"Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.), "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"), "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20); "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е); "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха); "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази); "- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"); "Мир состоит из звёзд и из людей" (Эмиль Верхарн); "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек); "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Михаэль Шрайбман: Феномен аниме

Япония у современного человека часто ассоциируется с аниме - возможно самым странным проявлением современной культуры, отражающим "богатый внутренний мир" девочки-подростка. 

Но почему так случилось? 

Некоторые японские исследователи дают приблизительно такой ответ. Японская цивилизация породила колоссальный массив самых разных явлений, но всемирную известность ей сегодня обеспечивает именно аниме. Во-первых, современная цивилизация довольно инфантильна, поэтому она легко восприняла это. Во-вторых, и главное, сама Япония после 1945 года изображает из себя девочку-подростка или даже ребенка. Чудовищный разлом, вызванный второй мировой войной и поражением в ней, никуда не исчез. Страна оделась небоскребами, в десятки раз увеличила свою экономическую мощь, но в глубине своей она совершенно больна. После разрушения городов и крушения глобальных планов завоеваний,  японская цивилизация получила глубочайшую травму. Это привело к регрессии, если использовать язык психоанализа, к попытке возвращения в полубеспомощное детское или полудетское состояние: "Я - няшная кавайная мимимшечка, кто меня обидит, тот глубоко не прав, мне нужна защита взрослых, даже если я имею свое мнение по каким-то вопросам. Я еще и взбунтоваться могу, но мама с папой придут на помощь, если надо".

Больное мироощущение очень удобно и выгодно правящим классам, как вне Японии (страна под военной защитой США и не смеет пока изменить это), так и внутри. Инфантильный человек способен иногда на бунт,  но в сущности без мамы с папой ему не выжить. Кроме того, кавайная няшность не предполагает жесткой самозащиты. Последние мощные социальные протесты в Японии имели место в  1970-е годы в связи с постройкой аэропорта Нарита и выступлениями местного населения. То была настоящая социальная война низов против верхов (люди были недовольны принудительным отчуждением земли), но с тех пор ничего подобного не происходило.  

Ужасная социально-психологическая регрессия Японии стала результатом ее военного поражения. Что позволит ей излечить травму? Хотелось бы верить, что это  не будет новой империалистической войной.

Комментариев нет:

Отправка комментария

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...