В "Иудейских древностях" Иосифа Флавия есть два упоминания Иисуса. Одно, относящееся к 62 году, не вызывает никаких сомнений в том смысле, что фарисей Флавий вполне мог написать эти слова:
"Первосвященник Анания собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями".
Другое несомненная христианская фальсификация:
"Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлёк к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали любить его и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени".
Однако в 1970-е годы обратили внимание на текст из арабской "Книги титулов" жившего в 10 веке сирийского епископа Агапия Манбиджского, который цитирует место из Флавия в такой редакции (книга была опубликована еще в 1917 году, но это место долгое время не привлекало внимания):
"В это время был мудрый человек по имени Иисус. Его образ жизни был похвальным, и он славился своей добродетелью; и многие люди из числа иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть; однако те, которые стали его учениками, не отреклись от своего ученичества. Они рассказывали, будто он явился им на третий день после своего распятия и был живым. В соответствии с этим он-де и был Мессия, о котором пророки предвещали чудеса".
Этот пассаж не содержит никаких утверждений о божественности Иисуса и вполне мог быть написан благочестивым фарисеем. Но при этом он звучит странно прохристиански. Это заставляет некоторых ученых все равно считать его христианской вставкой. хотя казалось бы какова для христианина цель вставки, не утверждающей божественность Христа? Доказать его историческое существование? Так в нем никто не сомневался до появления в 19 веке "Тюбингенской школы".
В целом, пассаж производит впечатление пересказ рассказов христиан, которые Иосиф воспроизводит с почтением, только не принимая что Иисус мессия, но в сущности и не отвергая этого, и охотно воспроизводя все похвалы Иисусу как человеку.
Так Иосиф мог бы писать, если бы его информаторами были христиане, чье мнение и отношение было бы ему ценно.
И в связи с этим никто не обращал внимания вот на какой факт. В 96 году в императорской семье произошел скандал: император Домициан казнил своего двоюродного брата, префекта претория Клемента, по не очень ясному обвинению ("крайняя нерадивость в исполнении обязанностей" и "безбожие", говорят источники) и его жену Домитиллу, а о Домитилле мы имеем определенные сведения что она была христианкой.
Это начало 96 года. Написание "Иудейских древностей" относят к 90-м. Флавий, как известно, был очень близок к императорской семье. Если сообразить эти факты - оба пассажа выглядят так, как только и могли бы они выглядеть при желании угодить высокопоставленной христианке (пересказав её рассказ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий