воскресенье, 20 ноября 2022 г.

Амвросий фон Сиверс: Услышать неслышимое и увидеть невидимое

Человеческое тело, само по себе, таит много необъяснимых тайн. Вероятно, сие потому, что мы имеем образ и подобие Божие (Быт.16 26). Духовно-душевные возможности и сами процессы сии, что протекают непосредственно в плотском состоянии, известны всем. И потому необходимо остановиться на определенных закономерностях.

Человек имеет органы чувств. Самих чувств пять: осязание, обоняние, слух, зрение и вкус. Человек — существо общественное, даже если не очень-то общается с иными людьми. Коммуникации человека непосредственно связаны с его всеми чувствами. Если человека поместить в эхо-комнату, где нет внешних шумов и нет новых зрительных впечатлений, то с ним происходят интересные процессы. При отсутствии внешних раздражителей, всё внимание обращается вовнутрь. И тогда человек начинает отчетливо слышать не только биение собственно сердца, или скрип костей и мускулов, но даже как движется в нем кровь, как происходит сам мыслительный процесс. Зачастую продолжительное нахождения в эхо-комнате обычного человека может свести с ума. Почему?

Вероятно, потому что ему открывается Правда о самом себе. То самое, о чем говорил Юнг: встретиться с самим собой. И встреча сия почти всегда нелицеприятна. „Встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным“.

Внешние раздражители, таким образом, просто отвлекают от непреложной правды, сокрытой в самом человека. При их отсутствии, человек обращается в самому себе объективно. Кого-то сие делает свободным, а кого-то рабом.

Пребывание в такой эхо-комнате очень часто помогает установить контакт с Богом. Се — контакт вовне, а не диалог с самим с собой, со своим внутренним голосом, как может кому-то показаться.

Не только из иудео-христианской, но собственно из мировой духовной практики, нам известен удивительный феномен. Человек, посвящающий себя аскетическим подвигам, просветляется, т. е. ему открывается нечто трансцедентное, и не всегда внятно передаваемое человеческими словами, в коих просто не хватает понятий для описания тайн. Например, уходя в затвор, подвижник добровольно имитирует своего рода эхо-комнату. И в таком состоянии, при определенной молитвенной практике, он сподобляется откровений. Большинство подлинных пророчеств и прозрений будущего получено именно в сем состоянии. Можно предполагать, что таковые способности открываются и по причине крайнего ограничения пространства и движения. В таком состоянии все процессы начинают протекать в ином режиме, чем у обычного человека. Нам известно удивительное долголетие большинства подвижников, проживавших зачастую в очень тяжелых условиях. Похоже что в их туловищах время протекало не так, как в миру, лежащем во зле. Несомненно, циклическое время (хронос) имелось в телах подвижников, но его интенсивность заметно замедлялась. А вот линейное время (Эон) доминировало. Собственно, вполне можно утверждать, что попадая в такую самоизоляцию, человек подключается к вечности. Но вечность есть одна из категорий того, где обитает Сам Бог. Следовательно, такое состояние весьма способствует Богообщентю.

Посему и священно-безмолвие, как исихастская практика, - т. е. отсутствие звуков и речи, - является устойчивым параметром для человеческой метаморфозы.

Случай недобровольной изоляции есть тюрьма. Здесь также обостряется всё, что только возможно у человека. В лучшем случае, сие приводит в прозрению и даже исправлению. (Например, изменения Ф.Достоевского произошли именно в заключении, что вовсе не случайно.) Но, в большинстве своем, пребывание в тюрьме — негативно. Безбожники создали ГУЛаг, и феномен оного выходит за рамки пенитанцианой системы. Се — модель ада во всех его знакомых проявлениях. 

Получается, что ад и рай, существующие вне времени, а в вечности, располагаются в некоем открыто-замкнутом пространстве, где всё сознание обращено само в себя. В таком состоянии человек непрестанно сталкивается с Истиной, и потому получает блаженство или мучение. Что за замкнутое пространство? Непонятно, но оно похоже на вакуум, причем мысленно может иногда прозреваться и живущим во времени и пространстве земли.

Помимо затвора, как модели эхо-комнаты, известна практика ухода в пустыню. Оное пространство — не только пространство для одиночества и медитации. Да, человек там не видит иных человеков и не общается с ними. Но он возстанавливает контакты с животным мiром, иногда даже в гротескных формах, когда дикие звери не только утрачивают страх пред ним, но и готовы с ним жить мирно и не агрессивно. Сама пустыня — не вполне нормальная жизнь, она как бы не только цивилизованная и организованная, но как бы не вполне живая. Или наоброт, примордиально-хтоническая и фактически враждебная. Оно — не пустое пространство, населенное животными, оно — обиталище демонов, кои неустанно начинают нападать на подвижника, как то мы видим из аскетической литературы. Скорее всего, пустыня (во всех своих метафорических проявлениях) — есть образ самого падшего мiра.

Если антропологически описывать состояние человека, пошедшего путем подвижника, заключившего себя в затвор или поселившегося в пустыне, то оно есть удивительное соединение микрокосма и макрокосма в одной лице. Т.е. человек заполняет все необоримое пространство своей личностью, будучи не тождественным оному, где время замедляется до самой крайности. Се — почти что физическая смерть, но не смерть, а осуществляемая жизнь, как она и должна быть.

Город противопоставлен пустыне, как цивилизованное и дикое пространство. Однако, внутри города — со всеми его звуками, запахами и событиями — может быть организован затвор, что постоянно осуществлялось в христианской (и не христианской) практике. Такое странное присутствие подвижника внутри развращенных скоплений людей и зданий, вероятно, приводит к внутренней стабилизации самой жизни, какой бы она не была.

Имитацией затвора является жизнь подвижника в пещере, где всё сведено к минимуму, но имеются отдельные звуки и запахи. Се — пространство, где время заметно замедлено, но все-таки течет своим чредом, т. к. данное пространство разомкнуто, даже в физическом смысле имея свободный выход.

Невозможно создать безмолвие в городе, изъять запахи, прекратить движение, но в силах преобразить оные, хотя бы в минимальном отношении. 

Внутреннее делание — необязательно, но необходимо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака на наш сайт! Исчезли все иллюстрации. Но главное ведь это - текстовый контент ;). Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by on our site! All illustrations are gone. But the main thing is text content ;). So we will win!

* "Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.),
* "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"),
* "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20);
* "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е);
* "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха);
* "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази);
*"- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* У каждого человека свои звезды" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* "
Мир состоит из звёзд и из людей" (
Эмиль Верхарн);
* "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек);
* "Я искра в бесконечности светил. Я сделаюсь звездой. Я знаю, кто я есть, куда иду – я знаю" (Хосе Лопес Портильо, «Пирамида Кетцалькоатля»);
* "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Личностный консалтинг - новое направление консалтинга, связанное с индивидуальным консультированием по проблемам взаимоотношений между людьми, организации индивидуального ритма и темпа жизни, формирования жизненной позиции. В отличие от психологических консультаций, направленных на решение психологических проблем личности, личностный консалтинг ставит своей целью создание стратегий личностного развития, отстройки сознания и мировоззрения, усовершенствования системы отношений.