"Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.), "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"), "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20); "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е); "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха); "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази); "- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"); "Мир состоит из звёзд и из людей" (Эмиль Верхарн); "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек); "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Alexandr Aleksandroff: Культ Нахемы

1.

Мы не можем прямо идентифицировать «культ Нахемы», так как такого божества не существовало и упоминаний нет в исторических источниках, поэтому чтобы сделать выводы о гипотетической возможности его наличия и сути, надо сделать экскурс в источники, где собственно упоминается Наама.

Библейский образ Наамы превратился в ужасающую демоницу Нахемы, которая поднимается из морских глубин, чтобы соблазнить людей мира. Четыре демонических матери упоминаются в еврейских магических и каббалистических текстах: Лилит, Наама, Играт и Махалат. Лилит старшая, главная и важнейшая. Однако ещё одну из них называют «матерью всех демонов» и называют матерью Ашмедая, князя демонов. Это фигура по имени Наама. В отличие от более известной Лилит, о Нааме написано немного.

Наама одна из первых женщин, упоминающихся в Танахе. Ее имя впервые появляется в четвертой главе книги Бытия. Текст описывает ее как дочь Ламеха и сестру Тувал-Каина, члена династии, которая берет свое начало от печально известного Каина, убившего своего брата.
Тора специально подчеркивает ее происхождение от проклятой родословной Каина.

Некоторые комментаторы считают, что Наама родилась еще до рождения Сифа младшего сына Адама. Это значит, что Наама жила дольше всех остальных известных нам женщин Танаха.

Мудрецы также приводят два происхождения имени Наамы. Некоторые полагали, что это имя было дано ей потому, что «она была приятной (ne'imim)», в то время как другие интерпретировали ее имя как «она била (min'emet) в барабан, чтобы привлечь людей к идолопоклонству» (Берешит Раба). И тогда раввинами её имя объясняется как «поющая приятные песни идолам». В другом мидраше говорится, что Наама была настолько красивой, что была ответственна за инцидент, упомянутый в 6-й главе Бытия: «Сыны Божьи увидели, что дочери человеческие красивы, и они взяли себе жен, кого бы они ни выбрали». Другими словами, утверждает мидраш, Наама была одной из дочерей людей, из-за которых ангелы спустились на землю и прелюбодействовали с ними.

Все комментаторы сходятся во мнении, что Наама отличалась редкой красотой, намек на это есть в стихе: «И видели сыны сильных дочерей человеческих». Она была так прекрасна, что даже ангелы не могли устоять перед ее очарованием. 

Тубал-Каин, брат Наамы стал келимом (сосудом) для Азазэля, предводителя совратившихся высших ангелов стражей - «ирин», тогда как Наама стала келимом для хтонической демоницы Нахемы и Тубал-Каин (Азазэль) и Наама (Нахема) стали возлюбленными.

В одном из комментариев к Торе, называемом «Таргум Йонатан», написано: «Она сочиняла музыку и Нааме приписывают песни и причитания».

Комментаторы говорят, что Наама своей музыкой и песнями украшала ритуалы идолопоклонничества «авод зара». Создание музыки она использовала, чтобы в песнях восхвалять Тёмных Богов, а причитания, чтобы почитать Смерть, и именно из траурных плачей и погребальными песнопения, впоследствии родилось искусство вызова демонов Гоэтия. Ее демонический характер более отчетливо проявляется в « Зоар Хадаш»:

•Ицхак сказал: «Почему написано, что сестрой Тувал-Каина была Наама?»

Что ж, рабби Ицкак сказал: «Она была приятной женщиной и доставляла удовольствие своими делами».

Рабби Аббаху сказал: «Простой смысл Писания указывает на то, что она была обучена обработке металлов, как и ее брат Тубал-Каина, как следует из написанного: он был родоначальником всех орудий из бронзы и железа - и сестрой Тувал-Каин, была Наама. Он изобрел это ремесло и сестра вместе с ним, как написано: и сестра Тувал-Каина, Наама, - она ​​была искусна, как он».

Рабби Бо сказал: «Она была матерью демонов; она их родила. Она мать Ашмедая, поэтому король демонов, назван На'амах».
(Зоар Хадаш)

•Я клянусь всеми сектами демонов и злых духов… и все секты Играт, дочери Махалата, Наамы и Зимзумита...»

(Наама упоминается здесь как амулет для «больных с позывами и беспокойным телом». Из «Сефер Рефуах Вехайим» раввина Хаима Палачи).

•Рабби Хая сказал то, что написано: «сестра Тубал-Каина Наама», что здесь писание означает то, что ее зовут Наама, это потому, что люди следовали за ней из-за её красоты и даже духи и демоны прилеплялись за ней, и имя Наама означает «приятная языком».

Рабби Ицхак сказал, что это сыновья Бога Аза и Азазэль прелюбодействовали из-за нее, и из-за этого её называют Наама.

Рабби Шимон говорит, что она из демонов и была матерью демонов, потому что она произошла от Каина (от которого произошли демоны и духи), и она была назначена с Лилит над смертью младенцев.

Рабби Абба сказал, что Наама была назначена соблазнять мужчин во сне и смеяться над ними, потому что она приходит и соблазняет мужчин, и иногда она рождает духов в мире, и до сих пор она все еще остается в ее роли соблазняющей мужчин, но рабби Шимон сказал, что она участвует в злых делах с Лилит, однако смерть исходит от Лилит, а не от Наамы...

Рабби Лия сказал ему, ведь демоны умирают как люди, и почему же вы говорите, что Наама все еще жива сейчас, он ответил, что да, но Лилит, Наама и прочие с Другой Стороны, все живут до тех пор, пока Бог не уничтожит дух нечистоты с земли...

•Это две женщины (Лилит и Наама), потому что, поскольку они предшествуют (были раньше времени), потому они следуют за голосом Змея.

•И Тубал-Каин явил в мир оружие убийства, и эта Наама разожгла свои чувства и прижалась к нему, и до сих пор она жива и живет среди шума великого моря, выходит и соблазняет мужчин, и согревает их во сне в похоти человека, и цепляется за него, и она берет похоть. Она зачинает и рождает разные виды демонов. И это её сыновья, которых она рожает от мужчин (видящих её во сне), против детей от женщин, и зачав, рожает духов, и все они уходят с ней в первую ночь, и она их воспитывает, и тогда она уходит. Потом выходит в мир и видит человеческих детей, и цепляется за них, чтобы убить их... Для мужчин, если они были освящены, и они были святы, то такие люди не боятся ее, потому что тогда Бог приглашает этих трех святых ангелов, о которых мы говорили про Лилит, и они хранят ребёнка, и она не может причинить ему вред.

•Ибо если мужчину не считают святым, то он привлекает дух со стороны нечистоты, тогда она (Наама - ночной образ жизни) приходит и играет с ним и соблазняет его, или приходит к ребенку, а если она не убивает его, то он заражается этим духом, и никогда не удаляется из него.

•Иногда обнаруживается, что Наама выходит в мир, чтобы согреться от мужчин, и мужчина находится с ней в отношениях желания, пробуждается ото сна, соединяется со своей женой и спит с ней, но его воля по-прежнему в той похоти, которую он имел во сне с Наамой, так что тот сын, который родится, происходит от Наамы, потому что это от её похоти. И злая Наама выходит и видит его, она знает это, и она связывается с ним и воспитывает его, как других сыновей Наамы, и находится с ним много дней и не убивает его, чтобы он был на её стороне.

•Наама хотела бы шепнуть ссору, и вражду, вдунуть ссору в нос и вложить в горячую руку…

•А сестра Тубал-Каина, Наама, является женой Шомрона, матери Ашмедая, от которой рождались демоны, которые всегда вызывают ее во время принятия клятвы демона.
(Комментарий к Библии, раввин Менахем Реканати).

•И я предварю вас тем, что он написал в книге Плач в стихе Женщины на Сионе, в Зогаре - две развратные женщины Лилит и Наама. Это кошмар и болезнь…

Поскольку она ночной образ жизни, то она ходит и воет, и болезнь идет с её культами…

И они оскверняет в танцах как болезнь, и эти женщины (Лилит и Наама) никогда не причиняют вреда друг другу, даже несмотря на огромную войну между ними, за исключением Йом Киппура, когда они вредят друг другу и ссорятся.

•Рав Шимон: «Она (Наама) была матерью демонов, вышедшей со стороны Каина, и была назначена вместе с Лилит над детской дифтерией».

Наама и Лилит довольно часто появляются бок о бок в различных произведениях. Как и Лилит, главной задачей Наамы было соблазнять мужчин во сне. Кроме того, она была соучастницей Лилит в удушении младенцев. Говорят, что жилище Наамы находилось в глубине моря. Оттуда она отправлялась в свои ночные путешествия в сознании людей. Например, в своей «Книге зеркал» (Сефер Марот Хацовот) Давид Бен Иегуда Хахасид пишет: «И Наама существует по сей день, и обитает в глубинах великого моря, и появляется, и играет с мужчинами и соблазняет их во сне».

Демоны Лилит и Наама считаются настолько злыми и устрашающими, что их обычно называют двумя проститутками, которые искали приговора перед царем Соломоном в их ссоре из-за ребенка, которого каждый считал своим собственным, как описано в 3 Царств 3.

Как мы упоминали выше, демоническая Наама называется матерью демонов и, в частности, отождествляется с матерью Ашмедая. В других рассказах приводятся другие генеалогические подробности: иногда Наама - жена царя демонов по имени Шамдон, а иногда других демонов. Иногда она мать Ашмедая, а иногда - демонов с разными именами. В любом случае, ее имя появляется во многих генеалогиях демонов, таких как: «Ханад родил маленького Ханада и взял себе в жены Нааму, и она родила Билада, а Билад правил из семени Ашмедая» (Гершом Шолем).

Рабби Бахья бен Ашер в своем комментарии к Торе (Бытие 4) написал следующее о четырех демонических матерях, среди которых была Наама:

«У нас есть традиция, что четыре женщины стали матерями демонов. Это были Лилит, Наама, Играт и Махалат. У каждого из них есть целые лагеря последователей, и от всех исходит духовно отрицательная аура. Говорят, что каждый из них доминирует в течение одного из четырех сезонов года и что они собираются на горе Нишпе. Эта гора расположена недалеко от гор, называемых Хошех (тьма), и каждая из них господствует в течение одного из четырех сезонов года от заката до полуночи, они и все члены их соответствующих лагерей».

Собрание на горе, возможно, напоминает сказки из европейского фольклора о ведьмах и шабаше ведьм, которые собирались на общие праздники в определенное время года.


2.

Итак, из всех этих разрозненных и довольно смутных еврейских фрагментов, мы можем все же сделать следующие главные выводы:

1. Сведения, что Наама стояла у истоков идолопоклонства, может указывать на архаичную эпоху матриархата культов Великой Богини и власть жриц, отражением этих культов и жриц и явилась в Библии и Каббале Наама.

2. То, что Наама сестра Тубал-Каина, но при этом по другим сведениям старше его, даёт ещё раз указание, что Наама это древняя земледельческая эпоха матриархата жриц, предшествующая эпохам медного и бронзового века, фигуры Тубал-Каина.

3. Генеалогия Наамы от первого земледельца Каина, может указывать, что сам образ Наамы это забытые древние богини земли. Собственно в антикосмическом сатанизме она так и именуется - «Госпожа Чёрной Земли».

4. Следующее указание, что Наама была первой изобретательницей погребальных причитаний, показывает её хтонический аспект как подземной богини мира мертвых. И опять, в антикосмическом сатанизме Наама Королева Нахемот, первой адской подземной сферы, непосредственно связанной с землёй Малкут и миром мёртвых.

5. Указание, что Наама обитает в «глубинах моря», показывает её как богиню хаоса, ибо море это общее замещение хаоса во многих древних культурах.

6. Её необычайная привлекательность даже для ангелов, снова указывает на неё как на богиню земли привлекающая богов неба.

7. Постоянные ссылки на совращение Наамой мужчин, снова указывает на архаичных жриц богини и культ имеющий сексуальный характер иерогамии.

8. Убийство Наамой мужчин и детей может указывать на древние человеческие жертвоприношения эпохи матриархата.

9. Из отрывков видно, что есть указания на «секты», «культы» Наамы, а также её последователей из числа «детей Наамы».

10. Указания на празднества на горе, уже прямое указание на культ Наамы.

Таким образом, за именем и образом Наамы скрывается искаженная версия хтонической Великой Богини матери, древнейшей эпохи матриархата и её жрицы. Естественно яхвисты её табуировали и демонизировали, но это даёт намёки на возможный её архаичный культ.

У многих древних народов самым архаичным воплощением Богини матери-земли была лошадь (кобылица) с двумя её детьми-близнецами, олицетворяющих сон и смерть. Здесь интересно отметить, что есть указания, что и Нахема «смеётся» над спящими, а лошади как известно именно ржут. В ходе антропоморфизации богов лошадь была выбрана атрибутом, спутником и жертвенным животным. В культе богини-матери лошадь играла значимую роль:

•греки поклонялись богине Меланиппе - чёрной кобылице, культ был преобразован в культ Деметры и двух её спутников Диоскуров (на лошадях);

•у троянцев была богиня - хозяйка коней, стоящая между двумя всадниками;

•у кельтов почиталась богиня Эпона, также «хозяйка коней» и также между двумя всадниками;

•богине и конным близнецам поклонялись германцы.

Больше всего информации о культе Эпоны, что дошли до нас из римских времен. Археологами был найден только один храм богини, на территории современной Франции, в Entrains-sur-Nohain, неподалеку от реки Луары. Она также был популярна в небольших, домовых святилищах в Бургундии. Святилища Эпоны были обычны в римских конюшнях: Луциус Апулей, автор Золотого осла, так описывает одно из таких мест поклонения: «Я увидел небольшой алтарь богини Эпоны, стоящий в нише колонны, поддерживающей потолок конюшни. Алтарь был богато украшен свежесрезанными розами...» В Британии, которая также была одной из северных провинций Рима, Эпона была очень популярна, культ ее имел больше волшебных аспектов. Скульптурные изображения Эпоны отражают ее связь с плодородием: обычно, это женщина с кобылой и жеребенком. Эпона также была тесно связана с миром мёртвых, поэтому ее изображения часто встречаются на кладбищах. У исследователей кельтской мифологии есть много гипотез о богине Эпоне, но все сходятся в одном - её красота, сверхестественная сила, связанная с плодородием, и связь с миром мертвых делают ее одной из самых могущественных богинь кельтского пантеона.

Само английское слово «nightmare» - кошмар (дословный перевод этого слова - ночная кобыла) произошло из веры в то, что кобылица увозит человеческую душу во время сна. По-норвежски слово кошмар звучит как «Mareritt» - едущий на кобылице. Mare - это женский дух из нижнего мира, который приходит ночью и сидит у спящего человека. Слово mare - кобыла, также означает и «девушка» на древнеанглийском языке. А само словосочетания ночная кобыла Night Mare - nightmare - это слово, обозначающее ночной кошмар, ночное видение, приносящее смерть. Богиня весны также изображается как едущая на кобылице, лошади часто приносились ей в жертву… связь между лошадью, землёй, женской тайной, сном и миром мертвых очевидна…

В древнегреческой мифологии лошади / кони, упоминаются часто и имеют довольно зловещий оттенок:

•Кобылицы Диомеда фракийца съели Абдера. Геракл бросил им на съедение хозяина. По другой версии, Абдер погиб, когда питавшиеся человеческим мясом кобылицы опрокинули колесницу, в которую он их запряг.

•Кони Ипполита разорвали его.

•Кобылицы сожрали Главка (сына Сисифа).

Лошади съели Анфа (сына Автоноя).

Конь растерзал дочь Гиппомена, исторического архонта Афин.

Лимона растерзана конями за прелюбодеяние.

Фракийца Ликурга растерзали лошади.

Все это скрытые поэтический видоизмененные указания на архаичный каннибалистический культ хтонической Богини матери, чьим тотемом была лошадь.

В восьмом подвиге Геракл одолевает четырех кобылиц фракийского царя Диомеда. Надевание уздечки на дикую лошадь, предназначенную для жертвоприношений, вероятно, было частыо обряда коронации в ряде районов Греции. Первоначально в этом ритуале принимали участие жрицы культа лошади. Они в масках кобылиц, о экстатическом состоянии, начинали преследовать царя-жреца в конце его правления и заживо съедали его. Геракл объездил Ариона, ритуальный миф здесь объединен с легендой о том, как Геракл, возможно представляющий теосцев, захвативших Абдеры во Фракии и покончил с обычаем, в соответствии с которым женщины в экстатическом состоянии, скрытые под масками кобылиц, преследовали и пожирали царя-жреца в конце его правления; вместо этого царь стал погибать в результате подстроенного крушения колесницы. Диодор Сицилийский указывает на существования в Средней Греции каннибалистского культа лошади вплоть до эпохи эллинизма.

Древние народы совершали сложные обряды и жертвоприношения, при которых с целью причащения поедали мясо тотема и пили его кровь, полагая, что магические свойства поедаемого тотемного животного перейдут к человеку. Этот ритуал пришёл на смену жертвоприношения человека, что имело место в более древних религиозных культах.

Ритуал похорон царя (вождя) у разных народов, почитающих коня, имел разные ответвления. Например, главная жена покойного царя (вождя) посредством определенных ритуалов вступала с животным в мистический брак, дабы доставить царю духовную энергию; другая жена ритуально отделяла туловище коня, дабы обеспечить царю физическую силу, третья жена отделяла хвост коня, дабы обеспечить царя богатством. Кровь коня использовали для ритуальных омовений и возлияний в честь божества. Ритуал практически у всех народов заканчивается грандиозным пиршеством. В результате ритуала покойный царь (вождь) должен был перевоплотиться, получить новое рождение, а также приобрести могущество и бессмертие.

Этот ритуал расчленения коня на похоронах царя, заместил более древний ритуал, когда по истечении определенного сакрального периода правления, царь приносился в жертву. В архаичных обществах, роль племенного вождя надеялась сакральным характером, он был так сказать, царём-жрецом по Фрезеру, якобы имеющим магическую силу. Этот сакральный вождь имел поэтому абсолютную неограниченную власть. Но дело в том, что надеялся он этой силой, а соответственно властью, не пожизненно, а на определённый священный срок, по истечению же этого сакрального периода, его приносили в жертву. Наиболее типологический пример у того же Фрезера, в рассказе о смертельной схватке за «золотую веть» - символ власти от священного дуба, между старым царём-жрецом и претендентом. В наиболее же архаичный период, вождя живьём раздирали на куски жрицы в масках кобылиц - эвкаэлиты и поедали, останки же сжигали. Миф о гибели Геракла, который сорвал с себя отравленный женой хитон (по наущению кентавра) сжигающий его, вместе с кожей и плотью, есть поэтически завуалированное изложение этого жестокого ритуала убийства сакрального вождя.

Богиня, воплощенная в цари­це пле­ме­ни, выби­ра­ла себе на год воз­люб­лен­но­го из чис­ла юно­шей, состоявших в ее сви­те, и в середине зимы, когда кончался год, он при­но­сил­ся в жерт­ву. Воз­люб­лен­ный был скорее сим­во­лом пло­до­ро­дия, чем объ­ек­том её эротических наслаж­де­ний. Его кровь раз­брыз­ги­ва­ли, чтобы пло­до­но­си­ли дере­вья, рос­ли хле­ба и дава­ли при­плод ста­да, а тело поедалось в сыром виде женским окру­же­ни­ем цари­цы - жри­ца­ми эвкаэлитами в мас­ках кобыл. Затем эта прак­ти­ка изме­ни­лась, и царь стал уми­рать, когда сила солн­ца, с кото­рым его иден­ти­фици­ро­ва­ли, летом шла на убыль, а дру­гой юно­ша, его близ­нец или мни­мый близ­нец, ста­но­вил­ся новым воз­люб­лен­ным цари­цы, чтобы в поло­жен­ное вре­мя посреди зимы быть при­не­сен­ным в жерт­ву и, как воз­на­граж­де­ние за это, воз­ро­дить­ся в змее-оракуле. Такие кон­сор­ты обре­та­ли испол­ни­тель­ную власть толь­ко тогда, когда им раз­ре­ша­лось подменять цари­цу, нося ее маги­че­ское оде­я­ние. Так воз­ник­ли цари-жре­цы, и, несмот­ря на то, что солн­це ста­ло сим­во­лом муж­ской пло­до­ви­то­сти, как толь­ко воз­ник­ла связь меж­ду жиз­нью царя и годич­ным циклом, луна не теря­ла сво­его гла­вен­ства над солнцем, а цари­ца - над царем, по край­ней мере внешне, даже тогда, когда мат­ри­ар­хат уже пол­но­стью выро­дил­ся. В Фес­са­лии кол­ду­ньи про­дол­жа­ли пугать солн­це луной, гово­ря, что его погло­тит веч­ная ночь.

Всё это слишком схоже с образом и природой рассматриваемой Нахемы. Название «ночная кобыла» - синоним ночного кошмара в английском и древнеславянском языке, уходит корнями далеко в античное прошлое Греции. Деметра Эриния (гневающаяся и мстящая) являлась в образе вороной кобылицы по ночам на перекрёстках дорог и человека, увидевшего её ждёт или немедленная смерть или великая любовь. Вообще Деметра являлась очень древним хтоническим божеством. Кобыла была священным животным Великой Матери, ночная кобылица была ипостасью страстной любви и смертельной кары одновременно. В сентябре проводились специальные празднества-мистерии в честь плодородия, где молодые девушки должны были бежать нагими ночью по дорогам до храма богини. Мужчины, увидевшие этот обряд, подлежали немедленной смерти, а девушек называли кобылицами и специально вплетали им в волосы конские хвосты. Эти жрицы превратились в образы ночных привидений - выпивающие кровь и разрывающие неосторожных путников, имевших несчастье ночью оказаться на перекрёстке дорог, что типологически очень схоже с Нахемой.

(Hapeksamendeus Aa)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...