Принятая у нас семичкаровая система и привычные всем цвета чакр были придуманы европейцами 100 лет назад. В Ведах, Упанишадах и других древних текстах о них не говорится ни слова. Когда же на самом деле появилось это понятие, и что оно означает, рассказал нашему порталу индолог, специалист по тантрическим текстам и практикам, переводчик санскрита Андрей Игнатьев.
Всё начинается с истории, и каждое понятие или термин имеет свои истоки. Чакры – часть индийского мистицизма и философии. Как давно они известны? В каких источниках о них говорится и насколько древнее само это понятие?
АИ: Да, вы правы, любое явление надо рассматривать в его развитии, потому что ни одна концепция не возникает в готовом виде. И чакры — не исключение.
Самыми ранними текстами, где встречаются упоминания о чакрах, являются, во-первых, «Йога-сутры» Патанджали, которые датируются примерно II веком до нашей эры — IV веком нашей эры. И, во-вторых, это комментарий Вьясы к «Йога-сутры», приблизительно IV век нашей эры.
В самих Йога-сутрах (Глава 3, стих 29) упоминается только одна чакра, а вернее то место в теле человека, которое можно соотнести с будущими чакрами. Это пупочная чакра или набхичакра.
Здесь говорится, что благодаря саньяме на пупочной чакре появляется знание строения тела. Саньяма — это общее название трёх последних членов восьмичленной йоги (дхарана, дхьяна и самадхи).
Я думаю, что речь здесь идет не о чакре в том значении, которое этот термин получит позже, а имеется ввиду просто окружность пупка. Так это слово переводит словарь Монье-Вильямса — круглый пупок. Тем более что индийцы как раз ценили такой пупок, и поэты воспевали круглый глубокий пупок у женщин.
Далее, в комментарии Вьясы (на стих 3.1), встречается упоминание о местах, которые можно отождествить с более поздними чакрами. Это:
Лотос сердца — анахата
Лучезарный центр в голове — аджна
Кончик носа (в списках более поздних чакр не фигурирует).
Обратим внимание, что эти места используются только для мысленного сосредоточения, для концентрации. Они не несут никакого антуража, никаких атрибутов, которые столь характерны для более позднего описания чакр. И также они не связаны с кундалини, как в постклассической йоге.
В ранних источниках, чакры — это места для мысленного сосредоточения, концентрации, и не более того.
Предложу даже такой термин — проточакры, т.е. места, которые потом использовались для создания всем известной системы чакр.
Но почему именно эти места? Как я думаю, это слово, изначально обозначающее окружность пупка, позднее распространилось и на все остальные места чакр и стало их наименованием.
Что касается того, почему эти точки были выбраны для концентрации, то, во-первых, сам по себе пупок привлекает внимание.
Вообще, живот в архаичных представлениях — это обиталище жизненной силы. Даже у нас в старославянском языке живот означает жизнь. Можно вспомнить и обычай самураев совершать самоубийство путем вспарывания живота. То есть жизнь покидает человека через живот.
Сердце в архаичных представлениях — также важный орган, который ассоциируется с душой, и вообще считается самым священным органом человека. Аналогично и с головой. Ну а кончик носа, если вспомнить уже более позднюю йогу, это удобное место для концентрации при медитации. При этом кончик носа в устоявшийся список чакр не попадает.
В более поздних текстах чакры упоминаются просто в бесчисленном количестве. Но наибольшего расцвета представления, связанные с чакрами достигают уже в позднесредневековых текстах. Здесь можно назвать такие тексты как Шатчакра-нирупана (XVI в). Это фрагмент текста Шри Таттва Чинтамани автора Свами Пурнананда. Затем это Шива-самхита (XVII в), потом Гхеранда Самхита и Хатха-йога-парадипика. Все это относится к позднему Средневековью, насколько это понятие приложимо к Индии.
Обращу внимание, что ни в ведах, ни в Махабхарате, ни о каких чакрах не говорится. Всё это концепции более поздних времен.
Еще хочу выделить такой момент, что концепции о чакрах всегда носили очень элитарный характер, были уделом небольшого числа мистиков и аскетов. Подавляющее большинство индийцев никакого представления о чакрах не имели. Более того, даже многим духовным направлением эти представления были совершенно чужды. Их гуру ничего о чакрах не говорили. Для примера приведу всем известное Международное общество сознания Кришны. Ни это общество, ни древние кришнаиты чакрами не занимались, и в их вероучении и практиках чакры никакой роли не играли.
А вообще, что такое чакра? Как переводится это слово с санскрита?
АИ: «Чакра» буквально переводится как диск или колесо, имеет и другие значения. Чакра может обозначать оружие, метательный диск, один из атрибутов бога Вишну. Во-вторых, чакрой может именоваться янтра. Шри чакра или Шри янтра — это самая священная янтра в южноиндийской тантрической традиции Шривидья. Наконец, чакрой также именуются групповые ритуалы тантриков, участники которых садятся по кругу, отсюда и название.
С точки зрения науки, слово «чакра» является основой особой глагольной формы, интенсива, которая обозначает очень напряженное, интенсивное действие. Оно происходит от корня «кар» или «кри» — делать, творить (сравним в create в английском языке). Однако, существуют и традиционные варианты истолкования этого термина. Например, известный индийский философ Абхинавагупта (X-XI вв) в сочинении Тантралока предложил свою этимологию этого термина. Он выводит слово чакра от корней «кас» — расширяться, цвести, «чак» — быть удовлетворенным и «крит» — разрушать.
Есть и другие, традиционные, этимологии этого слова. Например, в тексте Нирукта чакра выводится из корней «крам» — шагать, и «чар» — двигаться.
Однако, как я уже сказал, по моему мнению, то слово, которое мы сейчас подразумеваем под чакрой произошло от окружности пупка. И впоследствии распространилось на все подобные места, служившие йогам для мысленного сосредоточения.
Также я бы хотел обратить внимание, что мы привыкли к самому этому слову — чакра. А в текстах, собственно говоря, у этого слова есть и синонимы.
То, что мы привыкли называть чакрой, также называют адхара (или основа), стхана (место), падма (лотос).
Синонимы есть и у отдельных чакр, и не всегда употребляются их привычные нам названия. Муладхара, например, именуется пхуми-чакрой, брахмападмой, чатурдалой или мулакандой. А свадхистана — бхимой, шатпатрой, вари, адхистханой.
Европейцам же привычна какая-то более унифицированная схема, где все названия едины, где всё понятно. Но индийские тексты очень вариативны, в том числе и в плане наименований. И слово чакра встречается в них не чаще, чем слово падма или адхара.
Чакры – термин, пришедший из индийской традиции. Но это понятие широко распространено и в описании различных тибетских буддийских практик. И там это понятие несколько отличается от индийского. Каково Ваше мнение по этому поводу?
АИ: Да, в практиках буддизма чакры также играют определенную роль. И тут необходимо сделать очень важное замечание.
Мы привыкли считать, что чакр всего семь. Но на самом-то деле в текстах индуизма и буддизма называется самое разное их количество. Что касается числа семь, то автором этого концепта является теософ Чарльз Ледбитер, англичанин, который придумал его только в начале XX века.
В подлинных же источниках индуизма называется обычно шесть чакр плюс седьмая сахасрара, которая как бы выносится за скобки. И это только один из вариантов.
Откуда тогда Ледбитер взял семь чакр? Дело в том, что в теософии Елены Блаватской, учеником которой он являлся, особое значение всегда придавалось числу семь. И теософы пытались подогнать под это число вообще все восточные понятия, с которыми они сталкивались. Отсюда и всякие идеи семи рас, семи тел человека и так далее. Чего ни в одном тексте буддизма и индуизма вообще не встречается. То есть это всё выдумки Блаватской и её последователей.
На самом же деле в источниках мы видим самые разные варианты с упоминанием их численности. Сначала обратимся к буддизму. Здесь признается либо четыре чакры, либо пять.
Четыре чакры человека находятся в:
макушке головы
горле
сердце
пупке
Если же фигурирует пять чакр, то пятая чакра относится к области гениталий.
Кстати, мне приходилось сталкиваться с мнением, что буддисты уделяют особое внимание именно четырем чакрам якобы потому, что эти практики фигурировали среди монахов, и поэтому «низшие» чакры монахов не интересовали. На мой взгляд, эта точка зрения неверна.
Вообще расхожее мнение о том, что есть «высшие» чакры, отвечающие за духовность, а есть «низшие», которые связаны с сексом, с размножением, с чем-то низменным — это типично европейская точка зрения, и она совершенно не состоятельна.
Думаю, ещё будет возможность об этом поговорить в нашем следующем интервью. Нет каких-то низменных чакр или возвышенных чакр — это всё выдумки и фантазии европейцев.
Что же касается буддийской концепции 4 или 5 чакр, то самая важная из них называется ушниша-камала. Она соответствует сахасрара чакре в индуизме. А три первые чакры связываются с месторасположением трех тел Будды. Нирманакая связывается с чакрой пупка, Дхармакая — с чакрой сердца и Самбхогакая — с горлом.
Эти чакры имеют и другие соответствия — с мудрами, с богинями, с четырьмя благородными истинами учения буддизма и так далее.
Что же касается других концепций о числе чакр, то, например, южноиндийская школа Шривидья выделяет девять чакр, начиная с акулападмы. Они соотносятся с девятью подразделениями Шри-янтры, священной янтры этой школы.
В Кашмире в 1959 году был обнаружен манускрипт, содержащий описание 12 чакр: бхрамара, сахасрадала, пурна-гири-питха, аджна, балават, вишуддха, анахата, манас, манипура, кундалини, свадхистана и адхара. Здесь описывается и количество лепестков в этих чакрах.
Кроме того, шиваиты помещают над сахасрарой еще один центр, именуемый двадашанта. По их мнению, она находится над отверстием Брахмы (место на макушке голове. — Ред.) на расстоянии 12 пальцев и считается самой верхней чакрой. Иногда называется и две двадашанты.
А когда я переводил Девибхагавата-Пурану, то при описании чакр встретил кроме общеизвестных названий кайласа-чакру и родхини-чакру, которые согласно этому тексту находятся выше аджна-чакры. И это только немногие примеры, потому что вариантов описаний чакр, их числа и названий весьма и весьма обширное.
На разных рисунках и схемах положение чакр в теле человека изображается по-разному — где-то перед человеком, где-то – вдоль позвоночного столба и т.п. Так и разные люди утверждают, что «видят» чакры в разных местах. Каково же правильное расположение чакр?
АИ: Если мы обратимся к ранним источникам, таким как Йога-сутры и комментарии к ним Вьясы, то здесь некая ось расположения этих мест, которые я называю проточакрами, отсутствует.
А вот уже классический трактат по чакрам Шатчакра-нирупана не оставляют никакого места для разночтений. Здесь говорится, что есть канал сушумна, который расположен между двумя каналами — ида и пингала. Это лунный и солнечный каналы. И сушумна соотносится с позвоночником. То есть он идёт по позвоночнику, а внутри сушумны расположен канал нади. Это читрини — очень тонкий, как паутина. И вот на читрини нанизаны все лотосы. Под лотосами здесь как раз и подразумеваются чакры. Именно это описание стало впоследствии общепринятым у индийцев.
Что же касается утверждения, что некоторые люди видят чакры, то с точки зрения классической концепции чакр — это абсурд.
Йогин не видит чакры, они их визуализирует. Он порождает их своим воображением, силой своей мысли.
И поэтому, кстати, чакры совершенно неправильно связывать с так называемым тонким телом человека. Эта ошибка у нас очень часто встречается, проскальзывает даже в научной литературе.
В представлениях индийцев тонкое тело или сукшма-шарира является промежуточным звеном между душой и физическим телом. Есть разные представления о том, из чего оно состоит. Но чакры в состав тонкого тела никогда не включаются. Никогда.
