Представители самых низких каст просто не имели права посещать храмы и лицезреть "Бога-с-формой".
Их единственным прибежищем был "наам" - спасительная Рама-мантра, которая и стала их главным видимым (точнее, слышимым) Божеством.
Большинство ниракара-бхактов - ауткасты, и именно они составили костяк таких движений, как раманами, рамаснехи, равидаси и пр.
Валмикиты стали поклоняться мурти поэта Валмики, который и стал для них верховным Богом вместо Рамы, так как устанавливать мурти Рамы они тоже не имели права.
Но главное: ниракара-бхакти - не имперсонализм Шанкары. У Ниракара Рамы есть форма - его имя - и есть благие атрибуты. Так, основатель движения рамаснехи Рам Чаран, живший в XVIII веке, философски придерживался вишиштадвайта-веданты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий