Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака на наш сайт! Исчезли все иллюстрации. Но главное ведь это - текстовый контент ;). Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by on our site! All illustrations are gone. But the main thing is text content ;). So we will win!

понедельник, 19 декабря 2022 г.

Владимир Видеманн: Физика вселенной и метафизика космоса

Согласно выкладкам современных ученых, разница в размерах  между вселенной и атомом составляет порядок из числа с 60 нулями (10^60).  При этом клетка человека (усредненная) находится ровно посередине: 30 нулей (10^30) вверх и 30 нулей (10^30) вниз. Таким образом, человек, наблюдая явления вне себя, идет путем внешнего свидетельства, упираясь в границы вселенной, а углубляясь в самонаблюдение – уходит на уровень элементарных частиц. 

Если принять тезис о сингулярности как начале вселенной, то получается, что макромир возник в результате расширения микромира – от условного атома (греч. «неделимый») до всей вселенной, которая продолжает расширяться. Значит ли это, что порядковая разница между вселенной и атомом тоже становится больше? 

Я полагаю, что такая постановка вопроса не совсем корректна, ибо нельзя с помощью трехмерной геометрии описать космическую реальность во всей ее совокупности. Но и Риман тут мало поможет, как и математика в целом, заточенная на логику свидетеля в позиции «человеческой клетки». 

Созерцательные практики, исходя из уникальности центральной человеческой позиции в мире космических величин, позволяют антропному свидетелю как «безгранично» расширяться вовне, так и «бесконечно» сжиматься вовнутрь. Пределы этих расширений и сжатий отождествим с сингулярностью, которая, не имея мерности, та же самая как за внешними пределами вселенной, так и за внутренними пределами элементарной частицы. 

Эту самую сингулярность я отождествляю с эфиром глубокого сна как своеобразной психологической сингулярностью свидетельствующего субъекта. 

В мистическом опыте реальность всего сущего как бы пульсирует между запредельным Парабрахманом и внутренним Параматманом, бесконечно расширяясь (санскр. brh) вовне, антропный свидетель достигает границ собственной души (греч. psyche). Опять же, бесконечно погружаясь в себя, самоумаляясь (ивр. ‏צִמצוּם‏‎, цимцум), этот свидетель достигает порога не имеющего мерности эфира глубокого сна. 

На языке мистиков это звучит как «вознесение за пределы небес» и «погружение в глубины ада»: «Он выше, чем небо, что можешь сделать? Глубже ада, что ты можешь знать?» (Иов, 11. 8-8). 

Но это еще не все.

Важным является четвертое измерение – время. И если во внешнем мире (в бодрствовании) оно течет из прошлого в будущее, то во внутреннем (в сновидениях) – из будущего в прошлое. Но обратное течение времени нельзя сравнивать с обратным движением киноленты. Скорее, с обратным проигрыванием звуковой дорожки. Что уж говорить про обратное течение мысли! А ведь именно эта «ментальная редукция» составляет основу мистического созерцания (др.-греч. ἡσυχία, исихиа — спокойствие, тишина, уединение), запускающего процесс цимцума как технологию реального обожения (др.-греч. θέωσις, теозис). 

Математика игнорирует временнЫе аберрации в потоке доказательной логики, так же как психология – ментальную редукцию в вышеназванном смысле. Но мистический опыт говорит об обратном. Причем, даже некоторые ученые академической традиции, погружаясь в глубины космологического дискурса, невольно приходят к мистическим интуициям, стремясь формализовать их через фантастические гипотезы о струнах, мультивселенных и т.д. 

Ключевым остается вопрос: возможно ли какое-нибудь антропное свидетельство состояния сингулярности (эфира глубокого сна)? Ведь всякое свидетельство, по определению, двойственно, ибо речь идет о факте и его наблюдении. Тут сам собой напрашивается пример с известным опытом о частице и волне. Или тезис о материальности макромира и виртуальности микромира. 

По моему мнению, джайнская логика сатьявады (дев. स्यादवाद, буквально «возможное утверждение»), основанная на презумпции мистического абсолютного знания (санскр. кевала-джняна) ближе к пониманию природы реальности, чем аристотелевская логика философской аналитики, апеллирующей к антропному свидетелю в состоянии бодрствующего ума. Я подчеркиваю, что речь идет о комплексной реальности, а не ее модусах материальной или социальной целесообразности. 

Соответственно, чистое знание лежит за пределами обычной человеческой мотивации и, тем самым, труднодостижимо. Ну, то есть, в его достижении почти никто не видит смысла – в обстоятельствах профанической коннотации и прагматической редукции самих терминов «абсолютное знание» и «смысл». И даже сами мистические практики часто интерпретируются с точки зрения такого же редукционистского профанизма, от которого принципиально закрыт опыт вселенской природы человека, обусловленной его центральной позицией антропного свидетельства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

* "Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.),
* "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"),
* "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20);
* "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е);
* "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха);
* "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази);
*"- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* У каждого человека свои звезды" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* "
Мир состоит из звёзд и из людей" (
Эмиль Верхарн);
* "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек);
* "Я искра в бесконечности светил. Я сделаюсь звездой. Я знаю, кто я есть, куда иду – я знаю" (Хосе Лопес Портильо, «Пирамида Кетцалькоатля»);
* "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Личностный консалтинг - новое направление консалтинга, связанное с индивидуальным консультированием по проблемам взаимоотношений между людьми, организации индивидуального ритма и темпа жизни, формирования жизненной позиции. В отличие от психологических консультаций, направленных на решение психологических проблем личности, личностный консалтинг ставит своей целью создание стратегий личностного развития, отстройки сознания и мировоззрения, усовершенствования системы отношений.