суббота, 11 сентября 2021 г.

О карме (в учениях джайнов и буддистов)

1.

 Джайны верят в то, что все феномены реального мира - это  манифестации некоей тончайшей "кармической жидкости (вещества)", пронизывающей вселенную. Кармическую жидкость никто не создал, она вечна и безгранична.

Карма как тончайшая жидкость способна проникать в душу ("атман") и "зреть" в ней (негативно или позитивно), а потом отделяться - и если она "позитивно зрелая", то сливается со всеобщей "кармической жидкостью";) 

Но "созревшая" "негативно" "кармическая жидкость" не может слиться со всеобщей "кармической ждкостью" (находится в состоянии нерастворяющегося льда на воде), поэтому отправляется искать себе нового "хозяина" (её могут называть "симбионтом", "паразитом"). Так что большинство живого мира  затем "отвечает" не за свою карму ;).

Задача верующего джайна - самостоятельно ("экатва"), не полагаясь на чью-то помощь (богов, святых), достичь прекращения ("самвара") притока ("асвара") "кармической жидкости" в душу, а также очиститься ("нирджара") от ещё присутствующей в душе "кармы". Для этого следует придерживаться установленной великими учителями-"тиртханкарами" ("построившими брод") строгой аскезы ("яти"), претерпевая страдания ("паришага"), ограничения ("паритьяга") и осуществляя покаяния ("праяшчитта"), поскольку "карма" проникает в душу именно через  определенные "каналы" ("кашийи" - "пристрастия"), и для этого надо их "закупорить" с помощью "высших добродетелей" ("уттама дхарма"). Достигнув освобождения ("мокша") души от "кармической жидкости", человек становится "джиной" - "победителем", а его душа выходит из цикла перерождений ("самсара") и перемешается в высшую обитель ("лока") мироздания.


2.

Буддисты же говорят о "кармическом сосуде" души, т.е. о некоей "гидравлической" системе (т. е. по нескольким трубам заливается и выливается жидкость), в которую попадает выделяемая душой (как капельки пота телом) "жидкость" ("карма") негативного и позитивного характера. В "кармическом сосуде" проходит очищение ("вимала") "жидкости" ("кармы") от "грехов" (негатива).  Очищенная или чистая (позитивная) "жидкость" ("карма") через специальные "клапаны" ("заслуги") потихоньку вытекает из "сосуда кармы" пропорционально заслугам души и сливается с  "океаном" изначальной "кармической жидкости".

Если же "кармическая жидкость" все пребывает в "сосуд", но не "вытекает", тогда увеличивается давление на стенки "сосуда", что проявляется в жизни души в форме несчастий. Достигнув критического уровня "давления" на стенки "кармического сосуда", душа развоплощается (т. е. наступает смерть). Тогда после развоплощения души эта кармическая жидкость облеплянет душу (как тело обплепляет подсолнечное масло), поэтому для очищенния ("сжигания кармы-жидкости") душа отправляется в "очаг" ("ад"), пока не будет окончательно очищена, а её "кармическая жидкость" (отделенная от души, но не очищенная!) после "конденсации" вновь получит право наполнить "кармический сосуд" души. 

Если душа успеет осознать, что она неправильно ведет себя в этом мире и резко изменит свой образ мыслей и поведение (т. е. "покается", "перепишет карму"), то соответствующий "клапан" ("заслуга") "Покаяние" откроется и уровень в «сосуде кармы» несколько понизится или совсеи вытечет (тогда, например, болезнь уходит  или несчастья прекратяться). 

Сделав самостоятельно (но часто с помощью бодхисаттв) во время воплощения свою карму-"жидкость" "очищеной (белой, добродетельной)",  душа получает возможность или "взлететь на высшую иерархическую ступень вселенной" (попадает в "рай бодхисаттвы") или аннигилирует ("растворяется в нирване"), переходя на более высшый уровень мироздания.

Но по другой версии "кармический сосуд" души (у каждой души он свой) наполняется разноцветными кармами (можно представить себе, например, "белые" и "черные" камушки в сосуде), затем "рука дхармы" зачерпывет их в произвольном порядке для воплощения души в новом теле (кармы как бы являются грузом, багажом, "кармическим долгом", "кармическим отпечатком / следом" души в новом воплощении). После развоплощения (смерти) "рука дхармы" высыпает кармы, накопленные душой  за время её воплощения., обратно в "кармический сосуд".

Задача души в том, чтобы не исчерпать кармы-"камешки", а пытаться не напаполнять их большим количеством "черных" карм-"камешков", чтобы, в конце концов, "сосуд кармы" наролнился только "белыми" кармами-"камешками" и тогда они аннигилируют (как одноцветные элементы в играх "шарики" или "тэтрис") и тогда карм-"камешков" для очередного воплощения в "кармическом сосуде" не будет и он навсегда останется "пуст", а душа освободится от "кармического груза-багажа-долга" и растворится в нирване.

(с) Олег Гуцуляк, Ph.D.

Дополнения:

"... Карма – сложный причинно-следственный меха­низм, закабаляющий души, который и сам, в свою очередь, основан на дея­тельности этих душ. Действия души вытекают из кармических импульсов-санскар, которые подготавливают ее к определенному опыту. Тантра знает различные классификации кармы (ценностные и нейтральные) и кармиче­ских плодов, а также тел, в которые вселяются души под влиянием кармы. Карма бывает «спящей» и «разбуженной». Высший Бог управляет кармой в своих целях, обеспечивая для душ заслуженные ими условия жизни; само развертывание мира коррелирует с нарастанием кармической активности. В кашмирском шиваизме карма становится одним из трех основных видов закабаления индивидов (карма-мала) и непосредственным источником сан­сары. «Карма – причина сансары» (Абхинавагупта). Карма является частью вселенского ограничительного механизма – нияти (Утпаладева). Различе­ние действия, несущего кармические последствия (карма) и действия, не несущего такие последствия (крия), также может считаться тантрическим вкладом в представление о карме. Представители школы натхи понимают карму как часть физического тела и различают пять ценностно окрашенных видов кармы"  [Пахомов С. Представление о карме в философии индуистского тантризма Часть II // Вопросы философии. 2021. Т. № 10. С. 166–174].

"О понятии кармы. В буддизме поздней античности карма немного другое, чем это понимается сейчас. Это исключительно то, что касается пути ария (дхармы буддиста). Благоприятная карма -- возможность стать  на этот путь и пройти по нему далеко. Неблагоприятная -- невозможность стать на этот путь. Родиться в семье вельможи или царя благоприятная карма не потому, что у тебя будет жизнь, полная удовольствий, а потому, что в этих условиях тебе проще стать буддистом и продвинуться на этом пути. И когда из Индии буддизм ушёл, вот это понимание кармы утратило свою цель. Отныне хорошая карма - просто бесцельно родиться Путиным, спать с чемпионками мира по гимнастике и ни в чем себе не отказывать. А в буддизме даже не всякая болезнь - итог плохой кармы" (Андрей Шуман, https://www.facebook.com/profile.php?id=100001141651001

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака на наш сайт! Исчезли все иллюстрации. Но главное ведь это - текстовый контент ;). Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by on our site! All illustrations are gone. But the main thing is text content ;). So we will win!

* "Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.),
* "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"),
* "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20);
* "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е);
* "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха);
* "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази);
*"- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* У каждого человека свои звезды" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* "
Мир состоит из звёзд и из людей" (
Эмиль Верхарн);
* "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек);
* "Я искра в бесконечности светил. Я сделаюсь звездой. Я знаю, кто я есть, куда иду – я знаю" (Хосе Лопес Портильо, «Пирамида Кетцалькоатля»);
* "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Личностный консалтинг - новое направление консалтинга, связанное с индивидуальным консультированием по проблемам взаимоотношений между людьми, организации индивидуального ритма и темпа жизни, формирования жизненной позиции. В отличие от психологических консультаций, направленных на решение психологических проблем личности, личностный консалтинг ставит своей целью создание стратегий личностного развития, отстройки сознания и мировоззрения, усовершенствования системы отношений.