Ныне необходимо разсмотреть весьма известный (и скандальнейший) казус левита в Гиве (Суд.19-21). Стоит сразу заметить: сия история поведана в столь точных подробностях, что остается никаких сомнений в ее полной достоверности. Очевидно, что она имела насколько исключительное и редкое значение в Израиле, что была внесена во все записи. Впрочем, она история имеет несколько аспектов, кои мы разсмотрим ниже.
Итак, фабула истории сводится к тому, что некий безымянный левит, проживавший в колене Ефремовом на склоне горы, имел также безымянную наложницу. Как бы нет ничего удивттельного в том, что он имеет наложницу, - сие лишь означает, что она не имела статус законной жены. Сие понятно: левитам было разрешено иметь жен только из своего колена, причем указание сие вестьма строго. По контексту выходит, что его наложница происходила из Иудина колена. В любом случае, по прямо не названной причине, она оставила сего левита и удалилась в дом отца своего в Вифлеем. Тора употребляет такие слова и конструкции фразы, что, при всей неясности, можно серьезно предполагать следующее: наложница изменила левиту и потому покинула его. Они сильно поссорились перед разставанием, и непонятно, ее измена послужила причиной ее ухода, или ссора явилась причиной ее измены. В любом случае, молодая женщина покинула левита.
Очевидно, что сей левит был беден, и маловероятно, что имел жену. Он довольствовался наложницей, т.к.. с одной стороны, не имел о ней обязательств мужа, а с другой, она, скорее всего, происходила из небогатой или непрестижной семьи иного колена. (На сие предположение указывает подчеркнуто дружественное отношение к левиту отца молодой женщины, когда мужчины встретились).
Семейные дела сего левита не были бы описаны так подробно, если бы не стали предисловием для дальнейшей истории, описывающей причиненное ему зло, в коем участвовал весь народ. Первое замечание, сделанное епископом Холлом по поводу данного рассказа, звучит так: «Здесь нет жалоб на гражданское устройство государства, а присутствует левит, то ли в качестве действующей силы, то ли в качестве пострадавшего». В идолопоклонстве Михи левит играл активную роль, а в злодействе Гивы пассивную; быстрее всего от отсутствия руководства будет страдать колено Левия, но во всей Книге Судей, кроме этих двух левитов, не упоминается ни один представитель этого колена. Этот левит был с горы Ефремовой (ст. 1). Он женился на женщине из Вифлеема Иудейского. Она названа его наложницей, так как не была обеспечена постоянным доходом, а левит не мог обеспечить ее материально, так как ничего не имел, сам не был обустроен и временно проживал в этом месте. Писание не говорит, что он имел какую-то другую жену, а на полях написано, что она была его женой и наложницей (ст. 1). Она пришла из того же города, что и левит Михи; в данной ситуации он дважды сослужил плохую службу горе Ефремовой, ибо эта женщина была такой же плохой женой для левита, как и левит был плохим священником.
I. Наложница левита стала блудницей и сбежала от своего мужа (ст. 2). В халдейском переводе написано, что она была насильно выдана за него или презирала его, а он был недоволен этим, поэтому она ушла от него и была принята и обласкана в доме своего отца, который находился недалеко. Если бы ее муж несправедливо выгнал ее, то отец должен был бы пожалеть ее в данной ситуации; но раз она вероломно ушла от своего мужа в объятия незнакомца, то отец не должен был одобрительно смотреть на ее грех. Возможно, она не нарушила бы свой долг перед мужем, если бы не знала хорошо, где ее с радостью примут. Дети очень часто гибнут из-за того, что родители им чрезмерно потакают.
