С одной стороны, и Троица и Тримурти представляют собой проявления универсалии, связанной с числом «3». В обоих случаях эта формы данной универсалии развились не сразу. В Библии нет учения о Троице в готовом виде, это учение было сформулировано христианскими богословами на основании мест из Священного Писания, которые он посчитали свидетельствами ее существования. Сам термин «Троица» появляется в II в., а учение о Троице утвердилось только в IV в. Что касается индуистского Тримурти, то представления о нем развиваются в поздних упанишадах и Махабхарате и в зрелой форме предстают в пуранах к V–VI вв. Однако в остальном это совершенно разные концепции.
Начнем с того, что догмат о Троице выступает важнейшим догматом христианского вероучения, принятым подавляющим большинством направлений христианства (не считая унитариев). В индуизме же нет догматов, и поэтому соответствующего «догмата о Тримурти» не существует. В 1966 г. Верховный суд Индии выделил семь признаков индуизма, первым среди которых является признание авторитета Вед. Веру в Тримурти же эти признаки не включают. То есть невозможно быть христианином и не верить в Троицу (за исключением некоторых сект). Но вполне возможно быть индуистом и не верить в Тримурти. Для многих форм народного индуизма Тримурти вообще никакого значения не имеет.
Для христианина Бог в трех лицах представляет единый объект почитания. Нет христиан, которые бы, например, почитали Бога Сына, но не почитали Бога Отца и Святого Духа. Отношения между лицами Троицы строго закреплены: Бог Сын исходит от Бога Отца, Святой Дух от Бога Отца (у православных) или от Бога Отца и Бога Сына (у католиков и протестантов). Индуисты же, в зависимости от принадлежности к тому или иному направлению этой религии, могут поклоняться только Вишну (если они вишнуиты) или только Шиве (в случае шиваитов) или не поклоняться не тому, не другому. Культ Брахмы вообще представлен совсем небольшим количеством храмов, и каких-то особых «брахмаитов» нет. Таким образом, концепция Тримурти, в отличие от концепции Троицы, не носит религиозно-культового значения, относясь к области мифологии и эстетики. В этом нет ничего удивительного, потому что изначально Брахма, Вишну и Шива были совершенно разными божествами, образ каждого из которых прошел длительный этап эволюции. Шива, например, развился из ведийского Рудры. При этом отношения между членами Тримурти строго не зафиксированы. В текстах индуизма полно мифов, где Брахма, Вишну и Шива соперничают или даже враждуют и воюют между собой, хотя и подчеркивается их единство. В случае Троицы подобное себе представить невозможно: согласно христианскому богословию, Троица есть единство в любви.
Соответственно, у лиц Троицы одна воля, одна сила и власть. Бог Отец является Источником воли и действия Троицы, совершителем – Бог Сын, который действует посредством Святого Духа. Функции членов Тримурти совершенно отличны: Брахма – творец мира, Вишну – хранитель, Шива – разрушитель.
Концепция Тримурти фактически понадобилась, чтобы обеспечить связность различных направлений индуизма и при этом приверженцы каждого направления благодаря ей может быть уверено в своем превосходстве над остальными. Дело в том, что в христианстве Троица как бы является высшей инстанцией, над которой ничего нет. В разных течениях индуизма же над Тримурти обычно «надстраивается» еще одно, высшее божество, тождественное абсолюту, по отношению к которому члены Тримурти являются его формами или просто ему подчинены. Например, для шиваитов есть Парамашива – Высший Шива, по отношению к которому соответствующий член Тримурти является как бы «малым Шивой». В кришнаизме Брахма, Вишну и Шива - это только гуна-аватары Кришны (Брахма - это гуна раджас, Вишну – саттва, Шива – тамас). В шактистских текстах подчеркивается, что члены Тримурти всецело подчинены Великой Богине, Шакти, и осуществлять свои функции по творению, сохранению и поддержанию мира могут только благодаря тому, что она наделяет их супругами-шакти.
Таким образом, несмотря на внешнее сходство, христианское учение о Троице и представления о Тримурти в индуизме и по содержанию, и функционально совершенно различны.
Дмитрий Руцкий
ОтветитьУдалитьТроица Рублёва, это не св. Троица. В центре Господь Бог наш и Спас Icyc Xpicтос. Справа от него Архангел Мiхаил а слева Архангел Гаврiил. И вообще икона называется: гостеприимство Авраамово. После прихода они сожгли Содом и Гоморру.