Великий французский индолог Андре Паду в контексте концепции чакр предложил термин имажинальное тело (от франц. imaginer — воображать). То есть йогин созерцает не какие-то реально существующие органы, которые недоступны для простых людей, а он просто своей фантазией их порождает, вызывает к жизни. Поэтому чакры не видят, их представляют. И вот эта концепция Паду, на мой взгляд, очень правильная.
То есть чакры — это не некие «тонкие» органы, доступные только избранным, не какая-то «тонкая» материя, которую способны видеть только очень небольшое число людей.
Чакры — это фантом, который вызывает к жизни сознание адепта. Потому что если бы чакры были чем-то объективно существующем, то их описание не различались бы столь сильно в разных источниках.
Теперь давайте поговорим об их «внешнем виде». Можно встретить описание чакр как вращающегося колеса, в виде лотосов или их лепестков, воронок… А как они описываются в источниках на самом деле?
АИ: В ранних йогических текстах, которые я отношу к периоду проточакр, никакого описания их внешнего вида нет. А уже в более поздних источниках чакры постепенно обрастают весьма значительным антуражем. Чакры представляются в виде лотоса, имеющего определенное количество лепестков. И зачастую эти лепестки несут на себе буквы санскритского алфавита.
Вообще, описание чакр даже в источниках, относящихся к одному и тому же временному периоду отличается. Где-то оно более сложное, где-то более упрощённое. Самое сложное, «навороченное» описание мы находим в трактате Шатчакра-нирупана.
Общим среди всех этих описаний является то, что чакра — это лотос, что у него есть лепестки, что внутри у него пребывают божества. Мужское, женское божество, также чакры могут включать геометрические фигуры, треугольники, четырехугольники, лингамы и т.п.
То есть антураж чакр может описываться весьма подробно, и описания могут быть как схожими, так и сильно различаться.
Аналогичный вопрос про цвета чакр. Есть ли в источниках упоминание цветов, к которым все привыкли? Муладхара — красная, Свадхистана — оранжевая и т.д.
АИ: Цвета, к которым все привыкли — это тоже явно европейская выдумка — соотнесение чакр с семи цветами радуги. Никаких фиолетовых или оранжевых чакр и так далее в источниках не фигурирует. Но цвета их всё же называются. При этом в различных источниках упоминаются разные цвета чакр как лотосов.
В Шива-самхите, например, с цветами дело обстоит так:
Муладхара — цвет не называется;
Свадхистана — красный;
Манипура — золотой, золотистый;
Анахата — красный;
Вишуддха — золотой;
Аджна — не указан;
Сахасрара — не указан.
Для сравнения назовем цвета из Шатчакра-нирупаны:
Муладхара — темно-красный;
Свадхистана — алый;
Манипура — цвет тучи;
Анахата — цветок бакухи (красный);
Вишуддха — дымчато-лиловый;
Аджна — белый;
Сахасрара — белый.
Ну а в других источниках могут упоминаться и другие цвета, либо вообще не называться. Кроме того, важно отметить, что это только цвета самих лепестков лотоса. Помимо этого, у всех элементов, составляющих антураж внешнего вида чакр тоже могут быть свои цвета. Например, согласно Шатчакра-нирупаны, буквы для муладхары — золотого цвета, знак земли — ярко-жёлтого, потом там ещё фигурирует Дакини яркая, как сияние солнца, и Сваямбху-лингам — цвета литого золота.
То есть если цвет и называется, то это никогда не общий цвет для всех элементов этой чакры.
Бытует мнение, что первые 6 чакр соответствуют областям эндокринной системы в физическом теле, а седьмая соотносится с аурой или магнитным полем. Так ли это?
АИ: Эта концепция была выдвинута еще французской преподавательницей йоги, которая писала под псевдонимом Кайзаран Али почти 100 лет назад, в 1928 году. Но до сих пор никаких серьёзных подтверждений со стороны науки эта концепция не обрела. Со стороны индийских йогов она также не нашла себе сторонников.
Вообще, говоря об этой концепции, мы затрагиваем очень серьёзную проблему «физиологизации» чакр. То есть когда чакры связываются с работой тех или иных органов, систем человеческого организма. Сюда же можно отнести и связывание чакр с медициной, распространенное мнение о том, что, воздействуя на чакры, мы можем исцелять физические болезни. Есть еще проблема «психологизации» чакр, о чем можно подробнее поговорить позже.
Что же касается физиологизации чакр, то здесь, как правило, действует принцип близости. То есть какая чакра к какому органу ближе расположена, за тот орган она и отвечает. Если свадхистана находится рядом с гениталиями, значит это что-то с сексом связано. Если манипура находится в животе — это что-то с пищеварением, анахата — с сердцем и т.д. Но данные утверждения в аутентичных текстах никакого подтверждения не находят. Там такого нигде нет.
Также всем известно, что в Индии есть традиционная медицина Аюрведа. И если бы чакры действительно имели отношение к медицине, то, разумеется, тема чакр нашла бы своё отражение в текстах Аюрведы. Но мы нигде этого не находим. А значит чакры и медицина — это совершенно разные области.
И вот вся эта «чакровая медицина», все эти диагностики, лечение через чакры — это всё европейские выдумки. Причем выдумки с целью заработать деньги просто из воздуха. Никакие аутентичные источники, ни тексты Аюрведы этого не подтверждают.
Мне приходилось слышать такое мнение, что в нашей стране есть определенные проблемы с медициной, поэтому люди идут к шарлатанам, начинают заниматься «чакровым дыханием» и прочее. Но хочу сказать, что в более, так скажем, благополучных странах с точки зрения медицины — там не меньшее количество людей, а может быть ещё и большее, увлекается этой чакровой медициной и всей этой чакровой ерундой.
Столь же реальной проблемой является и психологизация чакр. Сейчас у нас в моде психология, у нас все психологи, куда ни плюнь. И соответственно чакры начинают связываться с особенностями характера человека, с его настроением и так далее. Можно услышать, что если человек добрый, значит у него развита сердечная чакра и т.п. Но опять-таки йоги никогда не говорят ничего подобного.
Чакры — это понятие не для врачей и не для психологов. Оно для аскетов и мистиков, которые занимаются созерцанием.
Хотя для справедливости можно сказать, что иногда в источниках говорится о том, что благодаря созерцанию той или иной чакры, человек может освободиться от всех болезней или от прегрешений. Но это опять же не медицина и психология. Это уже нечто магическое, сверхъестественное.
Есть ли более или менее «важные» чакры? Сейчас многие говорят именно об анахате — сердечном центре (что нужно «прокачивать» именно его, медитировать на него и т.п) либо о третьем глазе — аджне.
АИ: Как правило, когда идет перечисление ряда чакр вместе с их описанием, какого-то выделения более важных или менее важных чакр не бывает. Но случается и исключения. Как я уже говорил, в Девибхагавата-пуране, которую я переводил, дается описание шести чакр: от муладхары до аджны. А также там называются ещё две чакры — кайласа-чакра и родхини-чакра, которые находятся над аджной. Но описание их не приводится. Из чего можно сделать вывод, что они воспринимаются как нечто вспомогательное, второстепенное.
А вот что касается слова «прокачивать», то, честно говоря, эти термины — «прокачка» чакр, «чистка» чакр уже набили оскомину.
Набившие оскомину фразы о прокачке или чистке чакр с головой выдают сугубо технократическое мышление современных людей. Они воспринимают чакры как некий механизм, который можно разобрать, смазать маслом, почистить, потом снова собрать. Это абсолютно не йоговский, не тантрический подход. Это не индийское мышление.
