среда, 7 января 2015 г.

Старообрядческая эсхатология: Слово святого отца Мефодия Патарского о последних временах

Псевдо-Мефодий Патарский — сирийский писатель середины VII в., живший в Северной Месопотамии, автор эсхатологического сочинения «Видение Мефодия Патарского» («Откровение Мефодия Патарского»), приписанного в средневековой рукописной традиции епископу малоазийского города Патары Мефодию (Олимпийскому), жившему в III—IV вв. На греческий язык этот апокалипсис был переведен не ранее 678 г. «Видение Мефодия Патарского» — это краткий рассказ об истории мира в стиле устных легенд от Адама до светопреставления, распределенный по тысячелетиям на 7 периодов. Во второй половине «Откровения» повествуется о седьмом тысячелетии, о тех событиях, которые будут предшествовать кончине мира и происходить в последний период его существования (царство Антихриста, второе пришествие Христа, Страшный суд). Пророческая часть привлекала к себе наибольшее внимание средневековых читателей. В ней среди прочего имеется предсказание о завоевании Византии и Персии «измаильтянами». Согласно пророчеству, они ворвутся в Константинополь, разрушив ворота Ксилокерка, рядом с Золотыми воротами. Однако затем император ромеев восстанет, разгромит врагов, установит мир и спокойствие на земле. После этого через «ворота Севера» вторгнутся могучие и жестокие племена, но стараниями пророков Еноха и Илии, посланными Господом с небес, чтобы разоблачить обман «сына погибели», северные племена покинут лагерь зла и присоединятся к праведникам. Вслед за тем появится знак, предвещающий приход Сына Человеческого, побивающего «сына погибели» и ввергающего нечестивых в ад. На Руси славянский перевод апокалипсиса Псевдо-Мефодия Патарского стал известен очень рано — не позже начала XII в. В XV в. возникла оригинальная русская переработка «Видения», в основу которой лег старый славянский перевод, дополненный из других источников — библейского повествования о Гедеоне, апокрифа о потопе, «Сказания о царе Михаиле», сказаний об Антихристе и сведений из «Жития святого Андрея Юродивого».
 
Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.233-234. 

Пусть же всем будет известно, что девственниками были Адам и Ева, когда они были изгнаны из рая. Через 30 лет после изгнания из рая' [у Адама и Евы] родился сын Каин и сестра его Каламана. И снова через 30 лет [у Адама и Евы] родился сын Авель и сестра его Дебора. Когда прошло 120 лет жизни Адама [на земле], начал завидовать (Адаму и Еве) Сатана. Злой дьявол стал возбуждать Каина против брата своего Авеля. Каин же был обольщен обманом дьявола, взял камень и убил брата своего Авеля. И этот Авель был первым мертвецом на земле. Тогда же узнали Адам и Ева о смерти своего [сына] Авеля. Они оплакивали Авеля год. Когда прошло 309 лет первой тысячи [от сотворения мира], и это был первый век, в 30-й год [которого] родился [сын у Адама], похожий на Адама. В 400-й год сыновья Каина разожглись страстью, и со страхом терпели их жены. Узнав же [об этом], Адам опечалился очень. В 30-й же год первой тысячи [от сотворения мира] большой страстью жены разгорелись на злые дела и было указание всем смотрящим. И осквернились [жены] грехами своими. В 800-й год жизни Адама умножились скверные грехи от сынов братоубийцы Каина. Умер же Адам в 530-й год первой тысячи. Сифово же племя отделилось от [племени] Каина. И вывел Сиф род свой наверх, на гору, которая была около рая. А Каин стал жить с родом своим в том месте, где гнусное убийство брата своего совершил. И [было] 40 лет Ареду, [когда] в 330 году восстали коварные люди и хитрые, Увень и Тувень, дети Ламеха слепого, убившего Каина. Ими же, злокозненными грешниками, овладел дьявол в седьмой день. В 500-й же год второй тысячи еще больше воспламенились на злые дела люди и были [они] хуже [людей] первого [тысячелетия]. И начали по-скотски садиться жены на мужей. И мужчины, которые от Каинова рода те же нечестивые грехи начали совершать. В 700-й же год Аредовой жизни12 второй тысячи [лет от сотворения мира] увеличил лукавый и хитрый дьявол нашествие грехов. [Он] соблазнил сынов Сифовых грехами. И разгневался Господь Бог гневом великим [на людей] за злые дела их, за то, что [люди] осквернили землю грехами своими.



Когда прошла вторая тысяча [лет], послал Бог ангела своего к Ною, чтобы сообщить ему о потопе и [так] сказать: «Хочу устроить потоп на земле, поскольку земля наполнилась [людскими] грехами, пусть [люди] покаются в грехах своих [тогда] прощу им гнев свой. А ты начни делать ковчег, ибо следует войти в ковчег тебе, и жене твоей, и сынам твоим, и женам сыновей твоих». Пришел Ной на гору Араратскую и стал делать ковчег, как велел ему ангел Господа. [Известно, что] испокон веков дьявол — ненавистник человеческого рода. [Дьявол] прикоснулся к жене Ноя [и] сказал ей: «Спроси, куда ходит муж твой». Она же ответила ему [дьяволу]: «Тверд муж мой, не могу я спросить его». И сказал ей дьявол: «Есть трава, [что растет] над рекой, [она] вьется около дерева. Ты же возьми цвет той травы и заквась с мукой и тем [кислым напитком] напои его [Ноя], и [он] расскажет тебе все». И [вот] сошел Ной с горы, чтобы поесть. И сходил [он с горы] в третий месяц в течение всех семи лет [строительства ковчега]. [Когда] же сошел [Ной] с горы, то сказал жене своей: «Дай мне выпить квасу, ибо я истомился жаждой от дела своего». Она же, наливши чашу квасу, [сделанного по дьявольскому наущению], дала ему. Выпив, Ной сказал: «Есть ли еще?» Выпив же три чаши, лег, ибо хотел отдохнуть. И вот, когда [Ной] стал весел, она начинала говорить ласковые слова ему: «Господин, скажи мне, где ходишь?» Он же не сказал ничего ей. А она стала [еще] больше ласкаться [к Ною] и по дьявольскому наущению [говорить стала разные] льстивые слова. [Ной] разомлел и ответил, сказал, ей: «Ну что ты хочешь от меня услышать? Послал Бог ангела своего ко мне, и сказал мне [ангел]: «Хочет Бог устроить потоп на земле». И [ангел] велел мне сделать ковчег, [чтобы] войти мне с тобой, и сыновьям моим, и женам их. Вот уже я сделал его за семь лет». И когда [это] сказал [Ной], то пошел [дьявол] на гору. И вошел [дьявол] на гору и, увидев ковчег, и рассыпал его, как прах. И плакал Ной 40 дней, и явился ему ангел Господа, говоря [так]: «Я тебе сказал, [чтобы ты никому] не говорил. Зачем ты рассказал жене своей о делах своих? Поэтому опять Бог [мною] послал знамение свое. Ныне же прощает тебе Бог грех твой. Начни строить второй ковчег. [Ангел] показал ему дерево негниющее, [называющееся] килитнор (смолистое дерево вроде кедра и кипариса), и сказал: «Из этого дерева делай [ковчег]». Ной же оделся во власяницу и отстранился от жены своей и головы своей не чесал. Через 30 лет сделал Ной ковчег длину 300 локтей, а в ширину 80 и в высоту 30 [локтей]. И спустился [Ной] с горы, приказав людям каяться в грехах своих. Они же не послушали слов его. И сказал ангел Господа Ною: «Пойди в ковчег свой с женой твоей, и сыновьями твоими, и с женами сыновей твоих. Возьми с собой по два животных из всех [существующих] четвероногих: [от] скота, от гадов [пресмыкающихся] и от птиц.

Ной спросил: «Как я могу созвать [по два] от всех животных?» Ангел Господа принес ему бильце [маленькую доску, в которую бьют для подачи сигналов] с неба и сказал ему: «Ударяй, став прямо у ковчега», Ной же сделал так, как велел ему ангел Господа. Уже звал всех родственников и всех животных в ковчег. И созвал [он] с воздуха птиц небесных. Дьявол же, не желая добра человеческому роду, но стремясь погубить весь человеческий род, дотронулся до снохи Ноя и сказал ей: «Не ходи без моего повеления в ковчег». Тогда повелел Бог дождю идти с небес ливнем, и повелел Бог тридцати китам сойти с мест своих, ибо они долго оставались без движения в тридцати концах морских. И пошла вода от всех концов морских на землю, и было несчастье великое, и [раздавался] плач горький людей. И превратилась радость их в плач, и веселье их [превратилось] в рыдание. И так без милости поглотила вода всех живущих на земле. И стала подниматься вода на горы высокие. И тогда не пошла сноха Ноя в ковчег по дьявольскому наущению. Ной же стал звать ее в ковчег, говоря [просто]: «Иди». Она же не шла, но ждала [то], что ей велел бес. Ной же [повторил]: «Иди, грешница, иди, обманщица». Она же стояла, ожидая, [когда позовут и дьявола]. И когда сказал Ной: «Иди, дьявол, в ковчег», то она пошла и дьявол с нею вошел в ковчег. Шел же дождь 40 дней и 40 ночей, и вода поднялась над горами Араратскими на 15 саженей. Тогда же окаянный дьявол, который хотел потопить весь род [человеческий], превратился в мышь и начал грызть дно ковчега. Ной помолился Богу, и [вот] взволновался лютый зверь [и] выскочили из его ноздрей кот и кошка и, прыгнув, удавили дьявола в образе мыши. И [так] и не сбылось дьявольское злоумышление. Стояла вода на земле 13 месяцев. Тогда же Ной стал спрашивать, видна ли суша. И выпустил Ной голубя из ковчега. Голубь же, пролетав много [и] не найдя земли, возвратился в ковчег. И потом выпустил Ной ворона. Ворон же, полетав, нашел землю и не возвратился в ковчег. Ной же проклял [ворона], ибо не послушал тот его повеления. И потом [Ной] выпустил еще голубя. Голубь же, полетав, нашел землю и, отломив сучок масличный, принес в клюве своем к Ною в ковчег. Тогда Ной, очень обрадовался и восславил Бога, говоря [так]: «Господи Боже мой! [Снова] Ты удостоил меня увидеть землю, [сотворенную Тобой], в тринадцатый месяц, поставив меня на земле Своей». И повелел Бог ветрам прогнать [ковчег] на горы Аравитские, где он [и] создан был. И пристал [ковчег] к горе Араратской. Тогда Ной помолился Богу, [потом] вышел из ковчега. И жена его, и сыновья его, и жены сыновей его [также вышли]. Ной [выпустил] всех животных из ковчега на землю, а всех птиц на воздух, и стал жить Ной с детьми своими на земле своей.

В первые же 100 лет третьей тысячи родился у Ноя сын, и был он назван Мунтом. И расплодились [размножились] сыновья Ноя: Сим, Хам, Иафет. В 300-й же год разделили землю сыновья Ноя: и была дана Симу восточная страна, Хаму — южная, а Иафету — западная. Мунту же братья части не выделили. Отец послал его в северную часть земли. И было жизни Ноя 908 лет, [когда] он преставился. После смерти Ноя, в 500-й год третьей тысячи [от сотворения мира], внуки одного из родов Ноя стали ставить себе столп, говоря [так]: «Если устроит Бог второй потоп, то на столп забравшись, избавимся [от потопа]». Третий же [род] из десяти родов не пришел к ним [на помощь], говоря: «Если устроит Бог второй потоп, [то] будет воля Его — или жить, или умереть нам, [да исполнена] будет воля Его». Они же делали столп семьдесят лет и сделали его выше облаков Богу же неугодно было дело их. И [вот однажды] они легли [отдохнуть] на столпе. И было рано, [когда] они встали, желая работать. И [вдруг] начали они говорить на разных языках, ибо разделил их Бог на двенадцать языков. И вот напал на них страх, и трепет, и ужас. И соскочили они со столпа на землю, [и] разошлись в двенадцать разных стран земли. Каждый из них [пошел] со своим родом. [Тогда] выпустил Бог четыре ветра великих: на восток, запад, север, юг. И [полетели] все 12 ветров, и разрушили столп до земли. Сын же Ноев Мунт, год живя в северной части земли, принял дары многие от Бога и премудрость астрологическую изобрел. К нему пришел Неврот научиться закону, как ему царствовать над людьми. Неврот же, брат Невронов, был от племени Симова. И тот первый царствовал в Вавилоне, великом городе. И потом сделался царем [в Вавилоне один] из сыновей Хама, которому было имя Опий. В ...79 год третьей тысячи, в третий год царствования Неврота, послал Неврот мужей из племени Афета, мужей сильных, и мудрых очень, и хитрых во всем. Они пошли на север к Мунту, сыну Ноя, и построили ему город. И Мунт назвал город в честь себя. Очень мирными были царства Мунта и Неврота. Во время [же] царствования сына Неврота не было мира, но люди воевали друг с другом. И написал Мунт к Невроту, в царство Ахимово. Ибо это были первые цари на земле. И с тех пор [как] узнали люди об этом, то начали ставить над собой царя. После царствования Неврота, в 504-й год, начали воевать [люди], и было завоевано Египетское царство Невротом-царем. [Еще] завоевано было племенем Неврота царство Вавилонское... Хузита взял жену себе из племени Хама. [Когда] умер Хозит, взял внук его, Исудея, мать свою себе в жены. И родила она ему сына Ахорозию. Этот же [Ахорозия] собрал войско многочисленное, и пошел [воевать против] племени Хама, и взял [это племя] в плен, и пожег всю землю западную. Во второй же год царствования Ахорозии, сына Хузита, собрались сыновья Хама и пошли на восточную часть земли сражаться с царем Ахорозией. Было же у них только три тысячи [и] 20 пеших воинов. Услышал же Ахорозия [об этом] и позволил себе пренебрегать ими [до тех пор], пока они не перешли третью реку. Тогда же Ахорозия царь выпустил против них воинов своих, которые ездили на слонах и побивали всех. И не спасся от них никто, и сыновья Хама [тоже не спаслись]. И потом стали воевать цари. Когда закончился четвертый год, пришел сам Приор-царь на Коникаронир восточных земель, и взял в плен семь городов, и сотворил насилие всей земле их, и пошел на три царства индийские. И послал войско, и сжег их [царство] огнем. Когда [Приор] пришел в пустыню Савы, то убил род потомков Измаила. Этого Измаила Авраам прижил от рабыни своей, Агари, а Исаака [родил] от Сарры. Измаил же насмехался над Исааком, враждуя с ним. И пришел же ангел Господень к Аврааму и сказал ему: «Прогони рабыню свою и сына ее в пустыню Савы». Измаил же жил с матерью своей [в пустыне]. [Он женился], и у него родилось много детей. Приор [же] царь перебил их, а некоторые разбежались. Они убежали в пустыню Етривскую, [где] опять размножились и заселили пустыню ту племенем своим. И было их так много как саранчи. Они ходили обнаженными и ели вареное мясо верблюжье и пили кровь животных и молоко [кобылиц]. Потом эту землю получили сыновья Измаила Орив, и Зив, и Зевей, и Салман. Они стали воевать [с другими народами] и дошли до Евфрата и от Евфрата до Тигра, от Тигра до Саддукеи великой, и даже до Рима. И завоевали они Рим, и царствовали [там] семь лет. [Потом] они начали строить себе корабли и, как птицы, стали носиться [в них] по морю. Оттуда же они отправились [войной] на Израиль.

Израильтяне же, услышав об измаильтянах, все разбежались [и попрятались] в пустыни, и в горы, и в пещеры земные. Гедеон же на токе своем веял пшеницу, когда пришел к нему ангел Господень, [так] говоря: «Устрашился ли ты?» Он же ответил: «Хочу скрыться от измаильтян». И сказал ему ангел: «Не беги, но укрепись против них, и ты одолеешь их». И, это сказав, стал невидим. [Гедеон] сказал про себя: «Спрошу Господа Бога моего. [Пусть] мне знак [от него] будет, правда ли это. Вот положу я руно на ток свой. Если правда, то, что сказал мне ангел, пусть будет на этом руне роса, а на всей земле [пусть будет] сухо». И было так. И ниспослал Бог на руно росу, а на всей земле [было] сухо. И сказал Гедеон: «Еще, Господи, спрошу Тебя. Пусть будет на руне сухо, а на всей земле роса». И было так. И сказал Гедеон: «Господи, как я соберу израильтян? [Ведь] все разбежались». И принес ему ангел рог барана Авраама и сказал ему [Гедеону]: «Затруби в этот рог». Он же [Гедеон] начал трубить, стоя на столпе. Звук же трубный был как гром. Где бы кто ни был: или в пустыне, или в горах земных, или в пещерах, — отовсюду тогда были позваны мужчины, и собралось [их] три тысячи. И сказал ему [Гедеону] ангел Господень: «Не давай им пить воды в течение трех дней, а в третий день вели им воду пить, не используя сосуды. Те, которые начнут воду пить, черпая [ее] пригоршнями, с теми иди [на битву]. Дай им оружие. Каждому мужу [дай] меч, копье, фонарь, трубу». И, это сказав, ангел Господень отошел от него [Гедеона]. [И, как велел ангел, Гедеон] не давал [мужчинам израильским] пить три дня. В конце же третьего дня [Гедеон] выпустил [мужей] на берег к воде. И упали на землю [мужи] [и стали] пить, как саранча, а другие пили, [зачерпнув руками]. Он же этих, [которые пили пригоршнями] отобрал и набралось их 300 мужей, а Других отпустил в селения. И повелел тем, [которые воду пили пригоршнями], взять с собой оружие: мечи, копья, [а также] фонари, трубы, и пойти с ним против измаильтян. Когда же [сошлись оба войска], тогда Бог покрыл полк измаильтян темным облаком, а для Гедеона Бог сделал светлым день. Гедеон же сказал: «Еще спошу у Бога, если дано мне Богом победить [измаильтян], через самих измаильтян пусть будет дано мне предсказание победы». И сказав так, [Гедеон] взял (перевод неясен, в тексте «подоко»), взял слугу с собою, и пошел в полк измаильтян. Пришел [Гедеон] к башне, и спросили его из башни: «Кто там?» Он же сказал: «Я пастух, пасу стадо». (Смысл в этой части текста затемнен и не вполне ясен для перевода). В башне же на возвышении лежали два измаильтянина: один молодой, а другой старый. И сказал молодой старому: «В эту ночь я видел сон: с южной стороны с высокой горы оторвалась груда пшеничного теста со слоем ячневой крупы, смешанная с маслом, и докатилась до постели наших царей, и постели царей уничтожили царей наших». И сказал старый молодому: «Того не знаешь, что с южной стороны выйдет пророк по имени Гедеон и убьет нас и царей наших». Гедеон же услышав то, сказал себе: «Воистину сообщил мне Бог, что я [смогу] победить этих [измаильтян]». И вышел Гедеон из полка измаильтян и велел воинам своим фонари со свечами поднять на копья. И, [сделав так], они окружили полк измаильтян. [после этого] одна за другой и затрубили все 300 труб разом. Измаильтяне же вскочили, и увидели огонь около себя, и [услышали] голос труб многих, и, объятые страхом, они побежали. И напал Гедеон на Орива и Зива, и угнал Зива и Салмана, и уничтожил всю мощь их, и оставил из них восемь племен, которые он заставил бежать в пустыню Етрива, откуда те пришли. Там ныне и размножились [они].

