Изображенная в виде ведьмы под покрывалом или старой старухи, с одним глазом и смертельно бледной кожей, она, как говорят, имеет кривоногую прыгающую походку, шагая по горам и обладая способностью формировать и преобразовывать ландшафты, когда камни падают с ее собранного фартука.
Кайлиах — богиня зимних месяцев, и говорят, что она управляет погодой и ветрами, а также продолжительностью и суровостью зимы. Ее сезон начинается 31 октября, в праздник Самайн, который сегодня мы отмечаем как Хэллоуин.
Она была сложным персонажем, ни добрым, ни злым, заботилась о животных в темные зимние месяцы и была покровительницей волков. Также известно, что она охраняет оленей и питает особую привязанность к черным кошкам, дикому рогатому скоту и козам.
Слово Cailleach происходит от гэльского слова «caillech», что означает «скрытый» ("veiled one"). Это слово является базовым корнем многих других слов, описывающих женщин, например, современного ирландского слова «cailin», означающего «девушка».
Некоторые ученые считают, что «Кайлях» было больше похоже на титул, поскольку это имя ассоциировалось с различными фигурами на протяжении всей истории и мифологии: Дигде (Digde), Милукра (Milucra), Бирог (Biróg. женщина-фея, которая спасла Луга Длиннорукого в младенчестве), Буи (Buí, одна из жен Луга) и Бурах (Burach). Все сказки кельтской мифологии передавались в устной традиции так долго, что трудно распутать паутину историй и имен, данных персонажам, и на разных территориях существует множество версий Кайлиаха.
Иногда ее называют Cailleach feasa («мудрая женщина, гадалка») и Cailleach phiseogach («волшебница, чародейка»), но наиболее известна она как Cailleach Bhéara. Жила Кайлиах, и, по слухам, она до сих пор живет в Полуостров Беара на юге Ирландии. Говорили, что она была оборотнем и могла превращаться в гигантскую птицу - «cailleach-oidhche», «ночная ведьма», на старогэльском языке означает «сова».
Есть история о странствующем монахе и его писце, которые пришли в дом старухи. Он спросил о ее преклонном возрасте, о котором он слышал истории. Она ответила, что не знает, но что каждый год она убивала быка и варила суп из костей — и, возможно, о ее возрасте можно было бы определить по количеству бычьих костей, брошенных на чердаке. Молодой писец поднялся по лестнице и бросил кости одну за другой, чтобы монах мог их пересчитать. Монах как следует сделал пометку на бумаге для каждой кости, и огромная куча костей росла до тех пор, пока у него не кончилась бумага. Он позвал молодого писца, и тот ответил, что не расчистил даже один угол груды костей, настолько велик возраст Кайлиаха.
Другая легенда гласит, что Финтан Мудрый из ста жизней сопровождал внучку Ноя Кессар в Ирландию перед великим библейским потопом. Он думал, что первым ступил на остров, но обнаружил, что там живет Кайлиах, и увидел, что она гораздо старше его. Говорят, что он спросил ее: «Это ты, бабушка, та, которая ела яблоки вначале?», но не получил ответа.
Еще одна история, связывающая ее с оленями, повествует о том, как Кайлиах явилась двум охотникам и указала им на лучшее место для охоты. Они убили огромного оленя и с большим трудом притащили его домой, в дом своего отца, но когда они добрались до коттеджа, олень исчез, и старик отругал их за то, что они не благословили мясо, как велела им Кайлиах, позволив феям украсть его.
В ирландской мифологии у нее было семь девических периодов, она родила детей от многих мужей, прежде чем навсегда состарилась, пережив всех своих мужей и детей. Говорят, что она является предком по материнской линии каждого ирландского племени.
Легенда гласит, что на Имболк, 1 февраля, у Кайлиах заканчиваются запасы зимних дров, и она отправляется собирать еще. Если день погожий и сухой, значит, она сможет собрать больше дров и продлить суровые зимние месяцы, но если пойдет дождь, у нее не будет топлива, и ей придется уступить дорогу весне. Эта традиция пересекла Атлантику и легла в основу так называемого в США "Дня сурка".
1 февраля теперь известен в Ирландии как День Святой Бригитты, поскольку многие языческие или дохристианские праздники сохранили свои даты и к ним присоединились христианские праздники. Бригид или Бриджит — женщина-покровительница Ирландии, но в дохристианские времена Бригид была богиней, которая правила летними месяцами.
Говорят, что 1 мая, в праздник Бельтайн, Кайлиах передает власть Бригид и бросает свой посох под падуб или куст можжевельника, и он превращается в камень. Говорят, что бесчисленные стоячие камни священны для нее. Говорят, что камень, в который она сама превращается, остается влажным, несмотря на тепло летних месяцев, из-за содержащейся в нем жизненной силы.
Она также была богиней зерна, жизненно важного ресурса, позволяющего пережить зиму, и последний урожай собранного зерна посвящался ей и использовался для начала посева следующего сезона.
Другое суеверие заключалось в том, что молодая женщина, связавшая последний сноп урожая, никогда не выйдет замуж, а будет жить одна, как Кайлиах. Их участь можно было предотвратить, если скормить последний сноп овце.
Кайлих связана с большим количеством мест в гэльскоязычном мире, чем любое другое божество, как в Шотландии, так и в Ирландии. Ее способность формировать ландшафт и горы означает, что ей приписывают многие выдающиеся горные достопримечательности. Согласно легенде, она либо роняла, либо бросала камни из своего фартука, проходя по земле, и они превращались в скальные образования или горы.
Ведьмина голова — это название самой южной точки скал Мохер в графстве Клэр, где скалы образуют необычное скальное образование, напоминающее женскую голову, смотрящую на море.
Легенда гласит, что старая ведьма или морская ведьма Мал (Mal) из Мальбея влюбилась в ирландского героя Кухулина и преследовала его по всей Ирландии. Кухулин ускользнул от нее, перебежав морские скалы, как если бы они были ступеньками, но Мал потеряла равновесие и разбилась о предательские скалы.
Вершина Ведьмы горы (Слиаб на Кайли, Sliabh na Caillí) покрыта остатками большого комплекса камерных пирамид из камней с резными камнями, которые, вероятно, предшествовали монументальным резным камням долины Бойн. С этой местностью связана легенда о Кайлиах, прыгающей с холма на холм, сбрасывающей камни, а упавшие камни образуют пирамиды из камней. Говорят, что она роняла камни на первые три вершины, но упала насмерть, когда прыгнула на четвертую, и, как говорят, была похоронена на склонах холма Патрикстаун. Сегодня посетители могут сесть на Кресло Ведьмы (Hag`s Chair), и говорят, что если загадать желание, сидя на этом бордюре, ведьма его исполнит.
Имя Бои, или Буи (Boí, Buí), иногда ассоциирующееся с Кайлиахом, дало начало названию Ойлеан Баой, острову Дурси (Oileán Baoi, Dursey Island), расположенному на оконечности полуострова Беара, который, как говорили, был ее домом. Ее наследие живет во многих местных местах, например. Данбой (Дун Баой), Баллахбой и Бохарбуи. Это место также претендует на то, чтобы быть местом ее упокоения, и говорят, что окаменелые останки Кайлих Беара возвышаются над заливом Кулах в Айрисе, ожидая возвращения ее мужа, морского бога Мананнана Мак Лира.
Считается, что большой камень, расположенный в заливе Кула, недалеко от Эйрис в графстве Корк, изображает лицо Кайлих, которое превратилось в камень, когда она смотрела на море, тщетно ожидая возвращения к ней своего мужа, Мананнана Мак Лира. Даже сегодня люди, посещающие это место, часто оставляют монеты, безделушки и другие подношения, чтобы умилостивить Кайлих.
Другая легенда, связанная с Ки Кэтрин в графстве Корк, также заканчивается превращением Кайлиха в камень. Кайлиах считала прибытие святой Кейтигерн (Екатерины), проповедовавшей христианство, угрозой своим силам. Однажды ведьма наткнулась на спящую святую и украла ее молитвослов. Калека, живший неподалеку, увидел, что произошло, и закричал, разбудив Святую Кейтигирну. Святая побежала за ней и догнала ее в Ард-на-Кайли, забрала ее молитвенник и превратила ведьму в камень спиной к холму и лицом к морю. Руины церкви и кладбища Ки Екатерины находятся недалеко от скалы Ведьмы Беары.
В «Книге Лекана» (средневековой ирландской рукописи, написанной между 1397 и 1418 годами в Слайго) утверждается, что Кайлих Беара (Cailleach Béara) была главной богиней народа Корку Дуибне из Керри (Corcu Duibne people of Kerry), племени, поселившегося на полуострове Дингл (Dingle). Полуостров сегодня известен как Корка Дуибне по-ирландски. Неподалеку, в горном хребте Макгилликадди-Рикс, находится Хагс-Глен (Hag’s Glen), долина длиной 4 км, окруженная величественным горным хребтом, на котором находится самая высокая вершина страны — Карраунтухилл (Carrauntoohill, 1040 м). Местная легенда рассказывает о трех ведьмах, живущих в Керри, и после того, как одна из них умерла, вспыхнула драка из-за гребня для волос, который поделили между собой двое оставшихся.
Ведьма из Коррана Туатала (Каррантухил; Corrán Túathal > Carrauntoohil) погрузилась насмерть в озеро, известное как Озеро Хага, и говорят, что ее следы и следы младенца, которого она кормила грудью, отпечатались на скале, известной как Каррайг-на-Лати (Carraig na Lathí).
Комментариев нет:
Отправить комментарий