Начало бытия и начало нашей вселенной - разные начала. И если происхожденние вселенной еще как-то доступно научной интерпретации, то истоки бытия лежат за пределами научного познания в принципе. Условно (как и все на уровне речи) их можно назвать "творцом", но это не творец вселенной, а творец всего бытия, включающего в себя все вселенные со всеми их творцами.
Постижим ли сам универсальный Творец? Мистики утверждают, что постижим.
Но как проверить, постигает ли мистик в своих интуициях вселенского творца или универсального? Ведь даже сотворение чудес не гарантирует, что эти чудеса основаны на силе универсального Творца, а не вселенского. Поэтому мистики смотрят на чудеса без пиетета, как на валерьянку для кошек.
Тогда каковы маяки (араб. "минарет") на мистическом пути? Это может объяснить face-to-face только опытный капитан. Поэтому без живого гуру, двигаясь строго научным методом, к истокам бытия не выйти. Даже если следовать сутрам совершенномудрых. Ибо что такое "сутры"? Сутры - это специальный жанр тезисов, где всякий тезис требует предметного раскрытия, однако это не раскрытие одних тезисов через другие.
Общим во всех мистических практиках является постижение вселенского единства и полное с ним отождествление. Как сказал один мастер кашмирского шиваизма, "мистик чувствует неотъемлемой частью своего тела любой фрагмент окружающего космоса", т.е. вселенной. Но это только начало "прямого пути".
В модусе вселенского единства мистик, обретая идентичность творца вселенной, способен к реализации того, что лежит за пределами как его вселенной, так и всех вселенных вместе взятых. А это уже приближение к границам постижения начал универсального бытия и того, что лежит за его порогом (араб. хадд).
Комментариев нет:
Отправить комментарий