И выйдет их еще семь тысяч в последние годы, и завоюют они всю землю, и дойдут до Рима. И побеждены будут дважды римлянами, а в третий раз Рим возьмут, а других [городов] не завоюют. И дойдут [они] до Гавата великого, который [находится] за Римом. Ибо о том Гавате великом пусть сбудется предсказанное пророком Иезекиилем: «Сын человеческий! Зови зверей пустынных и привле-ки их [к себе, так] говоря: «Собирайтесь и придите ко мне, [ибо] приготовил я вам великую жертву [то есть жертвенный пир]». И они придут и съедят мясо сильных и выпьют кровь князей». В том же Гавате великом будут свергнуты все эллинские, [то есть греческие] вельможи, и будут они все взяты в плен измаильтянами. Очень велико будет сражение, а крови будет столько, что вол утонет в ней. Поскольку Бог назвал Измаила диким ослом, с гневом и яростью он послан на людей, и на зверей, и на всякое дерево плодоносящее. И будет пришествие его — казнь Божья без милости. И придут на них четыре казни [то есть Господь нашлет на людей четыре наказания]: смерть, мор, разврат, разорение. Сказал Господь Бог Израилю: «Видишь, что, не любя вас, сыновьям Измаиловым [измаильтянам] я дал над вами силу. Пусть [они] возьмут землю христианскую, ради грехов ваших беззаконных [я] так сделал». Ибо [грехи] так они творят: облачаются мужи в одежды блудниц и как женщины выставляют себя напоказ. Любуясь собой, ходят они по улицам городским, изменив естественные [физиологические] потребности в неестественные, как об этом Павел, великий апостол, сказал. Так же и жены их, как и мужья их, творят. Совокупляются с одной женой отец, и сын, и брат. По этому поводу еще в свое время премудрый Павел сказал о них пророчески, после сошествия него Святого Духа: «Бог предаст их постыдным страстям, ибо жены их изменили свою естественную потребность [физиологическую], также и мужчины оставили естественную потребность к женщине, разжигаясь страстью мужчина к мужчине, творя злое дело». Поэтому Бог предает их [грешников] в руки беззаконных язычников, и от них, [язычников, люди] впадут в грех, [и] сами осквернены будут и жены их от тех [измаильтян] скверных. И будут вместо них господствовать эти измаильтяне. Предана будет земля Перская [и] опустеет. И живущие на ней уничтожены будут. Эллада и греки впадут в беду и [в] плен [будут захвачены]. Острова поморские пусты будут, а живущие на них в плену уничтожены будут. Египет [и] Ассирия будут в плену. И мучимы будут без милости. И просить начнут от одного из сильных их семь мер золота. И будут живущие в Египте и в Ассирии в плену. И всемеро большей печалью наполнится земля, обижаемая от четырех ветров небесных. И будут измаильтяне, как саранча, многочисленны. И говорить начнут высокомерно против Бога до конца времени, установленного им [Богом], и до конца царства [их], и до [конца] числа лет [седмеричных]. Владеть начнут измаильтяне до края северного и до запада. И будут все под властью их: и люди, скот и птицы небесные, и [живущие] в водах морских. [Измаильтяне] владеть начнут торами, пустынями, и зверями луговыми, и деревьями, [растущими на] земле, и камнями [драгоценными], и богатством земным. И изобилие земное у них будет, и дома богатые, и дары многочисленные: золото, серебро и камни многоценные, и одежды сверкающие, и хлеба. И все [это] им принесено будет. И наполнятся весельем сердца [этих измаильтян], убивающих [других людей]. Будут те [измаильтяне] без милости: требовать будут дани у сирот и у вдовиц, и у монахов, и без всякого страха издеваться будут над неимущими. Издеваться начнут они над [теми, кто] живет по закону Божьему. И будут [в] ужасе и в скорби [все], живущие на земле. Будет путь [измаильтян] от моря и до моря, от востока и до запада, от севера и до Евфрата. И будет путь их путем печали. И пойдут по нему старики и старухи, убогие и богатые, алчные и жадные, соединенные [вместе]. Восхвалять начнут людей мертвых [то есть живые станут завидовать мертвым], как и сказал Павел, великий апостол: «Если не придет первое дозволение [то есть Бог допустит первое бедствие], то не проявит человек свои грехи и не станет сыном зла. [Ибо] дозволение есть наказание, и наказание примут все живущие на [земле]». И осквернится вся земля кровью, и удержит земля плод свой. Ибо посланные на опустошенные земли будут скверны, потому что скверну приветствуют. Когда выйдут они из пустыни, то оружие свое [будут] закалять в чревах [женщин], и младенцев будут убивать, выхватывая их из рук матерей; и со своими женами начнут совокупляться в святых местах [то есть в церквах], а пеленами со святых икон коней станут покрывать. И будут [они] лукавы [то есть коварны] в своих речах, искушая род христианский. Как и сказал апостол Павел: «Не все христиане, только их тысяч были избраны, которые не преклонились перед Вилом [Ваалом?], и по-му люди израильские помилованы были». Также и в то время мало найдется истинных христиан. Как сказал Господь в Евангелии: «Многие тогда откажутся от веры святой, и от честного креста, и от причастия святых таин. Никем не будут принуждаемы, но по своей воле». И все это поняв, Павел, великий апостол, проповедовал, говоря: «В последние дни отступят [люди] от веры, послушав духов льстивых и учений бесовских. И будет им печаль злая, друг друга [будут] ненавидеть, будут златолюбцы надменные и хулители Бога, родителей будут оскорблять, творить грехи по наущению дьявола [будут] неукротимые, не [будут] совершать добрых дел, [но будут] предатели и дерзкие грешники, а не боголюбцы. Образ иметь [будут] Божий, а от силы Его [Бога] отрекутся. И придут времена наказаний. Ибо [люди] начнут преследовать друг друга и [будут] золото брать, [будут] воры, мошенники, отступники, душегубцы. И [будут] те [люди] слугами дням тем». [Тех же, которые] боятся Бога, будут считать ничем. И будут сыновья измаильтян очень злые, и [тогда] прекратится служба Божья в церквах святых и пение [в церквах]. [И это будет] до тех пор, пока не закончится число царств их, которым была отдана вся земля. [Тогда] умрет печаль людей, и будут голод и смерть и изнемогут люди, рассеются по всей земле как прах. И другая смерть от Бога будет. Праведных же и верных простит Господь, и станет явным, кого избрал Он. Как сказал Господь: «Благословимы вы, когда преследуют вас. Изгоню вас и скажу, что всякое злое слово, [сказанное] вам, есть ложь, [ибо это вы терпели ради меня]. Радуйтесь и веселитесь, ибо много вам воздастся на небесах».

От измаильтян [пришла напасть], и такая участь постигнет всех людей. [Ибо] не будет им спасения от Бога и избавления от [господства] измаильтян. И придет в запустение Персида, и поморская земля, и греческая, и Киликия, и Ассирия. И [те нечистые народы] завоюют весь Гават великий и пойдут к овчьему полю. И станут на овчьем поле, [и украсят себя] бесценными одеждами, и [будут] хвалиться, говоря [так]: «Где [же эти], называемые христианами? Вот погибли они от рук наших. Они же думали, что мы погибнем. И поэтому неразумно верили этому. Ты же, Бог, [властвуешь] на небесах, а мы, [измаильтяне, распоряжаемся] на земле. И нет сейчас никого сильнее нас на земле [этой] под небесами. Вот есть море Ефиопское, на нем же [стоит] город, называемый Ефиопия. Ибо о том городе Господь поведал через пророка Иезекииля: «Ефиопия предварит [всех на пути] к Богу». Это значит, что молитва христианская как трубы, [которые] воспевают Бога. И поведают еще: „Есть на море Ефиопском город, называемый Ефиопия". Только он избежал нашего плена, [поэтому] пойдем и возьмем его». [Измаильтяне] соберутся и пойдут к тем воротам, которые издавна заперты, и никому [не удалось] их открыть. [Но в этот раз] по Божьему повелению откроются [ворота] и [измаильтяне], въехав [в город, будут сражаться] и, сражаясь, [дойдут] до Святой Софии. Как сказал пророк, «восстанет на них царь смиренный». Ибо ангел [возьмет] Михаила [царя] из Рима, принесет и положит его в Святой Софии, в алтаре. Тогда же [все] христиане сбегутся в Святую Софию, громко крича: «Горе нам, братья, ибо уже погибаем все от измаильтян этих». Он же [Михаил] стремительно поднимется, как от сна, и возьмет меч свой и скажет: «Дайте мне коня быстролетного». Против них [пойдет] с великой яростью и поднимет меч свой на них. И ангел Господень, [который сначала] был с ними [измаильтянами], будет с Михаилом против них. И расслабится сердце их [измаильтян, станет] как вода, и тело их [измаильтян] растает как воск, и превратится в ничто мужество их. И от страха того погибнут [измаильтяне], не могущие смотреть на силу Божию. И тогда побеждено будет Михаилом-царем множество бесчисленное [измаильтян], а некоторые [из них] будут отогнаны, как скот. От страха Божия вынуждены будут народы [покоренные] измаильтянами, прийти и поклониться Михаилу-царю. [И так скажут]: «Мы твои пленники, а не христиане». Он же начнет отпускать каждого из них к себе домой. .Тогда разогнанные измаильтяне соберутся на овчьем поле. И станут всадники бок о бок, и начнут Богу отдавать луки свои и стрелы, и оружие е говоря: «Боже, дал Ты нам этим взять в плен всю землю, а сейчас отнял Ты Нас царство. Поэтому оружие свое возьми от нас». Тогда же, взяв много золота серебра и придя [к царю Михаилу], поклонятся, говоря [так]: «О великий царь Михаил! Было [так, что] Бог поручил нам царство это, а сейчас отнял от нас. Тебе пал Он царство это, поэтому мы пришли поклониться тебе. Что ты велишь нам, рабам твоим, делать, [то и будет], ибо ты уже победил нас». Тогда же Михаил-царь сделает их рабами людей своих.

И будут они под ярмом греческим, и охватит их скорбь и беда великая, алчность и жадность. И будут [они] рабами сами, и жены их, и дети их. И начнут [они] работать [у тех, которые] работали [на] них. И будет работа их более горькой, чем первых [то есть тех, которые работали на них]. Будет же царство Михаила 30 лет и три года. И не будет битв по всей земле. И создадут города, и построят церкви, и благоустроят [пути] до Иеросалима, и до Индии, и до Сиона, как [это] было при первых царях; и больше [всего] того будет. И назначат патриархов, и митрополитов, и епископов, и священников. И объявятся [то есть обнаружатся] клады в царство их, которые от Адама были скрыты. Они же [то есть клады] начнут отдавать людям, и разбогатеют все. И будут нищие как бояре, а бояре — как цари. И не будет тогда у них ни вора, ни разбойника, ни ростовщика, ни завистника, ни клеветника, ни чародейства, ни всякого злодейства дьявольского. [Ибо], все [непотребное] закончится. И будет радость великая и веселье. И начнут [люди] есть и пить, как и при Ное все 30 лет. А в течение последних трех лет люди придут в возбуждение и начнут есть и пить без меры. Не будут знать они ни отца, ни матери и впадут в грех с родственниками своими. И тогда разгневается Господь Бог на них гневом великим за злые деяния их. И повелит Господь Михаилу скрыться на острове морском. Михаил же войдет на корабль. И отнесет его Господь ветром на один из островов морских. И будет там [Михаил] до указанного [Господом] времени. И откроет Бог горы западные, которые закрыл Александр Македонский. Отец Александра, Филипп, был в Македонии царем, и тогда [взял в жены] Филипп Алимпию, дочь Фола — царя Ефиопского. От нее же родился Александр греческий, который был весьма храбрый. И создал Александр Александрию великую и царствовал в ней 19 лет. Этот Александр пошел и убил Дария Медянина, царя перского. А оттуда пошел и убил царя Пора Индийского, взяв в плен многие земли и города. И пошел [Александр] воевать до земли, которая называется Солнечная, где увидел нечистых людей [то есть язычников], Афетовых внуков. И увидел Александр нечистоту их и удивился. Ибо ели они нечистое, как мерзкие животные. И было это гнусно и скверно. [Они ели]: комаров, кошек, змей, мерзскую плоть скотов [разных ели], нечистые выкидыши женские, и детей своих мертвых, и всякую [нечистую] тварь, подобную гадам [пресмыкающимся]. И увидел Александр, [какая] была у них скверна и нечистота, и испугался. [И сказал]: «Когда дойдут эти [люди] до места святого, до земли святой, то осквернят их скверной своей пищей». И он очень [усердно] начал молиться Богу. И велел [Александр] собрать всех мужчин, и женщин, и детей их, и погнал их [в места отдаленные]. Сам же пошел следом за ними. И пока они не пришли на север, нельзя было ни войти к ним, ни уйти от них. Тогда же Александр молился Богу со страхом великим. И [по молитве Александра] повелел Господь горам северным расступиться и [заключить народы те нечестивые]. Повелением Божиим окружили их горы и не сомкнулись [только] на 50 локтей. Александр же заковал железными воротами несомкнутое место, и [потом] заделали [это место] сунклитом. И если захотят [племена заключенные] рассечь секирами своими ворота, то невозможно будет им сделать это. Или огнем захотят сжечь запоры, и это нельзя будет [сделать]. Ибо то, что сунклитом заделано, то ни железо не берет, ни огонь не сожжет, но тотчас угаснет. В последние дни перед концом мира Гог и Магог выйдут на землю израильскую. Это цари языческие, которых закрыл царь Александр в северной стороне. Вот их имена: Гог, Магог, Унога, Аног, Ахенас, Дифаси, Фотин, Гертик, Евун, Фара, Девким, Зарфатан, Гердиад, Фарф, Алаи, Сартири и еще другие, людоедами называемые, имеющие песьи головы. Этих же властителей [языческих], числом двадцать четыре, царь Александр загнал [в горы] и закрыл [там]. Гог же имел крылья. И держали его с четырех сторон четырьмя цепями железными двадцать мужчин, чтобы он не улетел. А у другого [из тех царей нечистых] шесть крыльев, а [еще] у другого — животные [части], а у иных — песьи головы. Ибо эти — охлотовы. После царствования Михаила за прегрешения людей откроет Бог горы западные, и выскочат из них Гог, Магог, Унога, Аног и дру-гие 20 царей и начнут распространяться [они] по земле. При виде их придут в смущение люди и попытаются они убежать, чтобы укрыться в горах и пещерах. И умирать начнут от страха [при виде нечистых иноплеменников тех]. И будет некому хоронить их грешные тела. Пришедшие же с севера есть начнут плоть человеческую и кровь [людей] будут пить как воду. И все [кто останется в живых] есть начнут нечистое: и гнусных змей, и скорпионов, и других гадов, и зверей всяких, и мертвечину всякую. И растлят [нечистые иноплеменники] землю, и осквернят ее, и не будет на ней [никого, кто] устоит [от мерзостей тех]. Будут бегать все люди три года, даже и до Иерусалима. И пошлет Господь Бог архистратига своего Михаила, и убьет он их ночью в долине Асафатове.

Тогда объявится один человек, сын Рахили, злой беззаконник. И будет [он| царем в городе этом три года. И сделает [он] зло великое, которого не было от сотворения мира и до конца его не будет. Ибо повелит он совокупляться отцу с дочерью, а брату с сестрой. Если же кто так не сделает, то смерти предан будет. И [он] повелит совокупляться монахине с монахом и также со священником, и будет зла содеяно [так] много, [что это будет] сильнее убийства. Сам же царь этот совокупится с матерью, и с сестрой, и с дочерью. И разгневается Господь Бог яростно на них, и повелит грому и молниям страшным не переставая сходить на землю. И многие города тогда сожжены будут. В то время люди, от ужаса поражения страшным тем громом, расслабнут и умирать начнут. Многие [из них] от молнии сгорят. Горе же тогда всем будет. И это царство, [погрязшее] в грехах, погублено будет. В то время благословенны будут живущие в римском городе. Тот, кто поселится в таких городах: или в Ареянии, или в Петриле, или в Острове, или в Калуре городе — пусть успокоится. В других же местах везде войны, и волнения, и мятеж великий будет. Как и сказал Господь: «Слышать будете о войнах и волнениях, но не там будет внезапный конец». И после этого поднимется другой царь в городе этом, будет [тот царь] злой отступник от Исуса Христа. И возвратится он к эллинской [то есть языческой] вере, и сотворит [он] вместо святых [икон] — идолов, а церкви сожжет. Честный же крест назовет [он] вместилищем мерзости, и священнический чин возненавидит, и устроит великую резню среди людей. Тогда [станут люди] предавать друг друга на смерть: и брат брата, и отец сына, и сын отца. Те же, кто не смирится перед ним и не покорится порокам его, тем же будет [уготовано] царствовать со Христом. Тогда станут острова для демонов селами и [для гадов] гнездами. Будут же в то время звоны и смятения на небесах великие. И поднимется царь на царя, и будет тогда печаль великая. И явится огонь с небес, как молния стремительно осеняя всю поверхность земли. Все же это [знамение] увидят [и поймут], что это начало болезням. [Так в муках и страданиях] закончится это царствование. Потом же царствовать будут трое юношей бесстыдных, [которые] будут жить в мире [между собой] 150 дней. И потом они поссорятся друг с другом, а один из них пойдет в Селунь и скажет: «Селунь, ты победишь врагов своих». Тогда он будет посылать людей [в течение] семи лет, [когда он хочет, по приказу его]. Мужчины на войну пойдут, а попам и монахам он даст оружие, и сделает корабль великий, и придет [с войском] под ворота Рима, и скажет: «Радуйся, Рим, три площади имеющий. Ибо меч твой острый и стрелы твои частые. Счастливы живущие в [этом городе]». И тогда соберет всех людей и простой народ и войдет между Дилом и Наделом, ожидая противников своих. А другой брат соберет себе воинов из Месопотамии и с Калуды-острова и погонит всех людей на войну с гневом великим: и попов, и монахов, и придет в Александрию, и здесь они встретят противников своих, которых хотят победить. А третий брат соберет себе воинов из Фругии и Каругии, и из Галатии, и из Армении, и из Аравии. И они войдут в Селунь, говоря [так]: «Селунь не будет разграблена и не погибнет веки». И станут [войска] напротив друг друга, и сотворят битву великую между собой, и порубят друг друга на части, и погибнут [все]. В третье же царствование прольется кровь греческая, как [дождь из] тучи великой, и поплывут люди, изрубленные и окровавленные, в море. И ни один из них не останется [в живых], и смешается море с кровью их на двенадцать поприщ. Тогда станет каждая жена вдовой, и начнут искать семь жен одного мужа и не найдут [его]. И, услышав [об этом], из других стран отроки юные придут к ним, и начнут с ними совокупляться, как свиньи' не имеющие разума. Тогда же будут счастливы [те], которые и в горах и пещерах служат Богу. Всего того зла [они] не сделают, но о себе заботиться будут, ожидая от Бога великой милости. [Ведь известно, что] хорошие овцы отвергают лукавого Антихриста и готовы за Христа погибнуть. И после этого поднимется одна женщина из Понта, по имени Мондана, и будет она царствовать в городе Александрийском. И будет она, дочь дьявола, колдунья. Во время ее [царствования] будут войны и убийства многие по всем улицам и во дворах [домов]. И будут убивать люди друг друга: брат брата, сын отца, отец сына. И будет злобы много у людей в городе этом. И в святых церквах будут греховное совершать: [будут играть на] гуслях, и плясать будут, и песни будут сатанинские петь, и [другие] оскорбления бесовские [будут], каких человек прежде не ведал. Ибо та нечистая царица Богом себя назовет, и, омыв свое лоно, совращать начнет людей греческих, и Святая Святых осквернит, и разграбит сады церковные, и соберет святые образы и священные Евангелия и все книги церковные, и, сделав громадную кучу, сожжет огнем, и церкви разрушит. Искать она начнет мощи святых и не найдет [их], ибо Бог сохранит их. И тогда скажет окаянная та девица: «0, называемый Богом! В чем я еще не преуспела, чтобы погубить Твою память на земле? Ты свидетель: все, что я могла, — то сделала. Ты же не мог [даже] к волосу моему прикоснуться». Это скажет окаянная, и еще больше этого скажет, поведав о таких злых делах своих, [о которых и сказать стыдно]. И разгневается на нее Господь Бог великой яростью. И распрострет Господь руку свою на город этот, и пошлет Господь архистратига своего Михаила, чтобы [архистратиг] подрезал [город этот] серпом, чтобы ударил его скипетром и погрузил вместе с людьми, как жернов, в глубину морскую. И так погибнет город этот, только останется на площади один столп, в который вложены святые гвозди Господни, ими же было пригвождено тело Господа на кресте. Те гвозди спрятаны на верху столпа в золотом идоле царем Константином. Они сохранятся до второго пришествия Господа, чтобы уличить жидов. Приходящие же на кораблях [купцы] привязывать начнут корабли свои [к столпу] и плакать будут, говоря [так]: «Город наш, бывший здесь, погружен [в море], в нем же [когда-то мы] торговали и разбогатели». Будет же плач у столпа того сорок дней.

Тогда же явятся еще три города, которые сейчас скрыты в горах: Вифсаида, Харазин, Капернаум. В Харазине будет монахиня, девица, сидящая в келье своей. И услышит она птицу, поющую в винограднике своем. Песен таких разум человеческий не понимает. Она же, открыв окна, захочет увидеть ее [эту птицу]. Птица же, влетев [в окно], ударится о лицо монахини той. И в сей же час будет зачат сын зла, и родится Антихрист Сатана [у девицы той]. Вскормлен же [Антихрист] будет в Вифсаиде, а царствовать начнет в Капернауме. Именно поэтому Господь скажет трижды [так]: «Горе тебе, Харазин, и горе тебе, Вифсаида, горе же и тебе, Капернаум! Вознесетесь до небес и в ад сойдете». Тогда по повелению Божию придет Михаил с островов морских и станет в Иерусалиме царем на двенадцать лет. И тогда же придет сын зла из Капернаума, [чтобы] послужить Михаилу-царю в Иерусалиме. И полюбит его Михаил, и будет [у Михаила нечестивец этот] первым среди слуг. Михаил же не будет знать, кто это, а он Михаила знает и будет служить ему по Божьему промышлению. По прошествии одиннадцати лет царствования Михаила в Иерусалиме сын зла проявит свою волю и свое господство. Когда же наступит двенадцатый год [царствования Михаила], тогда придет царь Михаил на Голгофу, где был распят Господь наш, и на том месте с небес покажется крест и станет [крест тот] в воздухе перед Михаилом. И снимет Михаил с себя венец и возложит на крест, всем людям видимый. И, подняв руки свои вверх, к небу, отдаст [Михаил] царство свое Богу и Отцу. И тогда сбудется пророчество Давыда, [сказавшего]: «В последние времена Ефиопия предварит нас на пути к Богу». Именно потому Ефиопию назовут греческой, что из племени ефиопского, [от] Алимтияна, сына Ефиопия, [происходят] дочери Фола, нынешнего царя ефиопского. Именно поэтому сказано так: «Ефиопия предварит нас на пути к Богу в последние дни». И взойдет [животворящий крест на небо. И все люди] увидят [его]. А царь Михаил предаст дух свой в руки Господа и уснет сном вечным. И тогда закричат все люди, горько плача: «Горе нам, братья, ибо уже мы погибаем; сегодня зайдет полуденное солнце».

[И наступит время, когда] падут всякая власть и начальство. Тогда появится сын, родившийся от рода Дана, по пророчеству Иакова-патриарха, сказавшего: «Я видел змея, лежащего на дороге и жалящего коня за заднюю ногу. И упал конь на заднюю ногу, ожидая от Бога избавления. Что значит конь, что значит задняя нога?». [А значит это то, что] будут тогда святые в вере своей, как всадники на конях. Приходить они начнут к сыну зла. Он же станет попирать [веру], то есть вводить в заблуждение [верующих] своими злыми помышлениями и знамениями чудесных явлений. Перед глазами людей будет [своим] колдовством делать много чудес на земле: горам повелит с места сходить, на солнце наведет тьму, а луну сделает кровавой. Теми лживыми словами, знамениями и колдовством искушать начнет. «Если ему будет позволено, — то и избранных прельстит», — как сказал Господь. Увидел же [это] патриарх, когда [посмотрел] духовными очами [то есть когда Святой Дух сошел на него], и понял, что хотел сделать этот соблазнитель-змей. [Он увидел, что] от сына зла [исходят] печаль и беда, [поэтому он] сказал так людям: «От лица Твоего, Господи, человеческому роду спасения ожидаю». Господь же в тот же час ответил на это так: «Он мог избранных моих ввести в заблуждение».

[Когда же] придет сын зла [Антихрист] в Иеросалим, то сядет в церкви как бог. [И будет Антихрист тот] — человек по плоти, рожденный из чрева матери, но не от человеческого семени зачатый. По плоти же, [происхождением своим, он будет принадлежать] роду Дана. Того же рода [Антихрист] будет, что и Июда, продавший Господа. Дано будет царство ему на три года, три же года — как три месяца, а три месяца — как три недели, а три недели — как три дня, а три дня — как три часа, а три часа — как глазу моргнуть. В первый же год он будет важный, как человек, [ничем видом своим от него не отличимый. Затем начнет переменяться вид его]. На второй год станут волосы его, как стрелы, а [правое] око его будет, как звезда сияющая. В третий же год — око его станет, как у льва, преобразуются ногти его на руках и ногах [и будут], как серпы, а ступни ног в две пяди. И увеличится злоба его, и многие будут обмануты им и поверят в него. А те, которые не [предадутся Антихристу], будут царствовать со Христом во веки

веков, поверившим же в него [суждено гореть в] огне неугасимом. Господь Бог [который не может] видеть, как погибают люди его, [ради святых своих], искупивших [мученической] кровью [и подвигами аскезы грехи человеческие], велит Илье и Еноху обличить Антихриста [перед всеми людьми]. В третий год царствования его [то есть Антихриста] выйдут Илья и Енох из пустыни для разоблачения врага, чтобы обнаружить и показать зло его перед всеми людьми. [И сделают они так, чтобы] люди смогли увидеть написанные на челе его слова: «Это Антихрист, не веруйте в него», чтобы, увидев это, поняли, что Антихрист может быть побежден слугами Божьими. И [опомнятся люди], и отвергнут Антихриста, побегут все от него. Антихрист же, поняв, что разоблачен, [уже не таясь] ни перед кем, разгневается и с гневом великим да яростью [злобной] убьет Илью и Еноха в церкви на жертвеннике. Хотя некоторые говорят, что от крови Ильи загорится земля, но это не так. Ангел Господень по повелению Божьему принесет с небес [огонь] и зажжет землю. Когда же пошлет Бог ангела своего на землю, — [тот] возьмет свя-гое древо [Крест, на котором был распят Господь], возьмет Евангелия, сосуды церковные и гвозди, [которыми палачи прибили] руки и ноги [Христа к Кресту], и вознесет [все это] на небо. Тогда [же] вознесутся [на небо] все праведники. [Те же, которые за стойкость свою претерпели и были] убиты Антихристом, [вознесутся] на облаках. И начнет земля гореть и сгорит на девять локтей в глубину. И сгорят горы великие, и сгорят деревья огромные, и весь скот, и все пресмыкающиеся, и все птицы. Тогда же выпустит Бог четыре ветра великих на восток, запад, север, юг. Они развеют всю скверну с земли и весь прах. И не будет на ней [ни] горных камней [то есть каменных гор], ни пещер, но будет [земля чиста], как пергамен. Тогда пошлет Бог [архангелов] Михаила и Гавриила. И возьмут они рога барана, и на облаках спустятся на землю, и затрубят в рога барана в полночь. И от звука того затрясется земля, и тогда человеческие [останки] в гробах [то есть кости мертвецов] скрепятся как паутиной. И опять затрубят [архангелы] в то время, когда поют петухи. И тела [мертвецов] восстановятся. И когда же затрубят [архангелы] перед зарей, тогда поднимется от востока и до запада всякая прежде умершая человеческая плоть. И будет каждый мужчина [возрастом] как Адам [то есть тридцатилетний], а каждая женщина [возрастом] как Ева [тоже тридцатилетняя]. Тогда же сойдет с небес великий Святой Крест с тысячами ангелов, идущих перед ним. И тогда ангелы воскликнут голосом великим: «Услышь, земля, и крепись! Я сегодня спускаюсь на тебя. Говорит Господь Бог». Так будет сказано, и слышен будет голос тот от востока до запада. Тогда Антихрист со своими слугами [услышит это], и начнет скрежетать зубами своими, и захочет убежать. Но невидимою силой будет удержан и не сможет скрыться. Тогда же звезды упадут [с неба], и луны не будет, и солнце померкнет, и небеса [разрушатся], и море иссякнет. Тогда Бог сойдет на землю судить всех. Прежде всех [Бог] осудит Антихриста и войско его и пошлет их во тьму кромешную. Потом же [Бог] осудит народ июдейский и пошлет его в глубочайший ад. И потом [Богом] спрошен будет весь род человеческий, который принял Святое Крещение. После чего повелит Господь ангелам своим избранных [людей] выделить, [отделив] праведников от грешников. И станут все праведники справа от Бога, и засияют лица их как солнце, а грешники станут мрачными. И скажет Господь праведникам [так]: «Сегодня вы со Мной». Грешникам же скажет Господь: «Уйдите от Меня, проклятые, в огонь вечный, где будете мучиться, отданные дьяволу и слугам его, ибо не исполнили воли Моей». Тогда [грешников] погонят в муку, как скот, и разделят их по [грешным] делам их: одних — в огненную реку, а других — туда, где червь незасыпающий, иных же — в колодец с семью отверстиями, а еще иных — во тьму, а других — в мороз либо в смолу. [И] так им вовеки мучиться. Тогда же сказал Господь справа стоящим праведникам: «Придите, достойные похвалы Отца Моего. Получите уготованное вам Царство Небесное, ибо вы исполнили волю Мою и терпели всякий страх на земле ради Меня. И ныне придите и примите Царство Небесное, что вам уготовил Отец Мой». Желая этого, братья, постараемся и потрудимся. И к Богу придем через пост и милостыню. Не богохульствуйте, да будем удостоены то Царство [Небесное] принять в жизнь вечную. [Слава] Отцу, и Сыну, и Святому Духу. [Ныне и] во веки веков. Аминь.

Перевод текста приводится по рукописи РГАДА, собрание МИД. № 341(721) из сборника XVI-XVII вв. Л. 393-426. Перевод Л.Н. Смольниковой.
http://www.staropomor.ru/posl.vrem%285%29/patarskij.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака на наш сайт! Исчезли все иллюстрации. Но главное ведь это - текстовый контент ;). Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by on our site! All illustrations are gone. But the main thing is text content ;). So we will win!

* "Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.),
* "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"),
* "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20);
* "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е);
* "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха);
* "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази);
*"- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* У каждого человека свои звезды" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* "
Мир состоит из звёзд и из людей" (
Эмиль Верхарн);
* "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек);
* "Я искра в бесконечности светил. Я сделаюсь звездой. Я знаю, кто я есть, куда иду – я знаю" (Хосе Лопес Портильо, «Пирамида Кетцалькоатля»);
* "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Личностный консалтинг - новое направление консалтинга, связанное с индивидуальным консультированием по проблемам взаимоотношений между людьми, организации индивидуального ритма и темпа жизни, формирования жизненной позиции. В отличие от психологических консультаций, направленных на решение психологических проблем личности, личностный консалтинг ставит своей целью создание стратегий личностного развития, отстройки сознания и мировоззрения, усовершенствования системы отношений.