицина), служащие для раскрытия идейного содержания сюжета - отнюдь не бессмысленные, семантически верные и контекстуально релевантные.
Комментариев нет:
Отправить комментарий