Любопытно, что в демонологиях он не удостаивается такой чести. Зато сходный образ мы находим у гностиков-«офитов», загадочную диаграмму которых заочно обсуждали Цельс и Ориген.
Она представляет собой фигуру, на которую нанесены десять отделенных друг от друга кругов, заключенных в один большой круг. Он означает мировую душу, распространяющуюся по всему миру, и называется Левиафан. Диаграмма разделена жирной черной линией, которую называют Геенной или Тартаром.
Тут необходимо сделать некоторую оговорку о терминах. Для неоплатоников как строгих монистов мировая душа – это то же самое, что София гностиков.
Но мнимые «офиты» были современниками средних платоников – дуалистов, которые разделяли универсальную душу на Благую (в гностической терминологии София) и злую (у гностиков Архонт). Схожие представления у митраистов с их фигурой Львиноголового бога – двойника гностического Ялдабаофа – зверя с мордой льва и телом змеи.
Таким образом материальный мир оказывается Геенной или Тартаром, а Левиафан – его правителем.
При этом вторая серия «Восставшего» начинается с рассуждения доктора Ченнарда на тему «The mind is a labyrinth», а дальше уже сам ад визуализируется в виде огромного лабиринта, благодаря чему и еще целому ряду намеков (одна из сцен прямо отсылает к преисподней орфиков, описанной Платоном) мы можем сделать вывод, что ад – это состояние индивидуального сознания, или, – как сказали бы гностики – искры света, оторванной от Плеромы и брошенной в мир становления.
Я заключён в своё сознанье,
Я — вся огромность мирозданья
В песчинке собственного «я»
Я — концентрационный лагерь,
Я — Бухенвальд и Колыма,
Бунт в Будапеште, танки в Праге,
Труп, догнивающий в овраге,
Людская участь. Жизнь сама!
(Кирилл Померанцев. Континент № 31, 1982)
Комментариев нет:
Отправить комментарий