пятница, 23 декабря 2022 г.

Почему протестанты боятся созерцательной молитвы

 Протестантские барьеры для созерцательной молитвы

Я рукоположенный протестантский священник, который получил огромную пользу от созерцательной молитвы. Я говорю из своего опыта о способе быть открытым для созерцательной молитвы, который называется центрирующей молитвой. Я хорошо знаком с некоторым сопротивлением, которое протестанты оказывают созерцанию.

К центрирующей молитве меня привёл врач, который спросил меня: "Ты пытаешься сделать всё сам?" Мои симптомы были вызваны стрессом. Я пытался сделать всё сам, забывая о своей зависимости от Бога. У меня не было личной молитвенной практики. Этот вопрос заставил меня найти недостающий ингредиент. Наладив ежедневную молитвенную практику, я узнал, что молитва - это не только разговор с Богом, но и слушание, и очень важно быть в вере и любви с моим Создателем, Возлюбленным и Святым Духом. В молитве я применяю на практике свои отношения с Божественным. Я изучил практику центрирующей молитвы, читая Бэзила Пеннингтона и слушая кассеты Томаса Китинга.

Мы считаем созерцательную молитву восточной практикой:

Восточные религии подчеркивают важность медитации. Многие считали, что для того, чтобы найти тихую, безмолвную молитву, нужно ехать на Восток. С XVI века многие церкви отказались от обучения созерцательной молитве обычных людей. В 1970-х годах три монаха из Спенсера, штат Массачусетс, Томас Китинг, Уильям Менингер и Бэзил Пеннингтон, обсуждали, что созерцательная молитва всегда была частью христианской традиции, но необходим способ обучения ей, чтобы современные обычные люди знали это измерение христианской традиции. Уильям Менингер был особенно хорошо знаком с "Облаком неведения", написанным в 14-м веке. Втроем они разработали руководство для преподавания способа молитвы, который мог бы открыть человека для получения дара созерцания.

Мы выступаем против католиков:

Слава Богу, этот предрассудок идет на убыль. Но борьба между протестантами и католиками все еще тянется. Католики более склонны любить созерцание. Они выросли вместе с мистиками. Католические сообщества мужчин и женщин более склонны к созерцанию. В результате некоторые протестанты могут ассоциировать созерцание с католицизмом. Но в практике центрирующей молитвы я открыл для себя ценность проведения времени в тишине с Богом. Мне нравится, когда мои отношения с Богом укрепляются благодаря созерцательной молитве. Центрирующая молитва не является католической или деноминационной. Это просто молчаливые отношения и общение с Богом.

Созерцательная молитва не преподается в протестантских церквях:

Протестантский опыт обычно не поощряет людей пребывать в безмолвной молитве. Мы все склонны с подозрением относиться ко всему, что отличается от нашего обычного опыта. Эта подозрительность удерживает нас от следования еретическим идеям и разрушительным практикам. Но оно также может отрезать нас от некоторых источников живой воды. Поэтому мы упускаем созерцательную часть христианской традиции. По мере того как она восстанавливается в практике набожности протестантов, я открываю для себя богатое общение с Богом, которое возможно благодаря действию Духа. Мне нужно находить время для молчания.

Молитва состоит из разговоров с Богом:

У одного моего друга мало времени для безмолвной молитвы, потому что он говорит: "Если тебе есть что сказать Богу, просто скажи это". Он считает, что молитва - это только прошения. Но в разговоре должно быть нечто большее, чем наша речь. Нам также необходимо слушать Бога. А бывают времена, когда мы просто общаемся с Богом, осознавая Божье присутствие и соглашаясь с Божьим действием в нас. То же самое происходит с любыми отношениями, в которых я участвую. Мне нужно говорить, но мне также нужно слушать, и иногда, когда я наиболее близок с кем-то, мы проводим время вместе без слов.

На семинаре, где я был одним из ведущих, один протестант, которого очень уважают, сказал, что на любом языке молитва означает прошение. Но молитва, как отношения с Богом, включает в себя как минимум три измерения: слушать, говорить и быть вместе. Созерцательная молитва подчеркивает измерение проведения времени в осознании присутствия Бога. В этот момент я не рассказываю Богу о своих нуждах, а в молчании принимаю то, что дает Бог.

Мы обычно используем свой разум, чтобы познать истину: 

Наши вероучения - это интеллектуальные заявления. В убеждениях мы в первую очередь думаем о положениях доктрины. Чувства вызывают подозрения, потому что они могут быть непостоянными. Но вера охватывает всего человека, начиная с самой сердцевины нашего существа. Это включает в себя как сердце, так и разум. Вся личность может находиться в безмолвном, глубоком общении с Богом. Дьявол может играть с нашим разумом так же, как и с нашим сердцем. Нам нужно применять одинаковое подозрение и к тому, и к другому. Упражняя сердце, я обнаруживаю присутствие и силу Бога.

Мы много думаем о прошлом и будущем:

Я часто перебираю в памяти то, что произошло в прошлом. Или планировал, что будет дальше. Таким образом, я упускал настоящий момент. Но прошлое уже прошло, а будущее еще не наступило. Я ощущаю дары Бога в настоящем моменте. В созерцании я живу прямо сейчас. В центрирующей молитве я отпускаю мысли о прошлом и предвкушаю будущее. Я уделяю время тому, чтобы быть в моменте с присутствием Бога и быть открытым для Его немедленного действия. В созерцательной молитве я праздную настоящее, прямо сейчас.

Мы хотим получить ответы:

На наши многочисленные вопросы мы хотим получить четкие ответы. Церкви наполнены людьми, которые хотят уверенности. Проповедники растущих церквей, кажется, имеют ответы. Но Библия говорит о тайне. Она поощряет веру в Бога, который находится за пределами нашего понимания. Откровение, которое получил Павел и о котором он говорит в Послании к Ефесянам 3, - это тайна, сокрытая от века. Не тайна, как в головоломке, которую нужно разгадать, а тайна за пределами человеческого познания, которую можно увидеть только в свете, даруемом Святым Духом. В созерцательной молитве я стою, пораженный Божьей любовью, не до конца понятой, но познанной и пережитой в Духе.

Мы боимся идти в глубину, потому что там могут обитать демоны:

Некоторые учат, что, идя в место тишины и уединения, мы можем встретить там дьявола. Поэтому мы боимся идти туда. Но на самом деле в созерцательной молитве я иду в самое священное святилище Христа. Я иду во внутреннее святилище, где Христос обитает с великой силой и величием. Дьявол не может войти туда, потому что сила и слава Христа изгоняют его. Я вхожу туда вместе с Христом, крепостью внутренней силы.

Мы поклоняемся далекому Богу:

Бог не может быть заключен в рамки нашего воображения. Мы поклоняемся всемогущему Единому, высокому и вознесенному, достойному нашей хвалы. А в созерцательной молитве я осознаю, что Бог обитает внутри меня. Я переживаю Бога одновременно трансцендентным и имманентным. Осознавая, что Бог обитает во мне и приглашает меня к интимным отношениям, я становлюсь созерцателем. Один из великих лидеров протестантизма, Джон Кальвин, описал близость молитвы как пребывание в лоне Божьем (Институты III, 20, 5). Он описал отношения, которые мы можем иметь с Богом, как находящиеся в 'Äúsweetness of love'Äù (Institutes III, 20. 28).

Мы - грешники:

Конечно, мы все согрешили. И я знаю, что нам необходимо это признать. Мы зависим от благодати Христа, которая освободит нас от греха и преобразит нас в тех людей, которыми Бог хочет, чтобы мы были. Хорошо бы помнить, что мы грешники, спасенные благодатью. От Мартина Лютера мы знаем, что мы можем быть одновременно и грешниками, и святыми. 'ÄúTotal depravity'Äù не означает, что во мне нет ничего хорошего. Это значит, что во всех аспектах человеческой жизни грех испортил меня. Но Бог по-прежнему любит меня и желает близких отношений со мной. Я создан по образу и подобию Божьему.

Созерцание не фигурирует в Библии:

Однако в Библии говорится о том, что Моисей, Илия и Иисус уходили в уединенное место, чтобы провести время с Богом. Библия часто говорит о "сердце". И это не означает орган, который перекачивает кровь, но ядро нашего существа. Из этого эмоционального, духовного и физического центра моего существа я могу любить Бога и входить в глубокое общение с Божественным.

Писание - наш авторитет:

Это правда. Чтение всего Священного Писания учит меня пребывающему Присутствию. Я полагаюсь на слова Библии в поисках истины и руководства. И когда я слушаю Писание целиком, оно учит созерцательной молитве. В Пс. 46:10 говорится: "Успокойся и познай, что Я - Бог". Христос обитает во мне. Я знаю, что Иисус говорил о том, что мы находимся 'Äúin'Äù Христа. Но также верно и то, что Христос живет в нас. Он сказал: "Пребудьте со Мною, как Я в вас пребываю" (Иоанна 15:4). В созерцательной молитве я нахожу способ согласиться с этим присутствием и работой Бога во мне.

Мы склонны быть активными, а не пассивными:

Мы доверяем деятельности Бога. И может показаться, что наш ответ также должен быть активным. Мы ценим послушание как признак истинного христианина. Но иногда мне нужно быть восприимчивым, слушать и глубоко причащаться. Мне нужен отдых и восстановление. Я нахожу восстановление созерцательного измерения исцеляющим. Мне нужны как тихие времена, так и активность.

Мы не умеем говорить о духовном опыте:

Если у нас и есть глубокие переживания присутствия Бога, мы не говорим об этом. У каждого бывают моменты созерцания. Во время захватывающей сцены, или столкновения с красотой, или вспышки озарения мы переживаем близость Бога. Но мы можем не делиться этим ни с кем другим. У некоторых из нас есть традиции времени свидетельства. Но даже они могут быть консервированными и не очень откровенными. В созерцательной молитве я регулярно практикую открытость реальности Бога. Я могу заново открыть для себя силу разделения созерцательных моментов.

Мы проводим время с Богом в церкви, но редко в других местах:

Бывают моменты, когда мы особенно ясно осознаем Бога. Но часто мы пытаемся управлять всем сами. Мы можем заниматься повседневной жизнью, не осознавая Бога. Однако в каждый момент мы зависим от Божьих даров. Сам дар жизни означает, что через нас течет божественная энергия. В созерцательной молитве я осознаю Дух Божий, а в созерцательной жизни я обращаю внимание на присутствие и действие Бога в каждый момент. Осознание Бога, которое даётся мне в молитве, становится образом жизни. Сознание Бога растёт по мере того, как Христос преображает нас изнутри. Через созерцательную молитву я становлюсь более осознанным в отношении Бога в повседневной жизни, в природе, в событиях, в людях.

Заключение:

Интересно, разделяешь ли ты некоторые из этих сопротивлений созерцательной молитве? Ты можешь долго разбираться в том, что они собой представляют. Не мешают ли они тебе наслаждаться плодами созерцательной молитвы?

Я нахожу богатство в практике центрирующей молитвы. Она помогает мне втянуться в отношения с Богом, оценить настоящий момент и отпустить привязанности, которые имеют тенденцию обременять меня. Вместо того чтобы пытаться сделать всё самому, я отпускаю всё и позволяю Богу направлять меня. Я помню момент, когда во время центрирующей молитвы в католическом ретритном центре я почувствовал, как меня переполняет любовь Бога ко всем. Эта любовь стирает все барьеры. Она приглашает нас войти в созерцательное измерение молитвы и жизни.

Пастор Дэвид - служитель Реформатской церкви в Америке на пенсии и член Круга служения "Созерцательное просвещение", служащий международным координатором. Он написал две книги о центрирующей молитве: Forty Days to a Closer Walk with God: the Practice of Centering Prayer и Sacred Breath: Forty Days of Centering Prayer.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака на наш сайт! Исчезли все иллюстрации. Но главное ведь это - текстовый контент ;). Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by on our site! All illustrations are gone. But the main thing is text content ;). So we will win!

* "Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.),
* "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"),
* "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20);
* "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е);
* "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха);
* "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази);
*"- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* У каждого человека свои звезды" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* "
Мир состоит из звёзд и из людей" (
Эмиль Верхарн);
* "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек);
* "Я искра в бесконечности светил. Я сделаюсь звездой. Я знаю, кто я есть, куда иду – я знаю" (Хосе Лопес Портильо, «Пирамида Кетцалькоатля»);
* "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Личностный консалтинг - новое направление консалтинга, связанное с индивидуальным консультированием по проблемам взаимоотношений между людьми, организации индивидуального ритма и темпа жизни, формирования жизненной позиции. В отличие от психологических консультаций, направленных на решение психологических проблем личности, личностный консалтинг ставит своей целью создание стратегий личностного развития, отстройки сознания и мировоззрения, усовершенствования системы отношений.