пятница, 9 ноября 2012 г.

Как избавиться от стыда

Кто-то не смог решить простую задачу или сказал глупость перед всеми коллегами, кого-то мама застала за занятием онанизмом, кто-то стесняется своего телосложения или того, что он в 25 ещё девственник. Все эти случаи могут очень тяжело переживаться человеком. Обликов у стыда очень много. Что такое стыд и как его ослабить?

Стыд выполняет определённые функции. Он поддерживает отношения между людьми, позволяет обществу (прежде всего нашим близким) управлять нами, пока мы ещё дети и не понимаем ничего в этой сложной культурной жизни. Представь человека, который не испытывает стыд. Он навалит у тебя в гостиной и даже не покраснеет. Он просто не сможет жить в обществе. Так что стыд – это не так уж плохо. Но взрослый человек руководствуется в своих поступках, прежде всего, не стыдом, а разумными соображениями. И, если он хочет жить счастливо, ему нужно изжить не сам стыд, а стыдливость (её ещё можно назвать комплексом неполноценности, это одно и то же) – привычку избыточно испытывать эту эмоцию, ставшую чертой характера.

Это ролик о стыде и комплексе неполноценности, выложенный на Youtube:



Что такое стыд

Распространённая, но неточная точка зрения состоит в том, что человек стыдится поведения, которое, как он думает, порицается окружающими. Вполне может случиться, что человек отрицает групповые ценности, ведёт уединённую жизнь, но всё равно способен испытывать стыд. Кроме того, в сходных ситуациях, в одном и том же коллективе разные люди могут испытывать стыд в разной степени. Т.е. мнение окружающих людей влияет на то, относительно чего мы можем испытать стыд. Но это влияние не прямое, а опосредованное Я-концепцией. Она представляет собой набор тех качеств, которые человек себе приписывает. Я умный, сильный, успешный с женщинами, компетентный в своей профессии и т.д. Соответственно, если я где-то проявил себя глупым, слабым, скучным и непривлекательным для девушек, если я не смог ответить на свой профессиональный вопрос, мне будет стыдно.

Стыд вырабатывается тремя умственными операциями:

сначала я строю свою Я-концепцию, иными словами, ожидания о том, как я должен себя вести;
потом наблюдаю своё реальное поведение;
и сравниваю их.
Если моё поведение соответствует Я-концепции, это наполняет меня чувством спокойствия и гармонии с самим собой. Если я себя вёл хуже, чем должен был, мне становится стыдно. Обычно человек ведёт себя в соответствии со своей Я-концепцией, сравнение в его пользу. Но всегда вести себя так он не может – где-то обязательно облажается. Стыд вырабатывается именно таким вот непривычным результатом сравнения.

Как ослабить стыд

Стыдливость – это умственная привычка. Из умственных операций, приводящих к стыду,осознаётся только наблюдение, остальные совершаются привычно и потому не осознаются нами. Допустим, человек плохо выступил с докладом, и мы ему скажем: проанализируй свой стыд. О чём он будет думать? Он будет вспоминать то, что он наблюдал, он это сознаёт. Вспомнит, как он путался в фактах при ответах на вопросы тех двух человек, которые его хоть как-то слушали. И опять испытает стыд. Вряд ли он станет анализировать свои ожидания от самого себя и, тем более, операцию сравнения. Но сделать это нужно.

Для избавления от стыда нужно знать, какими умственными операциями стыд порождается. Тогда можно научиться контролировать ход их выполнения и, таким образом, уменьшить стыд или избавиться от него. Это достигается в результате выполнения определённых упражнений, которые представляют собой ответы на вопросы.

Операция построения ожиданий

Мысль управляется вопросом. Поэтому мы должны знать, какие вопросы задавать себе при анализе каждой умственной операции. Ошибка в выполнении каждой из них может привести к стыду. Начнём с операции построения ожиданий о собственном поведении. Именно ошибочные, нереалистичные ожидания о своём поведении и нереалистичные представления о своих способностях чаще всего являются причиной стыда.

Самый главный вопрос: «Как я должен был вести себя (каким я должен быть), чтобы мне сейчас не было стыдно?». Ответом на вопрос должно быть описание конкретного поведения, черты. Например, я должен был знать ответ на вопрос клиента, а я его не знал. Далее надо подумать, откуда взялись черты моей Я-концепции (обычно они берутся из общественных стереотипов, семейных традиций, гласных или подразумеваемых соглашений и т.д.). Но так как мои ожидания не подкрепились жизнью, мои представления о себе нереалистичны. Нужно убедиться в нереалистичности моей Я-концепции с помощью уточняющих вопросов: «Мог ли я себя так вести, как ожидалось? Вёл ли я себя так раньше? Буду ли я себя так вести?». Когда ответы на эти вопросы получены, нужно спросить себя: «Могу ли я исправить Я-концепцию в сторону большей реалистичности и что мешает мне совершить такую поправку?».

Операция сравнения

Это самая неосознаваемая операция, но чувство стыда можно ослабить, если пересмотреть то, как она совершается. Если её не совершать вообще, то и стыда не будет. Это выглядит так: ты имеешь определённые представления о том, как ты должен был себя вести в какой-то ситуации, но относишься к себе снисходительно и всепрощающе, как бы ты себя ни вёл реально.

Давай подумаем, как эту операцию сравнения можно назвать по-другому. Реальное поведение сравнивается с идеальным эталоном – это же суд. Операция сравнения реального с идеальным, суд над реальностью входит и в другие эмоции – обиду, вину. Только в обиде мы судим других за отклонение от своих ожиданий, а в стыде – себя. Кстати, когда я поработал с ослаблением обидчивости, со стыдом мне было уже проще – именно из-за схожести умственных операций, которые их порождают.

Для ослабления стыда человек должен научиться быть ни хорошим, ни плохим, признать своё несовершенство, отказаться быть себе строгим судьёй.

Как правильно заниматься

Проблема в работе со стыдом и с эмоциями вообще заключается в лени. Я уже сказал, что эмоции порождаются неосознанными, привычными умственными действиями. Привычки быстро не уходят, а новые, саногенные, быстро не образуются – это долгая методичная работа. Но человек скорее потратит кучу времени на чтение статей о «развлекательной психологии», чем вспомнит 10 – 20 ситуаций, в которых испытал стыд и проанализирует их. Эффект будет заметен уже через 5 – 10 занятий, если всё делать правильно. В результате нескольких повторений одних и тех же действий по ослаблению стыда (ответов на вопросы) образовываются новые умственные привычки, любой новый стыд уже не будет переживаться слишком остро и долго. Работа ведётся только с конкретными ситуациями. Никаких там: «Вадим, понимаешь, я ни на что не способен, что мне делать?». Так опиши, на что неспособен, в каких ситуациях, как это проявлялось. Вспомни штук 10 таких случаев и тогда можно начинать работать.

Относись к этой работе, как к спортивным тренировкам. Ты же не можешь научиться играть в теннис за одно занятие. Почему? Потому что нужно выработать новые привычки. А здесь то же самое, только привычки умственного рода. Но человек лучше найдёт какую-нибудь методику, которая ему обещает, во-первых, спасение от всех проблем одним махом, а во-вторых, отсутствие усилий. Я могу много раз это повторять: надо тренироваться, просто прочтение этой статьи, как и всех других статей о стыде, ничего тебе не даст.

Важное правило. Заниматься следует после того, как ты привел(-а) себя в состояние мира, спокойствия, благополучия. Нужно подождать, когда эмоция на время утихнет, расслабиться, подумать о чём-то хорошем. И только потом анализировать свои случаи стыда. Желательно не браться сразу за тяжёлые, расположить их в порядке сложности, серьёзности. Сначала то, где ты испытал(-а) лёгкий стыд, стеснение. В самом конце то, от чего ты хотел(-а) провалиться сквозь землю. Я занимался стыдом уже после обиды, поэтому мне было легче, и я сразу взял случай похуже. Мы с начальником уходили из офиса, но вернулись туда что-то проверить. Я вошёл, а он остался на коридоре. И тут у меня зазвонил телефон. Я не стал поднимать, вышел из кабинета, а он кому-то звонит, но не говорит, ждёт ответа. Тогда я говорю ему: «Это Вы мне звоните?». Представляешь? Я, конечно, сразу понял (ну, почти сразу), что сморозил невероятную глупость. Тебе смешно, а я хотел куда-нибудь исчезнуть. Вот с этого я и начал свои размышления о стыде.

На этой весёлой ноте хотелось бы откланяться. Мы ещё вернёмся к этой теме – она очень интересна для меня и, думаю, для моих читателей. Чтобы ничего не пропустить, подписывайся на новости сайта с помощью RSS или e-mail. И я жду комментариев. Пока.

http://livelogos.net/udovolstvie-stradanie/kak-izbavitsya-ot-styda/

P.S. А вот видео лекции Юрия Михайловича Орлова о стыде:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака на наш сайт! Исчезли все иллюстрации. Но главное ведь это - текстовый контент ;). Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by on our site! All illustrations are gone. But the main thing is text content ;). So we will win!

* "Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.),
* "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"),
* "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20);
* "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е);
* "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха);
* "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази);
*"- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* У каждого человека свои звезды" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* "
Мир состоит из звёзд и из людей" (
Эмиль Верхарн);
* "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек);
* "Я искра в бесконечности светил. Я сделаюсь звездой. Я знаю, кто я есть, куда иду – я знаю" (Хосе Лопес Портильо, «Пирамида Кетцалькоатля»);
* "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Личностный консалтинг - новое направление консалтинга, связанное с индивидуальным консультированием по проблемам взаимоотношений между людьми, организации индивидуального ритма и темпа жизни, формирования жизненной позиции. В отличие от психологических консультаций, направленных на решение психологических проблем личности, личностный консалтинг ставит своей целью создание стратегий личностного развития, отстройки сознания и мировоззрения, усовершенствования системы отношений.