Уже Иустин Философ говорил об этом:
«Что такое человек, как не животное разумное, состоящее из души и тела? Разве душа сама по себе есть человек? Нет – она душа человека. А тело разве может быть названо человеком? Нет – оно называется телом человека… Если Бог человека призвал к жизни и воскресению, то он призвал не часть, но душу и тело» (Св. Иустин, Философ и Мученик. М., 1995. С. 546).
Вслед за ним Ириней Лионский настаивает на неразрывной связи души с телом:
«Душа не прежде, чем тело в его сущности, ни тело в своем образовании не прежде, чем душа, но оба происходят зараз» (Св. Ириней Лионский. Творения. М., 1996. С. 546).
"Человек, а не часть человека создается по образу и подобию Божию. Душа же и дух могут быть частью человека, но никак не человеком; совершенный человек есть соединение и союз души, получающей Духа Божия, с плотью, которая создана по образу Божию... Совершенны те, которые имеют и Духа Божия, в себе пребывающего, и души и тела свои сохраняют беспорочными... Смерть относится к плоти, которая по исшествии из нее души, делается без дыхания и жизни и мало-помалу обращается в землю, из которой взята. Итак, она смертна, и о ней Апостол говорит: "оживит наши смертные тела" (1Кор.15:42". Там же. С. 455-458).
Резко порывая с оригеновской идеей о «предсуществовании душ», Григорий Нисский высказывает ключевую для нашей концепции мысль:
«Ни душа не происходит без тела, ни тело без души, но одно у обоих начало. Человек не слагается из двух, но по силе рождения сразу происходит и по душе и по телу… Все производится силою, сокрытою в семени; также и душа есть в семени, но неприметно… Признаем невозможным, чтобы душа приноравливала себе чужие жилища» (Цит. по: Г.В. Флоровский. Восточные отцы IV века. М.,1992. С. 161).
Максим Исповедник подхватывает эту мысль в такой формулировке:
«Человек никогда не был бесплотным… Человек не есть душа, заключенная в тело, но слагается из души и тела. Душа возникает и рождается вместе с телом» (Цит. по: Г.В. Флоровский. Византийские отцы V-VIII вв. М., 1992. С. 208).
Св. Григорий Палама утверждал, что человек по своей природе (именно в силу своей телесности) подобен Богу в большей степени, чем ангелы:
«В нашей душе есть властвующая и управляющая часть и другая – подчиненная и повинующаяся, как-то: желание, стремление, ощущение и все другое, стоящее ниже ума, что Бог подчинил уму; и когда мы руководимся влечением к греху, мы не только восстаем против Бога – пантократора (Вседержителя), но и против по природе нам присущего автократора (самообладания). В силу этого начала власти в нас Бог дал нам господство над всей землей. Ангелы же не имеют тела, соединенного с духом и подчиненного духу; поэтому они и не властвуют, а лишь исполняют волю Бога» (Цит. по: Б.П. Вышеславцев. Этика преображенного эроса. М., 1994. С.288).
Тело не есть вещество и не есть энергия. Тело есть СТРУКТУРА, через которую протекают вещество и энергия. Память об этой структуре сохраняет душа, ИЗ ЭТОЙ ДУШИ Бог восстанавливает (воскрешает) индивидуальное тело каждого человека. Ни тело, ни душа в отдельности не есть человек, но только совокупность души и тела есть человек. Как говорит об Иисусе Христе Халкидонский Догмат, "человек из души разумной и тела".
Что касается "духа", то четко различаются дух как высшая часть души и Божественный Дух. "Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии" (Рим.8:16). То-есть нетварный Божественный Дух свидетельствует нашему тварному духу!
Серафим Саровский учит об этом так:
"Вот, например, многие толкуют, что когда в Библии говорится, что вдуну Бог дыхание жизни в лице Адама, первозданного и созданного Им из персти, то будто бы это значило, что в Адаме до того не было души и ДУХА человеческих, как Церковь Святая воспевает: «дуси и души праведных восхвалят Тя, Господи», а была будто бы лишь только плоть одна, из персти земной созданная, а душу и дух человеческий вдунул, дескать, тогда Господь Бог в лице Адама и через это вдуновение вдунуто дыхание жизни!
Но это неосновательно и неверно утверждается, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как святой апостол Павел утверждает: да будет всесовершен ваш дух и душа и тело в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (ср.: 1 Сол. 5, 23).
И все сии три части нашего естества созданы были от ПЕРСТИ ЗЕМНОЙ, и Адам не мертвым был создан, но действующим живым существом, подобно другим живущим на земле Божиим одушевленным созданиям. Но вот в чем сила, что если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его дыхания жизни, то есть благодати Господа Духа Святого, от Отца исходящего и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как ни совершенно превосходил всех прочих Божиих созданий, как венец творений Божиих на земле, но все-таки пребыл бы неимущим внутрь себя Духа Святого, в богоподобное возводящего его достоинство, и был бы подобен всем прочим созданным, хоть и плоть, и душу, и ДУХ свой каждому по роду их принадлежащие имеющим, но Духа Святого внутрь себя неимущим".
Впрочем, иногда говорится и о "человеческом", то-есть тварном духе - как о высшей части души. О тварном человеческого духе свидетельствует пророк: «Господь, распростёрший небо, основавший землю и ОБРАЗОВАВШИЙ ДУХ ЧЕЛОВЕКА внутри его…» (Зах.12:1). При этом четко различаются дух как высшая часть души и Божественный Дух, "входящий" в человека. "Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии" (Рим.8:16). То-есть нетварный Божественный Дух свидетельствует нашему тварному духу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий