Простирания бывают двух видов: короткие и длинные. Короткие делаются для символичного обозначения уважения. Длинные – это уже буддийская практика. В длинных простираниях обязательным считается прикосновение к полу пятью точками тела: ладонями, коленями и лбом, что обозначает в свою очередь уничтожение 5 ядов сознания: гнева, неведения, страсти, зависти и гордыни.
Простирания произошли из тибетской янтра-йоги (цалун тульхор по-тиб.). Самые первые рукописные описания буддийских простираний принадлежат перу Сакья пандиты. Основная цель янтра-йоги – выпрямление каналов и улучшение циркуляции в них энергии. Считается, что в организме человека циркулируют 72000 каналов. В техническом плане янтра-йога различается по традициям и школам. Однако цель и основные этапы у всех одинаковы. Раньше цалун тульхор в Тибете был под большим секретом. Простирания же являются эссенцией янтра-йоги. Это упрощённое, доступное упражнение, тем не менее, оно воплощает всю суть этой сложной йогической системы. В янтра-йоге также есть предварительные практики, являющиеся основой данной системы. Сутью этих предварительных практик является разработка 5 членов тела (рук, ног и головы), на санскрите называемая «матана». Совершая простирания, человек, по сути, делает «матану». Когда каналы выпрямлены, тогда энергия циркулирует беспрепятственно, а «тигле» расслаблены и соответственно сознание умиротворено.
Ум стабилен, спокоен и ясен. Цель шаматхи – стабильность и спокойствие Ума, а ясность ума – это Випашьяна. Что вместе являются основными средствами на пути Сутры.
Тантра делится на стадию порождения божества и стадию завершения. Сутью Тантрических практик является опять же стабильность, спокойствие и ясность Ума. При достижении спокойствия проявляются божества визуализации, при достижении стабильности визуализируемые объекты стабильны. При достижении ясности Ума мы чётко видим в деталях каждое божество. Например, Ямандагу мы будем видеть детально: каждую руку, каждую ногу, атрибуты и т.д. Пути Сутры и Тантры различаются, однако, плод один. Можно сказать, что и там и там необходим контроль Ума. Обуздание, приручение Ума возможно лишь при Спокойствии, Стабильности и Ясности. Работать над этим гораздо сложнее, чем делать физические упражнения, поэтому простирания являются самым лучшим способом, чтобы достичь контроля над Умом или подготовиться к практикам в достижении Спокойствия, Стабильности и Ясности. Все проблемы не только в буддийских практиках, но и в жизни проистекают из необузданности Ума. Ведь все людские проблемы берут начало в бесконтрольности желаний, гнева и т.д. При большом количестве исполнения простираний могут возникнуть проблемы с поясницей и коленями. В этом случае не надо переусердствовать, надо быть осмотрительнее. Если нет проблем, значит можно делать много. К примеру, лама Цонкапа совершил несколько миллионов простираний. В Лхасе до сих пор хранится камень, на котором он простирался, от чего камень истёрся, и остались следы. И это результат не магических, сверхъестественных проявлений, а следствие физических действий. Все великие ламы прошлого и настоящего занимались простираниями очень серьёзно и делали их в огромных количествах. Это мощная практика в обуздании Ума, в очищении негативной кармы и в приобретении множества благих заслуг. Как и во всех буддийских практиках, здесь большое значение имеет мотивация. Очень важно во время простираний держать священный объект (Будда, субурган и т.д.) в Уме и начитывать мантру полушёпотом или про себя. Тогда все три составляющие Человека (Тело, Речь и Ум) будут едины, что позволит совершать одну из самых эффективных духовных практик. Простирания являются самым сильным средством очищения грехов, совершённых нашим телом. Вторым по эффективности является обход посолонь вокруг дуганов, субурганов. Также это лучшее средство для уменьшения гордыни. Чем больше в человеке гордыни, тем меньше благословения от Будд и бодисатв он получает.
