विष्णु ब्रह्मा के पिता ही हैं सृष्टिकर्ता जी प्रकट।
पद्मनाभ सदा परे अंतर्यामी अप्रकट।।
ब्रह्मा ने मरीचि को जन्म दिया विशाल आसमान।
कश्यप मुनि जी बाद में आए सभी आदित्यों का मान।।
तीसरी पीढ़ी के राजा हैं शकरा इंद्र भगवान।
सर्व धर्म के देव ही हैं संसार का अभिमान।।
Вишну, конечно же (ही) отец Брахмы, проявленного Творца;
Падманабха (Вишну этого мира) - всегда за пределами, он - непроявленный внутренний свидетель (Антарьями).
Брахма дал жизнь Маричи, бескрайнему небу;
Затем пришёл Кашьяпа Муни, кому все [его дети, боги] Адитьи отдают дань уважения.
Владыку третьего поколения зовут Шакра, и он - Повелитель Индра;
Он - Бог, [которому на самом деле служат представители] всех религий, гордость всей вселенной.
Комментарий автора/переводчика (т.е. меня😀):
Пураническую, шумеро-семитскую и греческую теогонию объединяет нарратив о трёх сменяющихся поколениях прародителей и правителей неба и земли. В пуранах это Маричи, Кашьяпа и Индра; у шумеров это Ану, Энлиль (с Энки) и Ишкур (с Мардуком); у греков это Уран, Кронос и Зевс. В Ханаане Эл сочетает черты Ану и Энлиля (из которого он и произошёл), а Баал/Яхве - это third-tier deity как Ишкур/Мардук.
Все авраамические религии верят в то, что Бог Моисея (у арабов Мусы) - верховный, кроме того большинство народов Африки, Америки, Азии почитают в качестве верховного Бога неба, активно вмешивающегося в дела людей. В этом божестве мы узнаём нашего старого друга ведийского Индру и не удивляемся: ведь именно он - законный правитель неба и земли в этом, третьем поколении. Уже завершились эпохи Маричи и Кашьяпы, выполнивших свою миссию отцов-прародителей и удалившихся на вершину горы Меру, и теперь Индра правит, "да радуется земля".
И лишь почитатели Вишну и Шивы идут дальше, за пределы мира Индры, его армии-дэвов и его ангелов-Марутов в миры Вайкунтх и Махашамбхулок. А также джняни, оседающие в мирах Сатьялок, Тапалок и Джаналок.
C Кашьяпой всё очень сложно. Вообще, как ясно из его имени, он - рептилия, мировая черепаха, и отражает, в том числе, этап эволюции, когда жизнь, зародившаяся в воде, вышла на землю. В этом он схож с Энки. Но более важно то, что Кашьяпа - отец Адитьев, и Фроули полагает, что сам он - тоже Адитья, олицетворение творческой потенции Солнца. Функционально же главное, что он - отец богов и демонов, и это функция, конечно, Кроноса.
Что касается Варуны-Урана - то это стойкое предположение лингвистического характера, однако, в пуранические времена таки Варуна уже был устойчиво богом вод, а вот прадед богов - Маричи, тоже небесный риши, которого Кришна в Гите определяет как "лучшего из Марутов" и отождествляет с ним самого себя.
На самом деле и Маричи, и Кашьяпа - по сути функции Брахмы, они оба Праджапати. Кроме того, они - риши, мудрецы, и у них нет слишком абстрактных коннотаций. Они лишь демонстрируют, что у Индры были предшественники.
Всё-же, мифологии очень разные, чтобы искать точные (!) соответствия, важно, что ныне правящее божество - громовержец. Мы знаем, что отец громовержца - Кашьяпа, а у греков - Сатурн. Греки же идентифицировали Энлиля как Сатурн, либо как самого Зевса. А предыдущий уровень - это Ану, которого греки идентифицировали как Уран, предыдущий же уровень в пуранах, дедушка Индры - Маричи. Все же предыдущие генерации и у греков, и у шумеров, скорее, абстракции, чем персонажи, которых можно сравнивать. В пуранах выше Маричи только Брахма, а до него - Вишну, изначальное Божество. Маричи и Кашьяпа суть сам Брахма на различных этапах развёртывания мироздания, точно так же, как аватары Вишну - сам Вишну.
Придя в форме Кашьяпы
[Брахма] пел шрути и взял в жёны четырёх.
Затем он создал вселенную проявлением,
Породил дэвов и данавов.
Ради мудрых пришёл,
Позаботился о них, подумал о них,
Шрути явил, Веды объяснил,
Устранил с земли все несчастья.
Так описал я вторую аватару [Брахмы].
(Дасам Грантх 1103. Десятого падишаха святые речения. Автор - Гуру Гобинд Сингх; перевод - М.Д.).
Индра - правитель планетарного уровня, уровня солнечной системы.
Брахма - правитель всей вселенной.
Вишну - правитель бесконечного множества вселенных со множеством Брахм и Индр.
Какому именно богу поклоняются люди - можно определить по их мотивации. Вся эта история со "спасением от греха", жертвоприношениями, раем, встречей на небе с усопшими родными - это уровень Индры. Брахме обычно не поклоняются, но в его мир уходят философы, джняни. А почитатели Вишну и Шивы стремятся за пределы этой вселенной в их миры.
Что касается Иисуса, то я пришел к неожиданному предположению, что не важно, чей он сын, потому что боги в любой момент могли становиться сыновьями друг друга (Хануман вот - Шива, но сын Ваю, хотя вообще Ваю наоборот происходит из Шивы). Иисус может быть или просто полубогом, сыном Индры, а может быть и одним из богов солнца, например, Митрой.
Троица - это, конечно, греческая пересборка ханаанских персонажей, восходящих к шумеро-аккадским прототипам: Громовержец Яхве-Хадад, его Сын, рождённый от земной женщины (полубог вроде Геракла или Диониса: неслучайны заимствования в христианской литургии из орфеистических мистерий) и Бог Ветра Руах, которому аккомпанируют бесчисленные малые ветра, ангелы, низшие ханаанские божества с сильным персидским компонентом. Они подобны ведийским Марутам, аккомпанирующим Индре и Ваю. Ну и вместе с ними христиане продолжают молиться Ашере/Анат, которая никуда не делась, а по-прежнему с нами, как Дева Мария.
Индоевропейские элементы в еврейской религии, думаю, существовали давно: в Миттании Ваал Хадад (он же шумеро-аккадский Ишкур) откровенно отождествлялся с Индрой, и это отождествление сохранилось и у греков; затем персы снабдили Иегову качествами Ахура Мазды, Сатану - качествами Ангхро Майнью, а низших баалим (богов) превратили в ангелов, какими мы их знаем сегодня. Наконец, в I-II веках произошла революционная пересборка и эллинизация трёх упомянутых выше персонажей, приведшая к возникновению христианства.
"Схождение благодатного огня" - это, конечно, имитация нисхождений "Славы Яхве" на Ковчег Завета, которые никто не мог наблюдать, так как она испепеляла любого приблизившегося. Эта самая "Слава Г-дня" - совсем не абстракция, а вполне конкретный предмет с опасными свойствами, подобный ваджре Индры (собственно, это и есть ваджра), и даже сам её обладатель не мог защитить человека от её гибельного воздействия. Именно поэтому на горе Синай Яхве приказывает Моисею посторониться, пока пройдёт его Слава. Жертвами "Славы Г-дней" становятся "Надав и Авиуд, сыны Аароновы", которые принесли Г-ду некачественные благовония, с её же помощью, видимо, Яхве забирает (изжаривает) жертвы, принесённые на его жертвенник.
«Вид же славы Яхве на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых как огонь пожирающий (’eš ’oḵelet)» (Исх. 24, 17).
«Грядёт бог наш, и не в безмолвии: огонь пред лицом его пожирающий (’eš ləp̄anaw to’ḵal), и вокруг его сильная буря» (Пс. 49, 3).
Псалом 67 , в котором древний автор радуется победе громовержца Г-да нашего Ваала Хадада над богом смерти Мотом при помощи своей сестры Анат: "Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут* от лица Божия" (* "Погибнуть от лица Божия", конечно, кто-то должен обязательно: в этом все громовержцы мира!).
Ср.: Ригведа, I.32 (пер. Т.Я. Елизаренковой):
Он убил его, перворожденного из змеев.
Когда ты, Индра, убил перворожденного из змеев
И перехитрил хитрости хитрецов,
И породил солнце, небо, утреннюю зарю,
С тех пор ты уже в самом деле не находил противника."
Да, явившись во всей своей огненной славе перед своей возлюбленной Семелой (коннотацией Земли у фракийцев), Зевс испепелил её, нео успел выхватить плод - Диониса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий