суббота, 30 марта 2019 г.

Ом Панаев: «Ясный мой свет» – буддийская песня российской попсы


Песню «Ясный мой свет» Татьяна Буланова исполнила в 1996 году. Эта композиция заметно отличалась от предыдущего творчества Булановой, за которой уже закрепился имидж самой слезливой поп-певицы. Песня «Ясный мой свет» была ритмичной и бодрой, а в клипе на эту композицию от недавней слезливости Татьяны Булановой не осталось и следа.
Публике пришлась по душе эта вроде бы незамысловатая песенка, как и многие другие, исполненные Булановой композиции. К сегодняшнему дню об этой песне почти все забыли, и сделали это совершенно зря. Ведь песенка эта совсем не простая, в ней заложен глубокий смысл. Давайте разберёмся, о чём на самом деле поётся в ней.

Сразу заявлю: песня «Ясный мой свет» - буддийская. Она буквально наполнена символикой и терминами буддизма. И это совсем не шутка в духе Пелевина, объявившего русскую народную песню «Ой, то не вечер» буддийской, принадлежащей традиции Гелугпа (см. роман В.О.Пелевина «Чапаев и Пустота»). Татьяна Буланова, возможно, сама того не ведая, исполнила глубоко буддийскую композицию, а также снялась в клипе, насыщенном буддийской символикой.

Начнём с названия – «Ясный мой свет». В буддизме Ясным Светом называют самый тонкий, изначальный, ничем не загрязнённый уровень ума и всего, что существует. В сакральных буддийских текстах Ясный Свет сравнивается с прозрачным стеклом, сверканием алмаза, бриллианта, с предрассветным небом. При этом он отличается от солнца и луны, поскольку находится по другую сторону двойственности: света и темноты, дня и ночи, чёрного и белого. Ясный Свет ещё называют Природой Будды, которая является подлинной, неизменной и вечной природой всех существ. Природа Будды присуща всем живым существам, обладающим сознанием и испытывающим страдания. Природа Будды (Ясный Свет) – это та самая потенциальная Нирвана, которой может достичь любой из нас, пребывающий ныне в сансаре.

То есть, когда Татьяна Буланова поёт «Ясный мой свет», она на самом деле обращается к Природе Будды, а совсем не к какому-то молодому человеку, который якобы позабыл свою милую.


Теперь идём по тексту песни:

Где ж ты, мой свет, бродишь голову склоня?
Дай мне ответ, что не позабыл меня.
Ведь писем нет вот уже четыре дня, 
Милый, не греши – напиши.

О чём здесь поётся? Давайте разбираться. Только что мы увидели, что в своей песне Буланова (точнее, её героиня) обращается к Природе Будды, то есть, к Освобождению от страданий и привязанностей. В первом куплете певица выражает надежду, что Природа Будды (Ясный Свет) не забыла и не оставила её. Она просит написать ей, поскольку «писем нет вот уже четыре дня». Что это значит? Вероятно, здесь идёт речь о четырёх кругах сансары, четырёх перерождениях, в которых героиня этой песни успела побывать. И теперь, после долгих блужданий по круговоротам сансары, она пытается обратиться к своей истинной сущности – Природе Будды (Ясному Свету), ожидая от неё хоть какого-то известия:

Живу я без тебя словно во сне,
Горю я без тебя словно в огне.
Прошу я, напиши весточку мне,
Хоть строчечку ты напиши.

Как видим, героиня Булановой довольно далеко продвинулась по пути Просветления. Она уже осознала, что её существование (так называемая жизнь) подобна сновидению. Кроме того, она понимает, что дальнейшее её пребывание в сансаре подобно сгоранию в огне материального мира. Возможно, она уже готова к дальнейшему совершенствованию и следованию Благородным восьмеричным путём, однако ей требуется некая «весточка», хотя бы «строчечка» от Ясного Света (Природы Будды). В христианстве такая «строчечка» называется Евангелием, Благой вестью. В буддизме нет аналогичного термина, однако имеется близкий по смыслу – дхамма (или дхарма). Он означает одновременно буддийское учение, законы Будды, буддийские нормы и правила, всеобщий закон бытия. Как сказано в Дхаммападе:

«Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть - разум, из разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или делает с чистым разумом, то за ним следует счастье, как неотступная тень».

Как же героиня песни Булановой представляет себе «весточку» от Ясного Света (Природы Будды)? Давайте снова обратимся к тексту песни:

Ясный мой свет, ты напиши мне
Слезою дождя на мокром окне.
Ясный мой свет, ты напиши мне
Весенним лучом на белой стене.

Совершенно ясно, что героиня песни осознала самое главное: Природа Будды (тот самый Ясный Свет, к которому она обращается) находится в ней самой, в её голове, в её уме. И поэтому ждать внешних «весточек» не имеет никакого смысла. Давайте представим, что будет, если «на мокром окне» написать некое слово «слезою дождя». Что мы увидим? Правильно – ничего, поскольку «слеза дождя» соединится с каплями на мокром стекле, и прочитать написанное не представится никакой возможности.

А что можно написать «весенним лучом на белой стене»? Да всё то же – ничего! Точнее, написать-то можно что угодно, только прочитать написанное не сможет никто. А это значит, что речь идёт о Шунье, то есть – Пустоте. Истинная Природа Будды (Ясный Свет) и есть абсолютная Пустота! 

Пустота не может ранить Пустоту, тем более – не может ничего сообщить Пустоте при помощи какой-либо «весточки». Вот и героиня песни Булановой, понимая это, просит Ясный Свет написать ей слово истины лучом на белой стене и дождём на мокром окне: этих весточек всё равно никто не увидит. С таким же успехом можно писать вилами по воде: написанного таким образом не сможет прочитать никто, даже сам автор послания.

Теперь разберём второй куплет:

Мне нелегко, только чья же в том вина?
Ты далеко, в целом мире я одна.
Лишь высоко в небе грустная луна.
Слышишь, в дом души напиши.

Героиня снова впадает в отчаяние: она жалуется на переживания и страдания, которым подвержена в сансаре, а также на вселенское одиночество среди толпы – «в целом мире я одна». И только такой же одинокой и грустной луне, находящейся высоко в небе, героиня может доверить свои сокровенные мысли и чаяния.

В буддизме луна символизирует относительную истину, поскольку она светит отражённым светом солнца. Солнце в буддизме символизирует абсолютную истину. Кроме того, для тибетцев луна является мужским аспектом. Как видим, не зря героиня песни обращается именно к луне: не может луна светить без солнца, а солнцу обязательно нужна луна, которая отразит его свет. Так и в человеческой жизни: женщине нужен мужчина и наоборот, они взаимозависимы и нераздельны, как Пустота, осознание и Природа Будды (Ясный Свет). Вот извечная дхамма о луне:

"как луна следует звёздным путем, так нужно следовать за мудрым, знающим и многоучёным, многоперенёсшим, благочестивым, благородным - за таким хорошим и умным человеком".

Последнюю сточку второго куплета везде пишут по-разному. Иногда так, как представлено выше. Иногда таким образом:

Слышишь вздох души? Напиши.

Мне больше нравится первый вариант – с «домом души». Как известно, «домом души» в христианстве называют тело человека; в психологии это одна из метафор внутреннего мира человека, которая определяет ценности и самоощущение личности. В буддизме понятие души отсутствует. Будда учил, что индивидуальное «я» не существует; но при этом имеет место некое «высшее Я», то есть – Атман. В буддизме имеется термин «не-душа» - Анатма, то есть, «безличность», «бессамостность». Здесь довольно трудно совместить буддийские понятия о безличности и «домом души», о котором поётся в песне. Точно также невозможно услышать "вздох души", которой, в сущности, нет. Может быть, героиня песни обращается здесь непосредственно к Атману? Вопрос остаётся открытым.

Нам осталось посмотреть клип «Ясный мой свет» и проанализировать его с буддийской точки зрения.

Итак, мы видим вращающееся колесо – оно символизирует одновременно и Дхармачакру (колесо Дхармы) и круговорот сансары. Затем перед нами возникает круг с архимедовой спиралью, которая однозначно является символом сансары.

Три танцора, которые возникают в следующем кадре – это, разумеется, три Драгоценности (Триратна): Будда, Дхарма (учение) и Сангха (община). Затем Буланова танцует в окружении четырёх танцоров, которые символизируют Четыре благородные истины буддизма:

- существует страдание;
- существует причина страдания — желание;
- существует прекращение страдания — нирвана;
- существует путь, ведущий к прекращению страдания.

Прекращение страданий возможно, если идти по Пути Будды – Восьмеричным путём, который предусматривает: правильное воззрение, правильное намерение, правильную речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное памятование, правильное сосредоточение. О Благородном восьмеричном пути Будда поведал миру более 2500 лет тому назад в Оленьей роще. Произнеся свою проповедь (сутру), Будда совершил поворот Колеса Дхармы – Дхармачакру, Колесо Закона.

Героиня песни Булановой в клипе тоже крутит колесо – она сидит перед прялкой. На стене мы видим тень от прялки и можем посчитать количество спиц в этом колесе. В нём восемь спиц – как и положено для Дхармачакры, поскольку Будда указал восемь ступеней Благородного восьмеричного пути.

Особо следует отметить странный головной убор, в котором фигурирует Буланова. Это что-то среднее между русским кокошником и тибетскими шапками. Возможно, это современный атрибут дакини – женского духа, носительницы тайных знаний.

В финале клипа героиня Булановой игриво подмигивает зрителю: мол, несмотря на всю серьёзность песни о Ясном Свете, не стоит напрягаться и впадать в отчаяние. Каждый из нас, все мы обладаем Природой Будды и потенциально способны освободиться от сансары и достичь Нирваны. Чего авторы песни и клипа наверняка желают всем слушателям и зрителям. Мне остаётся только присоединиться к их пожеланиям. Как сказано в Дхаммападе:

"Мы живем очень счастливо, хотя у нас ничего нет. Мы будем питаться радостью, как сияющие боги".

Ом мани падме хум.

Текст песни «Ясный мой свет»

Где ж ты, мой свет, бродишь голову склоня,
Дай же ответ, что не позабыл меня.
Ведь писем нет вот уже четыре дня,
Милый, не греши, напиши.

Живу я без тебя словно во сне,
Горю я без тебя словно в огне,
Прошу я - напиши весточку мне,
Хоть строчечку ты напиши.

Ясный мой свет, ты напиши мне
Слезою дождя на мокром окне,
Ясный мой свет, ты напиши мне
Весенним лучом на белой стене.

Мне нелегко, только чья же в том вина,
Ты далеко, в целом мире я одна.
Лишь высоко в небе грустная луна,
Слышишь, вздох души напиши.

Живу я без тебя словно во сне,
Горю я без тебя словно в огне,

Прошу я - напиши весточку мне,
Хоть строчечку ты напиши.

Ясный мой свет, ты напиши мне
Слезою дождя на мокром окне,
Ясный мой свет, ты напиши мне
Весенним лучом на белой стене.

Ясный мой свет, ты напиши мне
Слезою дождя на мокром окне,
Ясный мой свет, ты напиши мне
Весенним лучом на белой стене.

Ясный мой свет, ты напиши мне
Слезою дождя на мокром окне,
Ясный мой свет, ты напиши мне
Весенним лучом на белой стене.

Ясный мой свет, ты напиши мне
Слезою дождя на мокром окне,
Ясный мой свет, ты напиши мне
Весенним лучом на белой стене.

Ясный мой свет, ты напиши мне
Слезою дождя на мокром окне,
Ясный мой свет, ты напиши мне

1 комментарий:

Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака на наш сайт! Исчезли все иллюстрации. Но главное ведь это - текстовый контент ;). Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by on our site! All illustrations are gone. But the main thing is text content ;). So we will win!

* "Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.),
* "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"),
* "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20);
* "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е);
* "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха);
* "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази);
*"- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* У каждого человека свои звезды" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* "
Мир состоит из звёзд и из людей" (
Эмиль Верхарн);
* "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек);
* "Я искра в бесконечности светил. Я сделаюсь звездой. Я знаю, кто я есть, куда иду – я знаю" (Хосе Лопес Портильо, «Пирамида Кетцалькоатля»);
* "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Личностный консалтинг - новое направление консалтинга, связанное с индивидуальным консультированием по проблемам взаимоотношений между людьми, организации индивидуального ритма и темпа жизни, формирования жизненной позиции. В отличие от психологических консультаций, направленных на решение психологических проблем личности, личностный консалтинг ставит своей целью создание стратегий личностного развития, отстройки сознания и мировоззрения, усовершенствования системы отношений.