С медицинской точки зрения, благодаря простираниям улучшается кровообращение, а это уменьшает различные боли, улучшает метаболизм. Через пот из организма уходят токсины, улучшается обмен веществ. По причинам смертности на первом месте стоят сердечно-сосудистые заболевания. Такие, например, как инфаркт, инсульт и т.д. Данное упражнение улучшает циркуляцию кровотока, укрепляет сердечную мышцу и сосуды. Что в свою очередь уменьшает риск появления данных заболеваний. Одной из причин этих заболеваний является малоподвижный образ жизни. Особенно у людей старше 40 лет риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний возрастает многократно. Поэтому простирания и обходы являются очень хорошим профилактическим средством в предупреждении этих болезней. На втором месте по смертности стоят онкологические заболевания – рак. Одной из причин рака является малоподвижный образ жизни. Ежедневные простирания устраняют эту причину. Далай лама XIV, к примеру, каждый день делает 108 простираний и много обходов. Из-за малоподвижного образа жизни появляются различные опухоли. Много людей из-за незнания и лени, будучи буддистами, отказываются от простираний и обходов, из-за чего впоследствии пополняют армию больных людей. Малоподвижный образ жизни способствует накоплению Слизи, а это ведёт к переизбытку веса. Простирания и обходы уничтожают Слизь, сжигают жир, уменьшают холестерин и укрепляют иммунитет. Являясь физическими упражнениями, улучшают метаболический огонь, что многократно помогает переваривать пищу. Поэтому является очень эффективным средством в профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта. При обходе нагрузка меньше, чем при простираниях, поэтому надо подходить индивидуально к количеству повторов. При совершении данных практик очень эффективной для очищения кармы является визуализация всех живых существ, которые делают их с вами вместе. Особенно тех существ, с которыми есть кармическая связь. От такой визуализации благословение Будд увеличивается многократно, соответственно карма очищается сильнее. Во всех буддийских традициях Сакья, Нигма, Кагью и Гелук есть предварительные практики, в которые входят 100.000 простираний. Очень полезно ежедневно делать простирания по 21, 50 или 108 раз. При болезнях, при высоком артериальном давлении нужно быть осторожным, можно ограничиться 7 простираниями.
Для больных другими болезнями рекомендуются простирания и обходы. Можно и небуддистам это делать, беря во внимание только лечебный эффект, ведь работают все основные группы мышц.
Простирания можно делать на оструганных досках или на паласе, предварительно подложив под колени что-нибудь мягкое, например, пуфик. Нужно ноги, носки держать вместе и пальцы рук тоже. Сложенные по-буддистски в форме нераскрывшегося лотоса ладони прикладываются к макушке, затем к подбородку и к сердцу. Затем, наклонившись, кладут ладони на доску или палас, опускаются на колени и ложатся, касаясь лбом доски, вытягивают руки вперёд и приподнимают ладони вверх или же поднимают их над головой, согнув в локтях. Затем встают в обратной последовательности, при этом последними от доски отрываются ладони. Нужно следить, чтобы пальцы и носки всегда были сомкнутыми, а руки двигались симметрично, параллельно.
Буддийские простирания и обходы являются мощной духовной практикой и в то же время доступным хорошим средством для сохранения, укрепления здоровья. При достаточном количестве повторов можно излечить множество болезней.
В статье использован материал из лекции тибетского врача Н. Ченакцана.
Олег Намжилов.
Простирания произошли из тибетской янтра-йоги (цалун тульхор по-тиб.). Самые первые рукописные описания буддийских простираний принадлежат перу Сакья пандиты. Основная цель янтра-йоги – выпрямление каналов и улучшение циркуляции в них энергии. Считается, что в организме человека циркулируют 72000 каналов. В техническом плане янтра-йога различается по традициям и школам. Однако цель и основные этапы у всех одинаковы. Раньше цалун тульхор в Тибете был под большим секретом. Простирания же являются эссенцией янтра-йоги. Это упрощённое, доступное упражнение, тем не менее, оно воплощает всю суть этой сложной йогической системы. В янтра-йоге также есть предварительные практики, являющиеся основой данной системы. Сутью этих предварительных практик является разработка 5 членов тела (рук, ног и головы), на санскрите называемая «матана». Совершая простирания, человек, по сути, делает «матану». Когда каналы выпрямлены, тогда энергия циркулирует беспрепятственно, а «тигле» расслаблены и соответственно сознание умиротворено.
Ум стабилен, спокоен и ясен. Цель шаматхи – стабильность и спокойствие Ума, а ясность ума – это Випашьяна. Что вместе являются основными средствами на пути Сутры.
Тантра делится на стадию порождения божества и стадию завершения. Сутью Тантрических практик является опять же стабильность, спокойствие и ясность Ума. При достижении спокойствия проявляются божества визуализации, при достижении стабильности визуализируемые объекты стабильны. При достижении ясности Ума мы чётко видим в деталях каждое божество. Например, Ямандагу мы будем видеть детально: каждую руку, каждую ногу, атрибуты и т.д. Пути Сутры и Тантры различаются, однако, плод один. Можно сказать, что и там и там необходим контроль Ума. Обуздание, приручение Ума возможно лишь при Спокойствии, Стабильности и Ясности. Работать над этим гораздо сложнее, чем делать физические упражнения, поэтому простирания являются самым лучшим способом, чтобы достичь контроля над Умом или подготовиться к практикам в достижении Спокойствия, Стабильности и Ясности. Все проблемы не только в буддийских практиках, но и в жизни проистекают из необузданности Ума. Ведь все людские проблемы берут начало в бесконтрольности желаний, гнева и т.д. При большом количестве исполнения простираний могут возникнуть проблемы с поясницей и коленями. В этом случае не надо переусердствовать, надо быть осмотрительнее. Если нет проблем, значит можно делать много. К примеру, лама Цонкапа совершил несколько миллионов простираний. В Лхасе до сих пор хранится камень, на котором он простирался, от чего камень истёрся, и остались следы. И это результат не магических, сверхъестественных проявлений, а следствие физических действий. Все великие ламы прошлого и настоящего занимались простираниями очень серьёзно и делали их в огромных количествах. Это мощная практика в обуздании Ума, в очищении негативной кармы и в приобретении множества благих заслуг. Как и во всех буддийских практиках, здесь большое значение имеет мотивация. Очень важно во время простираний держать священный объект (Будда, субурган и т.д.) в Уме и начитывать мантру полушёпотом или про себя. Тогда все три составляющие Человека (Тело, Речь и Ум) будут едины, что позволит совершать одну из самых эффективных духовных практик. Простирания являются самым сильным средством очищения грехов, совершённых нашим телом. Вторым по эффективности является обход посолонь вокруг дуганов, субурганов. Также это лучшее средство для уменьшения гордыни. Чем больше в человеке гордыни, тем меньше благословения от Будд и бодисатв он получает.
С медицинской точки зрения, благодаря простираниям улучшается кровообращение, а это уменьшает различные боли, улучшает метаболизм. Через пот из организма уходят токсины, улучшается обмен веществ. По причинам смертности на первом месте стоят сердечно-сосудистые заболевания. Такие, например, как инфаркт, инсульт и т.д. Данное упражнение улучшает циркуляцию кровотока, укрепляет сердечную мышцу и сосуды. Что в свою очередь уменьшает риск появления данных заболеваний. Одной из причин этих заболеваний является малоподвижный образ жизни. Особенно у людей старше 40 лет риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний возрастает многократно. Поэтому простирания и обходы являются очень хорошим профилактическим средством в предупреждении этих болезней. На втором месте по смертности стоят онкологические заболевания – рак. Одной из причин рака является малоподвижный образ жизни. Ежедневные простирания устраняют эту причину. Далай лама XIV, к примеру, каждый день делает 108 простираний и много обходов. Из-за малоподвижного образа жизни появляются различные опухоли. Много людей из-за незнания и лени, будучи буддистами, отказываются от простираний и обходов, из-за чего впоследствии пополняют армию больных людей. Малоподвижный образ жизни способствует накоплению Слизи, а это ведёт к переизбытку веса. Простирания и обходы уничтожают Слизь, сжигают жир, уменьшают холестерин и укрепляют иммунитет. Являясь физическими упражнениями, улучшают метаболический огонь, что многократно помогает переваривать пищу. Поэтому является очень эффективным средством в профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта. При обходе нагрузка меньше, чем при простираниях, поэтому надо подходить индивидуально к количеству повторов. При совершении данных практик очень эффективной для очищения кармы является визуализация всех живых существ, которые делают их с вами вместе. Особенно тех существ, с которыми есть кармическая связь. От такой визуализации благословение Будд увеличивается многократно, соответственно карма очищается сильнее. Во всех буддийских традициях Сакья, Нигма, Кагью и Гелук есть предварительные практики, в которые входят 100.000 простираний. Очень полезно ежедневно делать простирания по 21, 50 или 108 раз. При болезнях, при высоком артериальном давлении нужно быть осторожным, можно ограничиться 7 простираниями.
Для больных другими болезнями рекомендуются простирания и обходы. Можно и небуддистам это делать, беря во внимание только лечебный эффект, ведь работают все основные группы мышц.
Простирания можно делать на оструганных досках или на паласе, предварительно подложив под колени что-нибудь мягкое, например, пуфик. Нужно ноги, носки держать вместе и пальцы рук тоже. Сложенные по-буддистски в форме нераскрывшегося лотоса ладони прикладываются к макушке, затем к подбородку и к сердцу. Затем, наклонившись, кладут ладони на доску или палас, опускаются на колени и ложатся, касаясь лбом доски, вытягивают руки вперёд и приподнимают ладони вверх или же поднимают их над головой, согнув в локтях. Затем встают в обратной последовательности, при этом последними от доски отрываются ладони. Нужно следить, чтобы пальцы и носки всегда были сомкнутыми, а руки двигались симметрично, параллельно.
Буддийские простирания и обходы являются мощной духовной практикой и в то же время доступным хорошим средством для сохранения, укрепления здоровья. При достаточном количестве повторов можно излечить множество болезней.
В статье использован материал из лекции тибетского врача Н. Ченакцана.
Олег Намжилов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий