Во-первых, абсолютизировав себя как творца мира, Сатана потерял единство с волей Отца, пронизывающей всё творение. При этом, он, разумеется, не потерял с ним связь. Только теперь она осуществлялась не через послушание, а через сопротивление. Отсюда имя Сатаны, происходящее от арамейского «препятствующий», что в древнерусском передавалось через слово «супостат».
Во-вторых, Сатана не обеспечил «своему» творению той свободы, которой обладало божественное творение, поскольку сам был изначально созданием, а не Создателем. Он не являлся ни абсолютным, ни бесконечным в той превосходной степени, в какой им являлся Отец. Ограниченность Сатаны сообщилась всему его творению, сделав этот мир универсумом смерти. Там ничто не появляется, но ничто до конца и не исчезает, действие полностью обнуляется противодействием. Там, как поётся в песне, «без поражений нет побед и равен счёт удач и бед». В этом греховном, иными словами, ошибочном мире, свобода сокращена до минимума, хотя всё же наличествует как отыскиваются крупицы свободы даже у сидельца в тюрьме.
Границы мира Сатаны практически соразмерны творению, ибо то, что в русском тексте Нового Завета читается как «мир сей» (1 Ин 5:19), с греческого буквально переводится как «целый космос» (ό κόσμος όλος). «И пролетели одни [падшие ангелы] в преисподнюю, другие на землю пали, третьи же повисли в воздухе», – сказано в Палее. По сути дела, Сатана распространил своё влияние на то, что можно назвать субматериальностью («преисподняя»), на Землю и на внеземные вещественные миры (так называемый «воздух»). Вне его влияния остался мир ангелов, который, благодаря бдительности архангела Михаила, Деннице удалось захватить лишь на треть (ср.: Отк 12:3-4)...
ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЯ (точнее, интервью) "ЧЕЛОВЕК - ВТОРАЯ ВСЕЛЕННАЯ", посвящённая важным принципам древнерусской космологии, опубликована в "Науке и Религии" (2021, № 3). Эта статья продолжает православную космологическую тематику, начатую моим переводом начальных глав Толковой Палеи, а также статьями из сборника "За порогом" (2003) и книги "Мистика русского православия" (2011). Однако никаких повторов там нет, это новый текст. Он, как и предыдущие, не мог бы состоятся без исследований историка философии Андрея Щеглова, на которые я, во многом, опираюсь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий