ВОПРОС:Откуда в Католической Церкви появилась практика индульгенций?
ОТВЕТ: Согласно Катехизису Католической Церкви, индульгенция - это отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена в Таинстве Исповеди. Грех влечет за собой двойное последствие. Тяжкий грех лишает нас общения с Богом и тем самым закрывает доступ к вечной жизни: это «вечная кара за грех». С другой стороны, любой грех, даже малый, ведет к неупорядоченной привязанности к творениям, и от этой привязанности необходимо очиститься либо на земле, либо после смерти, в состоянии, называемом Чистилищем. Это очищение освобождает от того, что называется «временной карой» за грех. Обе эти кары не должны пониматься как месть Бога, поражающая извне; ибо они вытекают из самой природы греха. Обращение, порожденное горячей любовью, может привести к полному очищению грешника, так что ему не придется уже претерпеть никакой кары.
Индульгенция дается Церковью, которая имеет от Иисуса Христа власть связывать и разрешать. Тем самым она действует во благо христианина и открывает перед ним сокровище заслуг Христа и святых, чтобы верующий получил от милосердного Отца отпущение временной кары за грехи.
Практика индульгенций в зачаточном состоянии существовала уже в первые времена жизни Церкви. Для примирения с Церковью кающимся верным, впавшим в ересь, предписывалось паломничество ко гробницам мучеников. Церковь всегда имела убеждение, что, подобно заслугам Христа, плоды которых изливаются на всех верных, заслуги святых также являются сокровищем для всех, в силу общения святых, которое мы исповедуем в Символе веры.
Прежде всего начиная с XI века, когда на кающихся налагались различные епитимьи в зависимости от тяжести греха (эти епитимьи могли быть продолжительными – от месяца до всей жизни) – появилась практика смягчать покаяние посредством совершения каких-либо действий, например, паломничества к святыням или участия в Крестовых походах для освобождения святых мест. Такое понимание индульгенции как снисхождения – отпущения временной кары за грех – можно увидеть на священных образках той эпохи.
Учение об индульгенциях основано на двух элементах: во-первых, на том, что заслуги Христа бесконечны, и вместе с заслугами святых они могут излиться на всех, кто расположен к ним приобщиться. Это убеждение основано на вере, что Христос дал Своей Церкви всякую власть в том, что касается вечного спасения людей.
Индульгенция может быть получена не только для себя, но и для усопших, для отпущения их временной кары в Чистилище. Таким образом мы призваны участвовать в спасительном деянии Иисуса Христа, взявшего на Себя вину за наши грехи. Все мы через наше личное участие в Страстях Христовых содействуем нашему благу и благу всей Церкви. Об этом святой апостол Павел писал в Послании к Колоссянам (1,24): «Страдая в земной жизни, я восполняю недостающую меру страданий последних времен ради прихода Помазанника, Христа. Я страдаю ради Его Тела, а это – Церковь».
Особого упоминания в истории практики индульгенций заслуживает «Праздник прощения», отмечаемый каждый год в Ассизи в первых числах августа. Речь идет об «Индульгенции Порциункулы» - полной индульгенции, о которой попросил святой Франциск у Папы для всех, кто посетит церковь Порциункулу 2 августа.
Вот как звучит эта история в «Грамоте Теобальда», епископа Ассизского: «Ночью Года Господня 1216 в церквушке Порциункула Франциск был погружен в молитву и в созерцание, как вдруг неожиданно по церкви разлился ярчайший свет. Франциск увидел над престолом Христа, облеченного в свет, а у Его десницы Его Пресвятую Матерь. Они были окружены множеством Ангелов. Франциск безмолвно поклонился в землю своему Господу. Они спросили у него, чего он желает для спасения душ. Франциск незамедлительно ответил: «Отче Пресвятой, хоть я убогий грешник, прошу Тебя: даруй каждому, кто раскаялся, исповедался и пришел в эту церковь, щедрое и великое прощение, чтобы полностью была отпущена вся их вина». «Брат Франциск, то, о чем ты просишь, - великое дело, - сказал ему Господь. – Но ты достоин самого большего, и самого большего получишь. Итак, Я принимаю твою просьбу, но при условии, что ты попросишь у Моего викария на земле, от имени Моего, об этой индульгенции».
Франциск незамедлительно предстал перед Папой Гонорием III, который в то время пребывал в Перудже, и чистосердечно поведал ему о своем видении. Папа выслушал его со вниманием и после некоторых колебаний дал своё одобрение».
В дальнейшем эта индульгенция была распространена на всех, кто в период от полудня 1 августа до конца 2 августа посетит какую-нибудь приходскую церковь, францисканскую церковь или какую-либо другую церковь, имеющую такую привилегию.
Условия получения индульгенции – это Исповедь, Причастие, молитва о нуждах Святейшего Отца и исповедание веры. Для получения индульгенции к Исповеди можно приступить в период от пятнадцати дней до Праздника Прощения и в течение пятнадцати дней после него.
Еще одно обязательное условие для получения общей индульгенции – это, помимо Таинства Исповеди, полная отчужденность от смертного и от обыденного греха. Если в душе есть привязанность, расположенность к какому-либо греху, то отсутствует главное условие для получения индульгенции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий