"Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.), "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"), "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20); "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е); "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха); "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази); "- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"); "Мир состоит из звёзд и из людей" (Эмиль Верхарн); "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек); "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

О карме(в учениях джайнов и буддистов)

1.

 Джайны верят в то, что все феномены реального мира - это  манифестации некоей тончайшей "кармической жидкости (вещества)", пронизывающей вселенную. Кармическую жидкость никто не создал, она вечна и безгранична.

Карма как тончайшая жидкость способна проникать в душу ("атман") и "зреть" в ней (негативно или позитивно), а потом отделяться - и если она "позитивно зрелая", то сливается со всеобщей "кармической жидкостью";) 

Но "созревшая" "негативно" "кармическая жидкость" не может слиться со всеобщей "кармической ждкостью" (находится в состоянии нерастворяющегося льда на воде), поэтому отправляется искать себе нового "хозяина" (её могут называть "симбионтом", "паразитом"). Так что большинство живого мира  затем "отвечает" не за свою карму ;).

Задача верующего джайна - самостоятельно ("экатва"), не полагаясь на чью-то помощь (богов, святых), достичь прекращения ("самвара") притока ("асвара") "кармической жидкости" в душу, а также очиститься ("нирджара") от ещё присутствующей в душе "кармы". Для этого следует придерживаться установленной великими учителями-"тиртханкарами" ("построившими брод") строгой аскезы ("яти"), претерпевая страдания ("паришага"), ограничения ("паритьяга") и осуществляя покаяния ("праяшчитта"), поскольку "карма" проникает в душу именно через  определенные "каналы" ("кашийи" - "пристрастия"), и для этого надо их "закупорить" с помощью "высших добродетелей" ("уттама дхарма"). Достигнув освобождения ("мокша") души от "кармической жидкости", человек становится "джиной" - "победителем", а его душа выходит из цикла перерождений ("самсара") и перемешается в высшую обитель ("лока") мироздания.

2.

Буддисты же говорят о "кармическом сосуде" души, т.е. о некоей "гидравлической" системе (т. е. по нескольким трубам заливается и выливается жидкость), в которую попадает выделяемая душой (как капельки пота телом) "жидкость" ("карма") негативного и позитивного характера. В "кармическом сосуде" проходит очищение ("вимала") "жидкости" ("кармы") от "грехов" (негатива).  Очищенная или чистая (позитивная) "жидкость" ("карма") через специальные "клапаны" ("заслуги") потихоньку вытекает из "сосуда кармы" пропорционально заслугам души и сливается с  "океаном" изначальной "кармической жидкости".

Если же "кармическая жидкость" все пребывает в "сосуд", но не "вытекает", тогда увеличивается давление на стенки "сосуда", что проявляется в жизни души в форме несчастий. Достигнув критического уровня "давления" на стенки "кармического сосуда", душа развоплощается (т. е. наступает смерть). Тогда после развоплощения души эта кармическая жидкость облеплянет душу (как тело обплепляет подсолнечное масло), поэтому для очищенния ("сжигания кармы-жидкости") душа отправляется в "очаг" ("ад"), пока не будет окончательно очищена, а её "кармическая жидкость" (отделенная от души, но не очищенная!) после "конденсации" вновь получит право наполнить "кармический сосуд" души. 

Если душа успеет осознать, что она неправильно ведет себя в этом мире и резко изменит свой образ мыслей и поведение (т. е. "покается", "перепишет карму"), то соответствующий "клапан" ("заслуга") "Покаяние" откроется и уровень в «сосуде кармы» несколько понизится или совсеи вытечет (тогда, например, болезнь уходит  или несчастья прекратяться). 

Сделав самостоятельно (но часто с помощью бодхисаттв) во время воплощения свою карму-"жидкость" "очищеной (белой, добродетельной)",  душа получает возможность или "взлететь на высшую иерархическую ступень вселенной" (попадает в "рай бодхисаттвы") или аннигилирует ("растворяется в нирване"), переходя на более высшый уровень мироздания.

Но по другой версии "кармический сосуд" души (у каждой души он свой) наполняется разноцветными кармами (можно представить себе, например, "белые" и "черные" камушки в сосуде), затем "рука дхармы" зачерпывет их в произвольном порядке для воплощения души в новом теле (кармы как бы являются грузом, багажом, "кармическим долгом", "кармическим отпечатком / следом" души в новом воплощении). После развоплощения (смерти) "рука дхармы" высыпает кармы, накопленные душой  за время её воплощения., обратно в "кармический сосуд".

Задача души в том, чтобы не исчерпать кармы-"камешки", а пытаться не напаполнять их большим количеством "черных" карм-"камешков", чтобы, в конце концов, "сосуд кармы" наролнился только "белыми" кармами-"камешками" и тогда они аннигилируют (как одноцветные элементы в играх "шарики" или "тэтрис") и тогда карм-"камешков" для очередного воплощения в "кармическом сосуде" не будет и он навсегда останется "пуст", а душа освободится от "кармического груза-багажа-долга" и растворится в нирване.

(с) Олег Гуцуляк, Ph.D.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...