II. Левит отправился, чтобы уговорить ее вернуться. Сложившаяся ситуация была знамением того, что в то время в Израиле не было ни царя, ни судьи, в противном случае ее как прелюбодейку предали бы смерти. Но вместо этого обиженный муж, предпринявший длительное путешествие, чтобы уговорить ее примириться, любезно обращается к ней (ст. 3). Если бы он выгнал ее, то был бы виновен, если бы пытался вернуть ее (Иер 3:1), но так как она ушла сама, то он поступил добродетельно, простив нанесенное оскорбление и сделав первый шаг к примирению, хотя и был обиженной стороной. Мудростью свыше обладают те, кого легко уговорить примириться. Он дружелюбно, или спокойно, обратился к ней (чаще всего именно такой смысл на еврейском языке имеет фраза «поговорить к сердцу ее»); эти слова подразумевают, что она была в печали и раскаивалась в совершенной ошибке, о чем, возможно, он услышал, когда пришел забрать ее. Именно так Бог обещает вести Себя по отношению к Израилю, предавшему Его (Ос 2:14): «Я приведу ее в пустыню, и буду говорить к сердцу ее».
III. Ее отец с радостью встретил его, стараясь своей необычной добротой искупить вину, когда одобрительно принял свою дочь, оставившую мужа, и заверить его в том, что хочет их примирения».
Насчет того, что она стала «блудницей» можно полемизировать. Скорее всего, что она стала не проституткой в прямом смысле сего слова, а прелюбодейкой и, очень возможно, умышленно.
В любом случае, само посещение левитом дома отца его наложницы привело к примирению, причем сама молодая женщина тотчас соглашается на сие. Далее описано возвращение сей пары обратно, в подробностях. Определенное удивление вызывает всё, что касается его пребывание в пределах Веньямина. Трудно представить, что сии страницы созданы исключительно для дискретидации веньминитян. Более вероятно именно такое их жизненное поведение, сильно контрастирующее с образом жизни иных израильтян.
Сюжет прост: левит с наложницей останавливается в Гиве, но никого там не знает и никто не приглашает его на ночлег. В конце концов некий человек (из колена Иуды проживавший там) принимает их на ночь. Но далее происходит нечто невообразимое: вентьяминитяне, «жители города, люди развратные, окружили дом, стучались в двери и говорили старику, хозяину дома: выведи человека, вошедшего в дом твой, мы познаем его»(Суд.19:22).
Израильский автор Шавлев Маир в своей книге пишет: «В Содоме проблемы решились благодаря сверхъестественным способностям пришедших, которые, как мы помним, были не простыми смертными, а ангелами Божьими. Они навели на содомитян слепоту, спасли Лота и его семью, а затем разрушили город. В Гиве чудесных спасителей не нашлось. Здесь гость-левит сам вывел свою наложницу к насильникам. Формулировка Библии: «Тогда муж взял свою наложницу и вывел к ним на улицу» — говорит о том, что несчастная женщина не вышла по собственной воле, а была выведена на улицу силой. Жители Гивы насиловали ее всю ночь, а на заре отпустили».
Исследовтелями давно подмечено, что данных сюжет буквально повторяет историю в Содоме (Быт.19:4-5). Отчего ныне ставится под сомнение и та и другая. На наш взгляд, здесь имеет место быть общая типология данного акта, и она проистекает не столь от гомосексуальных страстей жителей, а из религиозно-культовой основы их желания. Из текста становится очевидным, что они не являлись гомосексуалистами в прямом смысле, т. к. вполне использовали наложницу левита для своих действ. Обращает на себя внимание деталь: они издевались над нею всю ночь (Суд. 19:25), причем, по своему возвращению, молодая женщина умерла (Суд.19:26-28). Групповой изнасилование не обязательно приводит к смерти жертвы. А вот издевательства, отмеченные в тексте, более значительная деталь. Всё указывает на особое действо веньминитян.
Вн всякого сомнения, веньминияте являлись пристыми к тому же самому тайному культу, что содомляне. Также вполне можно предполагать с большой долей вероятности, что они использовали и некие садистические практики, ибо издевались над своей жертвой, а не только насиловали ее. Почему так? Очевидно, что замена мужской плоти священника, на женскую плоть иудеянки-наложницы — неравнозначна. А следовательно оная плоть должна предаться не только сексуальному проникновению, но и мучению и разрушениям. (Отметим такую деталь, что в своих культах майя сперва мучали свои жертвы и только потом убивали. А в Древнем Шумере с верховной жрицы Иннаны снимали заживо кожу, предварительно подвесив на крюк за ребро).
При всей своей трусости и подлости, - а похоже что левит просто вытолкнул свою наложницу из дома к толпе, - он произовит некий сакрально-судебный акт. Он разчленяет тело молодой женщины и отправялет каждую часть одному из колен Израиля (Суд.19:29). Сие означает не только извещение о ужаснлом преступалении, но и о вынесении предварительного приговора, и призыве всех участвовать в священнодействии возмездия, т. е. наказания за исключительный грех. И все колена соглашаются на сие. Отчего возникает такая солидарность? Можно понять только одно: все не только возмущены, но и обезпокоены тем, что в среде Израиля появился тайный культ, к коему причастны содомляне. Сие означает коллективную ответственность и потенциальное истребление всей общности. Если, конечно, сами изральтяне не примут необходимых действий санации (Суд.20:13).
Очевидно, что херем провозгласил сам левит. Но его слово подкроеплено теперь не только коллективной волей людей. Оно проявляется в чрез Финееса в древнем святилище Массифа (Суд.20:28), и таким образом акт возмездия становится обязательным актом самоочищения Израиля.
Веньямитяне закляты, они находятся под херемом. И похоже, что степень вовлечения в сей культ имела чудовищные масштабы, как видно по последствиям.
Интересно, что, хотя виновны исключительно жители Гивы, в их защиту выступает всё колено Веньямина, чем навлекает на себя на себя юридическую опасность. Последовала гражданско-религиозная война, изначально, с переменным успехом. Но, в конце концов, веньяминитяне разбиты и истребляются весьма сурово. Причем херем включает уничтожение даже женщин и детей, что совсем исключительно! Более того, имеется запрет на заключение даже браков с дочерьми веньямитян (Суд.21:1). Сие подчеркивает исключение сего колена из союза Израиля, и приравнивание их к скверным иврим — как моавитяне, аммонитяне или Медиам. Занимателен и тот факт, что проигнорировшие общее дело жители Иависа Галаадского также подверглись санации (Суд.21:10-11).
Впоследствии колено Веньямина реинтегрировано обратно в Израиль весьма архаическим способом: «Тогда возвратились сыны Вениамина [к Израильтянам], и дали им [израильтяне] жен, которых оставили в живых из женщин Иависа Галаадского; но оказалось, что этого было недостаточно…И сказали старейшины общества: что нам делать с оставшимися касательно жен, ибо истреблены женщины у Вениамина? И сказали: наследственная земля пусть остается уцелевшим сынам Вениамина, чтобы не исчезло колено от Израиля; но мы не можем дать им жен из дочерей наших; ибо сыны Израилевы поклялись, говоря: проклят, кто даст жену Вениамину. И сказали: вот, каждый год бывает праздник Господень в Силоме, который на север от Вефиля и на восток от дороги, ведущей от Вефиля в Сихем, и на юг от Левоны. И приказали сынам Вениамина и сказали: пойдите и засядьте в виноградниках, и смотрите, когда выйдут девицы Силомские плясать в хороводах, тогда выйдите из виноградников и схватите себе каждый жену из девиц Силомских и идите в землю Вениаминову; и когда придут отцы их, или братья их с жалобою к нам, мы скажем им: простите нас за них, ибо мы не взяли для каждого из них жены на войне, и вы не дали им; теперь вы виновны. Сыны Вениамина так и сделали, и взяли жен по числу своему из бывших в хороводе, которых они похитили, и пошли и возвратились в удел свой, и построили города и стали жить в них» (Суд.21:14, 16-23).
***
Чему учит нас сей разсказ? Нет, не только о ничтожности священнослужителей и неверности женщин. История о тайном ужасном вирусе в народе, приводящем оный к почти погибели. И показывается метод к возстановлению оного народа — через ужасные санации, столь необходимые для подлинной жизни вне уклонений и смерти.
Комментариев нет:
Отправить комментарий