Еще я бы хотел отдельно остановиться на теме, что якобы существуют некие «высокие» чакры, связанные с духовностью и «низменные» чакры, которые относятся к низшим формам действия — сексу, еде, плотским развлечениям. В источниках нигде подобной градации не встречается. И такие чакры как муладхара или свадхистана ни с чем таким не связываются. Более того, согласно Шатчакра-нирупане, в свадхистане, например, пребывает сам бог Вишну. Если бы действительно эта чакра связывалась с чем-то нехорошим, как в восприятии наших современных эзотериков, у которых почему-то всё это с сексом связано, то понятно, Вишну бы там вряд ли находился. Всё это сугубо западные фантазии, совершенно не индийские. Все чакры важны и все чакры нужны.
Существует ли какая-либо взаимосвязь между чакрами и стихиями? (Вода-земля-огонь-воздух)
АИ: Да, такая взаимосвязь в ряде источников проводится. В той же Шатчакра-нирупане видим такую связь:
муладхара — земля
свадхистана — вода
манипура — огонь
анахата — воздух
вишуддха — акаши
При этом, ничего унизительного для свадхистаны или муладхары в этом отождествлении нет. Оно носит сугубо условный характер, и на природу чакр не указывает.
Действительно ли чакры могут быть заблокированы и их нужно «открывать»? Если да, то как?
АИ: Термин «блокировка» или «открытие» чакр у меня вызывает улыбку. Но для справедливости скажем, что подобные представления имеют под собой основу в источниках. В них упоминается три узла: узел Брахмы, Вишну и Рудры, которые присутствует в чакрах и препятствует подъёму кундалини.
Эти узлы находятся соответственно в сердце, шее и межбровье. А согласно другой версии, эти узлы находятся в муладхаре, в анахате и в аджне. И всё же эти представления об узлах несколько отличаются от версий, которые распространены у современных любителей эзотерики.
Как вы относитесь к различным приборам по «считыванию», «распознаванию» чакр, фотографиям ауры?
АИ: Я считаю всё это обычным шарлатанством. И насколько я знаю, среди серьезных ученых нет таких, кто верил бы, что подобное “считывание” чакр или фотографирование ауры реально. Это удел определенной среды людей, которые в это верят и занимаются этим. Но не больше.
Правда ли, что разные чакры отвечают за определенные сферы жизни человека: муладхара за деньги, свадхистана – за сексуальную энергию и т.п.?
АИ: Это всё ерунда. Возьмем нашу любимую свадхистану, которую приверженцы данного подхода очень любят связывать с сексом и сексуальными удовольствиями. При этом более грамотные из них могут ссылаться на Шива-самхиту, где говорится, что медитация на свадхистану приводит к тому, что йогин становится предметом желания для женщин камы. Женщины камы — это, по-видимому, такие небесные апсары, не обычные женщины, а именно божественные женские сущности.
Казалось бы, всё логично: свадхистана внизу, и, если на нее медитируешь, тебя ждут сексуальные удовольствия. Но мы читаем дальше Шива-самхиту и находим, что тоже самое говорится и об анахате. То есть если медитируешь на анахату, то тебя тоже ожидает любовь божественных женщин.
Берем другой текст — Шатчакра-нирупана. Здесь при описании свадхистаны, говорится, что созерцание этой чакры приводит к тому, что йогин избавляется от всех врагов, недостатков, становится владыкой йогинов, обретает красноречие. И ни слова о сексуальных удовольствиях и божественных красавицах, которые его так ждут. Но зато при описании анахаты говорится, что, созерцая эту чакру, йогин становится привлекательным для женщин. Хотя при этом называется и много других хороших вещей, которые получают благодаря созерцанию этой чакры. Так что какой-то устойчивой связи свадхистаны с сексуальной энергией нет.
Теперь о том, что муладхара или в другой версии манипура «отвечает» за деньги. Это вообще моя любимая тема для насмешек. Я сразу вспоминаю поговорку, которую сам и придумал:
У каждого поколения свои чакры
Каждое новое поколение эзотериков придумывает новые мифы вокруг чакр в соответствии с настроениями, господствующими в обществе. Я вспоминаю советских эзотериков начала девяностых годов. Это были люди бескорыстные, увлеченные, и само слово «деньги» в их устах было, можно сказать, ругательством.
Кто-то скажет, что это советское влияние. Но, если мы обратимся к опыту дореволюционных эзотериков, теософов, антропософов — это тоже были очень бескорыстные люди, абсолютно не стремящиеся к выгоде. Это соответствуют даже характеру нашего народа. Вспомним хотя бы русские поговорки, которые осуждают богатство и богатых: «В богатстве нету братства», «У богатого зимой снега не допросишься» и другие. И такая позиция мне близка. В отличие от стремлений многих современных любителей восточной духовности, которые буквально одержимы темой денег.
«Деньги — это тоже энергия», «Деньги приходят в наш дом с севера» — все эти фразы присущи культу пресловутой успешности, который является продуктом коммерциализации данной среды. И проявилось это в последнее десятилетие.
Сейчас вообще господствует культ денег, и он не обошел стороной и чакры. Обязательно нужно придумать чакру, которая будет отвечать за деньги.
Это, конечно, очень далеко от оригинальных источников. Как я уже сказал, все концепции чакр были уделом весьма ограниченных кругов мистиков, аскетов, которых деньги и материальные богатства не интересовали. Часто из имущества у них была только набедренная повязка. А некоторые даже обходились и без нее. Например, знаменитые агхори, которые ходили полностью обнаженными в любое время года и в любом месте.
Вспоминаю также моего учителя санскрита Хованского, к которому я ходил заниматься, и он за это денег с меня не брал. Он был как раз ярким представителем бескорыстного поколения советских эзотериков.
А что касается мифа о низших и высших чакрах, то хочу добавить еще следующее. Возьмем трактат Шива-самхита, в котором говорится, что созерцание муладхары приводит к тому, что йогин овладевает знанием прошлого, настоящего и будущего. А что касается свадхистаны, то благодаря ее созерцанию, он обретает знание различных шастр. Мы видим, что созерцание этих как бы «низших» чакр связано с обладанием важным духовным знанием. Поэтому люди, которые делят чакры на высокие и низменные, не правы.
Еще помню, в Шива-самхите есть интересное место, которое любители привязать чакры к деньгам и карьерному росту могут истолковать по-своему. Там говорится, что если йогин созерцает манипуру, то он может входить в тело другого, а также алхимическим путем создавать золото. Это истолковывается так: значит тот, кто созерцает манипуру, хорошо знает психологию и при этом еще умеет зарабатывать деньги. Но это тоже некая модернизация, подмена понятий. Не надо приписывать людям тех времен, когда составлялись эти трактаты, какие-то свои собственные устремления.
Когда авторы писали о том, что йогин может проникнуть в чье-то тело, они имели в виду именно мистическое проникновение. А когда описывали возможность создавать золото алхимическим путем, они имели в виду именно алхимию, а не зарабатывание денег.
Люди жили в магическом мире, наполненном волшебством, мистикой. И они именно так и воспринимали все эти способности, не перенося их на какую-то бытовую сферу, как современные люди.
Как связаны понятия чакр, кундалини и праны?
АИ: Чакры, кундалини и праны вместе составляют то имажинальное, тело, о котором писал Андре Паду. Хотя, кстати, праны в отличие от чакр и кундалини иногда включаются в состав сукшма-шариры, тонкого тела. Можно поговорить об этом в следующей беседе.
Сейчас многие стали говорить о том, что чакровая система человека больше не работает, либо что чакр у человека больше нет. Другие говорят о том, что количество чакр изменилось, например, в хьюман-дизайне. Что вы думаете по этому поводу?
АИ: Санскритская литература изобилует описанием тех бедствий, которые постигают человечество с приходом Кали юги. Это распространение болезней, войн, смешение каст, разврат, пьянство, ну и так далее. Об этом можно в частности почитать в третьей книге Махабхараты. Но нигде в этих текстах не говорится о том, что деградация людей в Кали югу как-то связана с изменением чакр. В тех же йогических текстах нет таких указаний, чтобы с нашими чакрами что-то случилось. Ни в одном источнике мы этого не встречаем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий