Важный вопрос, который студенты часто задают, касается брахманов: сейчас на Западе и в России вообще принято шельмовать брахманов по рождению, выявлять их "пороки" и говорить о "брахманических качествах", которые "важнее рождения". Нужно начать с того, конечно, что, как и у гуру, два главных качества брахмана согласно шастрам - это быть шротрия (т.е. в совершенстве знать санскрит, наизусть знать основной корпус шастр и уметь его изъяснять) и брахмаништха (утверждённым в Брахмане). Кроме того, брахман - это тот, кто прошёл весь путь, который прошли ребята из традиционной гурукулы.
В раннем детстве, где-то в 7-8 лет, мальчик из семьи брахманов проходит упанаяну - семейный гуру даёт ему Гаятри Мантру и священный шнур, после чего он отправляется в гурукулу учиться. Конечно, всё меньше и меньше родителей готовы отправить ребёнка в гурукулу в наши дни, но это просто значит, что остаётся всё меньше и меньше настоящих брахманов, и исполняется пророчество пуран о том, что в Кали-югу все станут шудрами. Одно из условий упанаяны в том, что человек с рождения никогда не пробовал говядину. Человек, однажды попробовавший говядину, никогда не сможет стать брахманом, а если он уже брахман, то он исторгается из сообщества брахманов (именно это произошло с предками великого бенгальского поэта Рабиндраната Тагора).
В гурукуле мальчику придётся жить вдали от родителей в течение нескольких лет, примерно до 15 - 18, некоторые остаются здесь до 20-25 и следовать весьма трудному образу жизни: ежедневный подъём до восхода солнца, выполнение нитья-карм, обязательных для брахмана ежедневных ритуалов, сева (служение), но главное - многочасовое изучение наизусть Вед и других шастр в сочетании с санскритом. Примерно после 16-18 лет молодой брахман сдаёт первый экзамен по санскриту и шастрам и получает титул "шастри" (т.е. знающий шастры), а позже он может сдать намного более сложный экзамен и получить титул "ачарья". Подразумевается, что шастри может обучать шастрам и санскриту других, но не может высказывать своё мнение, а ачарья может не только обучать других, но ещё и имеет право давать свои толкования на шастры. И шастри, и ачарьи должны уметь в разной степени вести шастрартху, диспут на санскрите: в традиционном контексте "знать шастры" означает только знать их на санскрите, знать переводы - не означает знать сами шастры.
Теперь к главному вопросу: можно ли "стать брахманом", не родившись в семье брахмана? Я не знаю. В шастрах есть ОТДЕЛЬНЫЕ примеры таких людей, но обычно это очень и очень великие риши, как, например, гуру Вишвамитра в Рамаяне. Ясно одно: технически это крайне затруднительно. Потому что практически нет семей небрахманов, которые готовы были бы пожертвовать своим сыном, отправив его на годы в гурукулу. А "брахманы", которые не знают санскрита и не имеют за спиной опыта гурукулы, ещё и, возможно, до упанаяны ели говядину, ничем не лучше обычных людей, и не могут квалифицированно выполнять брахманские обязанности - обучать санскриту и шастрам, совершать нитья-кармы и пр. Скорее, брахман по рождению может пасть, отказавшись от нитья-карм и ниям ("регулирующих принципов"), нежели небрахман, не прошедший путь, описанный выше с детства, "стать" брахманом. Неправда, однако, то, что "настоящих брахманов сейчас нет" - достаточно провести некоторое время в гурукулах Варанаси, Айодхьи, Шри Рангама, чтобы увидеть, что система работает, и "избранный остаток" шраута-смарта и вайшнава-брахманов по-прежнему с нами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий