Гудеа - правитель (энси) шумерского города-государства Лагаш, правил приблизительно в 2142 — 2122 годах до н. э., из II династии Лагаша.
Дьяконов не любил Гудеа и даже называл его реакционером. Это потому, что Дьяконов не любил религию как таковую и терпеть не мог религиозное сознание.
А Гудеа демонстрирует такую степень религиозного экстаза, которая была в бронзовом веке невиданной. И весь свой экстаз к тому же описывает как движение энергий и свечений. Его надписи - первые без дураков религиозные тексты Ближнего Востока, где просто посылаются очень далеко всякие политические и экономические проблемы, а на первый план впервые выводятся проблемы Духа: как достичь единения с божеством, как понять, что говорит божество, как вобрать в себя силы и энергии божественной воли, как узреть Логос и с помощью Логоса воплотить то, что сущее только в потенции.
Ни один староегипетский текст, включая Тексты Пирамид, не занимается этими проблемами. Здесь какая-то предельная концентрация на духовном. И ради этой концентрации Гудеа решительно порывает со всеми саргоновскими культами и покровителями типа Илабы или Нергала. Он ничего не ждет от божеств Подземного мира и даже не упоминает их. Исток его веры - водная бездна Абзу и голубые небеса.
И с этим антимарксистским Гудеа ничего не могли поделать все историки древнего Востока, как советские, так и американские, потому что Гудеа не хочет говорить с ними о рабовладении или о свойствах власти. Вот не вписывается Гудеа ни в одну схему того, "как было на самом деле". Потому что он видит иной мир, иное движение верха и низа в нем, поклоняется звездам равноденствий и солнцестояний и строит храм по образу и подобию явившегося ему Слова.
Gu3-de-a = nabi'um. Первый пророк, который подробно описал сам процесс откровения и его результат как в сознании, так и в бытии.
Тексты Гудеа все-таки удивительные. В них есть не только явление Логоса во сне, но и принцип "познай самого себя". Когда храм Энинну был построен и освящен, Гудеа ne-te-ni mu-zu "самость свою познал". Однако еще интереснее, что "самость" в шумерском передается либо как ni2-te "приближение (к своему) телу", либо как me-te "приближение (к своим) МЕ". Познающий себя приближается к собственным силам и возможностям, к потенциалу, заложенному в нем, если ему удается реализовать желаемое. В этом случае также говорят "все необходимое сделал явным".
Цилиндры Гудеа (22 век) - первый в истории человечества логосный текст. Причем он показывает, что откровение, Слово Божье подобно штандарту с тотемным изображением является царю в виде храма после совершенного гадания.
Для Гудеа слово Нингирсу, словно штандарт, воздвигнуто.
В ликующем сердце строителя храма,
Прекрасное знаменье получившего,
Радость установилась.
В козленка он проник – козленок его прекрасен!
В свежую воду зерно погрузил – вид его правилен!
Гудеа лег,
Во сне Слово ему явилось:
Построенный храм его царя,
Небеса от Земли отделяющий,
Взору его предстал.
Комментариев нет:
Отправить комментарий