Обращение к оккультизму и эзотерике типично для российской элиты в ситуации неопределенности. В начале XX века семья последнего российского императора Николая II пользовалась услугами известного французского медиума Филиппа и знаменитого Григория Распутина, наделенного некоторыми экстрасенсорными способностями. Оккультизм и православный мистицизм причудливо переплетались и имели большую популярность среди российской аристократии той эпохи.
Несмотря на официальный атеизм, поклонники оккультизма были также среди коммунистов, пришедших к власти в России. Видный функционер большевистской спецслужбы, Глеб Бокий, пытался использовать в разведке оккультные и шаманские практики.
После перерыва в несколько десятков лет, в 1960-е гг. в СССР возродился интерес к эзотерике - преимущественно в виде обсуждения и исследования паранормальных человеческих способностей. В авангарде исследований находились советские военные и спецслужбы. Исследования в этом области развивались параллельно в США и СССР.
В первой половине 1990-х годов парапсихология интенсивно развивалась в рамках Федеральной службы охраны и Службы безопасности президента России – организациях, охранявших первого российского президента Бориса Ельцина и высших должностных лиц молодой российской республики. Оккультные увлечения и эзотерические поиски российского истеблишмента и общества в гротескной и фантасмагорической форме, но довольно точно описаны в ряде романов известного российского писателя Виктора Пелевина.
Современный российский истеблишмент охотно обращается за советами к так называемым православным старцам (это монахи, которые, якобы, обладают мистическими способностями, позволяющими им предвидеть будущее и лечить). Особенно влиятельным считается старец Илия, с которым время от времени встречается президент Путин и представители высшего слоя российской элиты.
В этот же ряд влиятельных православных советников можно поставить и епископа Тихонова (Шевкунова), который не старец, но считается духовником российского президента. Основные вопросы, с которыми обращаются к старцам: предсказание будущего конкретного чиновника, лечение, защита от интриг конкурентов.
Мистические обряды использовались для защиты от СOVID-19. В апреле 2020 г. Илия облетел Москву и Петербург с иконой, чтобы остановить пандемию, а патриарх Кирилл с этой же целью объехал российскую столицу на автомобиле с иконой «Умиление», которая считается чудотворной.
Старцы, в том числе Илия, играют важную психотерапевтическую роль, легитимируя принимаемые властью решения с точки зрения православного мистицизма: мол, Бог, поддерживает то или иное решение верховной власти.
Также старцы иногда занимаются агитацией в пользу власти, влияя, благодаря своему авторитету, на священников, «духовных детей» и прихожан. Епископ Тихон (Шевкунов) один из самых влиятельных в церкви протагонистов идеи сильной верховной власти в России.
Одни и те же самые люди обращаются одновременно к православным старцам и оккультным практикам. Российский истеблишмент прибегает к следующим основным разновидностям оккультизма. Гадание, включая карты Таро - для предсказания будущего и получения советов по поведению в конкретной ситуации; астрология – с той же целью; магия – для оказания влияния на ситуацию, обеспечения безопасности, в том числе защиты от конкурентов, и устранения конкурентов.
Как правило, за советами к гадалкам обращаются жены, дочери и любовницы представителей российского истеблишмента. Мужчины же предпочитают участвовать в магических ритуалах. Используются различные виды магии. Последние несколько лет наибольшим спросом пользуются магические ритуалы из средневековых гримуаров, а также из таких синкретических культов, как Вуду, Санта Муэрте, Сантерия и некоторых африканских культов.
До 2020 г. преобладал запрос на проведение ритуалов по увеличению власти и успешной карьере, с 2020 г. преобладают ритуалы защиты, что само по себе подтверждает усиление общей нервозности российской элиты. В оккультные практики вовлечены все эшелоны российского истеблишмента, включая высшую элиту.
Попытки влияния на принятие политических решений связаны с использованием шаманов. Российский истеблишмент обращается к представителям преимущественно двух шаманских традиций – сибирскому шаманизму и шаманизму Амазонии. В середине 2010-х годов большой популярностью в истеблишменте пользовался так называемый «шаман Коля» - этнический ненец. Он предсказывал будущее высокопоставленным представителям российского истеблишмента, включая Валентину Матвиенко, главу Совета Федерации. По некоторым сведениям, «шаман Коля» также занимался лечением и накладывал порчу.
Влиятельный и популярный министр обороны, этнический тувинец Сергей Шойгу, познакомил президента Владимира Путина с сибирским шаманизмом. Путин совместно с Шойгу несколько раз летал в Сибирь, в Туву и Хакасию (последний раз – в марте 2021 г.), где принимал личное участие в шаманских обрядах.
С шаманами Амазонии Путина познакомили два его друга: Виктор Медведчук, украинский олигарх и политик и Юрий Ковальчук, имеющий репутацию конфидента российского президента. Эти три человека пытались повлиять на президента Путина через шаманов, которых ему рекомендовали.
В частности, шаман из Амазонии, находясь якобы в трансе, сообщал российскому президенту во время встречи в августе 2020 г. волю духов: мол, именно Медведчуку суждено стать украинским президентом; подразумевалось, что если Путин поверит, то будет активно поддерживать амбиции своего украинского друга.
В данном конкретном случае Путин не поддался манипуляции. Однако, в целом, он серьезно относится к приписываемым шаманам способностям предвидеть будущее, лечить и трансформировать реальность. Именно поэтому был репрессирован якутский «шаман» Александр Габышев, пытавшийся в 2019 г. совершить пеший поход в Москву для изгнания президента Путина.
В России фактически сложилась влиятельная синкретическая система традиционных религиозных, оккультных и шаманских практик, которая используется частью российского истеблишмента. Заметный рост интереса к подобным вещам произошел после 2014 года и особенно с 2020 года.
Практики и их носители (гадалки, астрологи, маги, колдуны, шаманы) не влияют на определение политического курса или принятие ключевых государственных решений, но играют важную роль, помогая своим клиентам сформировать уверенность в совершаемых ими действиях. В основном практики используются для решения личных и групповых задач. Это: предвидение будущего, достижение личного успеха, защита, в том числе от конкурентов и магических влияний, магическая нейтрализация конкурентов.
Доктор наук Валерий Соловей
Комментариев нет:
Отправить комментарий