воскресенье, 23 июля 2023 г.

Андрей Игнатьев: Троица и Тримурти

Иногда приходится слышать, что христианская Троица и индуистское Тримурти - это примерно одно и то же. 

С одной стороны, и Троица и Тримурти представляют собой проявления универсалии, связанной с числом «3». В обоих случаях эта формы данной универсалии развились не сразу. В Библии нет учения о Троице в готовом виде, это учение было сформулировано христианскими богословами на основании мест из Священного Писания, которые он посчитали свидетельствами ее существования. Сам термин «Троица» появляется в II в., а учение о Троице утвердилось только в IV в. Что касается индуистского Тримурти, то представления о нем развиваются в поздних упанишадах и Махабхарате и в зрелой форме предстают в пуранах к V–VI вв. Однако в остальном это совершенно разные концепции.

Начнем с того, что догмат о Троице выступает важнейшим догматом христианского вероучения, принятым подавляющим большинством направлений христианства (не считая унитариев). В индуизме же нет догматов, и поэтому соответствующего «догмата о Тримурти» не существует. В 1966 г. Верховный суд Индии выделил семь признаков индуизма, первым среди которых является признание авторитета Вед. Веру в Тримурти же эти признаки не включают. То есть невозможно быть христианином и не верить в Троицу (за исключением некоторых сект). Но вполне возможно быть индуистом и не верить в Тримурти. Для многих форм народного индуизма Тримурти вообще никакого значения не имеет.

Для христианина Бог в трех лицах представляет единый объект почитания. Нет христиан, которые бы, например, почитали Бога Сына, но не почитали Бога Отца и Святого Духа. Отношения между лицами Троицы строго закреплены: Бог Сын исходит от Бога Отца, Святой Дух от Бога Отца (у православных) или от Бога Отца и Бога Сына (у католиков и протестантов). Индуисты же, в зависимости от принадлежности к тому или иному направлению этой религии, могут поклоняться только Вишну (если они вишнуиты) или только Шиве (в случае шиваитов) или не поклоняться не тому, не другому. Культ Брахмы вообще представлен совсем небольшим количеством храмов, и каких-то особых «брахмаитов» нет. Таким образом, концепция Тримурти, в отличие от концепции Троицы, не носит религиозно-культового значения, относясь к области мифологии и эстетики. В этом нет ничего удивительного, потому что изначально Брахма, Вишну и Шива были совершенно разными божествами, образ каждого из которых прошел длительный этап эволюции. Шива, например, развился из ведийского Рудры. При этом отношения между членами Тримурти строго не зафиксированы. В текстах индуизма полно мифов, где Брахма, Вишну и Шива соперничают или даже враждуют и воюют между собой, хотя и подчеркивается их единство. В случае Троицы подобное себе представить невозможно: согласно христианскому богословию, Троица есть единство в любви. 

Соответственно, у лиц Троицы одна воля, одна сила и власть. Бог Отец является Источником воли и действия Троицы, совершителем – Бог Сын, который действует посредством Святого Духа. Функции членов Тримурти совершенно отличны: Брахма – творец мира, Вишну – хранитель, Шива – разрушитель. 

Концепция Тримурти фактически понадобилась, чтобы обеспечить связность различных направлений индуизма и при этом приверженцы каждого направления благодаря ей может быть уверено в своем превосходстве над остальными. Дело в том, что в христианстве Троица как бы является высшей инстанцией, над которой ничего нет. В разных течениях индуизма же над Тримурти обычно «надстраивается» еще одно, высшее божество, тождественное абсолюту, по отношению к которому члены Тримурти являются его формами или просто ему подчинены. Например, для шиваитов есть Парамашива – Высший Шива, по отношению к которому соответствующий член Тримурти является как бы «малым Шивой».  В кришнаизме Брахма, Вишну и Шива - это только гуна-аватары Кришны (Брахма - это гуна раджас, Вишну – саттва, Шива – тамас). В шактистских текстах подчеркивается, что члены Тримурти всецело подчинены Великой Богине, Шакти, и осуществлять свои функции по творению, сохранению и поддержанию мира могут только благодаря тому, что она наделяет их супругами-шакти. 

Таким образом, несмотря на внешнее сходство, христианское учение о Троице и представления о Тримурти в индуизме и по содержанию, и функционально совершенно различны.

1 комментарий:

  1. Дмитрий Руцкий
    Троица Рублёва, это не св. Троица. В центре Господь Бог наш и Спас Icyc Xpicтос. Справа от него Архангел Мiхаил а слева Архангел Гаврiил. И вообще икона называется: гостеприимство Авраамово. После прихода они сожгли Содом и Гоморру.

    ОтветитьУдалить

Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака на наш сайт! Исчезли все иллюстрации. Но главное ведь это - текстовый контент ;). Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by on our site! All illustrations are gone. But the main thing is text content ;). So we will win!

* "Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.),
* "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"),
* "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20);
* "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е);
* "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха);
* "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази);
*"- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* У каждого человека свои звезды" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* "
Мир состоит из звёзд и из людей" (
Эмиль Верхарн);
* "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек);
* "Я искра в бесконечности светил. Я сделаюсь звездой. Я знаю, кто я есть, куда иду – я знаю" (Хосе Лопес Портильо, «Пирамида Кетцалькоатля»);
* "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Личностный консалтинг - новое направление консалтинга, связанное с индивидуальным консультированием по проблемам взаимоотношений между людьми, организации индивидуального ритма и темпа жизни, формирования жизненной позиции. В отличие от психологических консультаций, направленных на решение психологических проблем личности, личностный консалтинг ставит своей целью создание стратегий личностного развития, отстройки сознания и мировоззрения, усовершенствования системы отношений.