В прошлом интервью мы выяснили, что чакры – это не что-то объективно существующее, а как обстоит дело с кундалини? Ведь про нее очень много написано, про нее говорили такие великие индийские мудрецы как Рамакришна и Вивекананда. Что же это такое? Это реально существующая энергия? Как она связана с чакрами?
АИ: Прежде всего, хотелось бы сказать о том, что означает само слово кундалини. Если мы обратимся к словарям санскрита, то найдём в них следующие значения. Кундалини — это «украшенная серьгами в ушах», «округлая», «имеющая форму спирали», «извивающаяся как змея».
Также рядом можно найти слова «ку́ндала», которая переводится как «серьга», «круг», «изгиб». В текстах синонимами кундалини является такие слова как «кундали», «кундалика», ласковое наименование, и «ку́тила», то есть искривлённая.
Вообще, представление об энергии кундалини и о связанных с ней практиках очень и очень разнообразны. Для традиций, в которых фигурирует кундалини, это реально существующая и весьма могучая энергия. Однако наука существование кундалини не признает.
Но давайте поговорим теперь об истории и о том, как это понятие развивалось.
По мнению французской исследовательницы Лилиан Сильбюрн, представление о кундалини очень и очень древнее. Её прообразом является такой персонаж из Ригведы как Ахирбудхнья или «змей глубин». Однако, первые упоминания непосредственно о кундалини в текстах принадлежат уже к намного более позднему времени. Прежде всего, это шиваитские агамы (священные тексты. – Ред.), возникшие во второй половине первого тысячелетия нашей эры.
Первый раз о кундалини говорится в таком тексте как Сартха— тришати-калотара. Здесь и в последующих агамах кундалини предстает в нескольких ипостасях. Во-первых, отмечается, что она локализуется в сердце в образе побега, ростка. Во-вторых, это тончайшая форма звука. И в-третьих, это шакти или энергия самого Шивы.
Детальную разработку понятие Кундалини получает в кашмирском шиваизме. Здесь даже выстраивается некая иерархия кундалини, выделяются различные ее виды. Но в целом эта энергия отождествляется с «вирья» и «праной». Вирья — это мощь, в более частном значении — мужское семя. А прана — это жизненное дыхание. Кстати, согласно учению кашмирского шиваизма, вирья преобладает в мужчинах и, собственно, и делает их мужчинами. Прана же преобладает в женщинах.
Представление о Кундалини существуют и у тибетских буддистов, и у них оно довольно своеобразное. Согласно их концепции, кундалини находится в Нирманакае, в области пупка. Также она именуется шакти, домби и чандали. Домби и чандали — это названия представительниц низших индийских каст.
Как мы видим, разные традиции называют разные места локализации кундалини, а не только привычную нам муладхару. Она может пребывать и в сердце, и в пупке, ну и, конечно же, в муладхаре.
Как описывается кундалини?
Обычно ее принято представлять в образе змеи, обернувшейся в три с половиной раза. Это классический образ, известный уже по поздним текстам Хатха-йоги – Шива-самхита, Хатха-йога-прадипика и другим. Отождествление кундалини со змеей неслучайно, потому что змеи играют очень важную роль в религии, в религиозном символизме. В Индии им вообще придается особое значение.
Здесь можно вспомнить тысячеглавого змея Шешу, на котором покоится Вишну, а также нагов — могущественных змеев, которые пребывают в подземном царстве и стерегут его сокровища.
Змеи в Индии отождествляются с плодородием, с водой и дождём, с бессмертием и долголетием. Связаны они и с сексуальной сферой жизни. При этом роль змей амбивалентна. Они могут как помогать людям, так и вредить.
Точно также кундалини и связанные с ней практики могут быть как благотворными, так и очень опасными для человека.
Что касается связи кундалини с чакрами, то нужно отметить, что термин чакра в текстах фиксируются раньше, чем кундалини. То есть, если в Йога-сутрах уже встречается упоминание набхи-чакры (пупочной чакры), то понятие кундалини встречается лет на 500-700 позже.
В текстах говорится о том, что кундалини находится, как правило, в одной из чакр или в тех местах, которые связаны с чакрами – сердце, пупок, муладхара. И также всегда принято упоминать, что кундалини при своём движении вверх проходит через эти чакры. То есть в поздних представлениях кундалини и чакры почти всегда стоят рядом.
Получается, что чакра – это либо это местонахождение кундалини, либо это тот локус, то место, через которое эта энергия должна пройти.
Много говорится о том, что кундалини имеет женскую природу и связана с Шакти. Можно ли сказать, что эти две энергии тождественны, что это одно и то же?
АИ: Да, само слово Кундалини — женского рода. И она воспринимается, как сущность женского пола. В Хатха-йоге-прадипике она именуется как «деви» — богиня, «ишвари» — владычица. А в Шива-самхите говорится, что это сила, которая вводит в заблуждение весь мир. То есть, она отождествляется с Махамайей, великой иллюзией как формой Богини из Деви-Махатмьи. Также в Хатха-Прадипике она – богиня речи, которую называют семенем — биджа.
Вообще, представление о кундалини в более поздних текстах, вероятно, опирается на индуистский тантризм как на источник, потому что в этих текстах подчёркивается полярный дуализм. Указывается, что кундалини пребывает внизу и часто отождествляется с солнцем, как например в Майя-тантре, мой перевод которой недавно вышел. А наверху, в Сахасраре, находится Шива или Парамашива, высший Шива. Он отождествляется с луной. И этот дуализм — основа мировоззрения тантризма.
Таким образом, цель йогина и тантрика — поднять кундалини, чтобы она соединилась с Шивой. Такая вот форма союза между двумя началами.
Смысл практики поднятия кундалини – это восстановление первозданного единства мироздания, слияние мужской и женской полярности воедино.
Кроме того, отождествление кундалини с Богиней мы встречаем в более ранних текстах, нежели тексты хатха-йоги. В текстах кашмирского шиваизма, например, кундалини – это космическая энергия, великая богиня и божественная мощь.
Важно отметить, что кундалини в ранних тестах классической йоги, таких как Йога-сутры, вообще не упоминается. Её упоминания начинаются уже в текстах так называемой постклассической йоги.
Занятия по поднятию кундалини сейчас можно найти практически в любой йога-студии или фитнес-центре. Обычно там преподается система упражнений, которая называется кундалини-йога, изобретенная гуру Йоги Бхаджаном в 1969 году в США. Каково Ваше мнение относительно этой современной системы?
АИ: Я достаточно критически отношусь и к самой этой системе и к её создателю. Прежде всего, здесь надо сказать, кто вообще такой Йоги Бхаджан. Это один из видных представителей того косяка так называемых гуру, которые устремились в Америку в шестидесятые-семидесятые годы прошлого века, уловив возникшую тогда на Западе моду на всё восточное — на йогу, медитацию и т.д. И конечно, эти предприимчивые люди не упустили возможность очень хорошо заработать. Йоги Бхаджан, Шри Чинмой, Муктананда — это наиболее известные «звёзды» из того поколения «гуру».
Что характерно для большинства из них и для Йоги Бхаджана в частности? Во-первых, у них всегда очень много пустопорожнего пафоса в духе «Мир-Дружба-Жвачка».
Во-вторых, им присущ эдакий дикий эклектизм. Известно, что сам Йоги Бхаджан был сикхом (сикхизм — одна из религий Индии. — Ред.). Сикхи йогой не занимаются и тем более не занимаются никакими практиками, связанными с кундалини. Но поскольку сикхизм всегда был мало кому интересен на Западе, Йоги Бхаджан ухватился за более выгодный и популярный ярлык — кундалини и начала это всё «раскручивать». Конечно, само понятие сикх-йогин, которым был Йоги Бхаджан — это звучит достаточно дико для Индии.
Однако только кундалини он не ограничился.
Помимо этого, Йоги Бхаджан проповедовал наступление Эры Водолея.
Причём ни в каких индийских текстах нигде нет упоминаний об этой самой эпохе. Это тоже изобретение западного нью-эйджа. При этом годом начала Эры Водолея Йоги Бхаджан указывал 2012 год. И сейчас мы можем констатировать, что его пророчество не сбылось, он оказался плохим пророком. Сам он умер в 2004 году и этого не увидел. А мы, наблюдая за мировыми новостями, можем сейчас сказать, что люди абсолютно не изменились. Какими они были что 50 лет назад, что 100 лет назад — такими и остались. Никакой Эры Водолея в двенадцатом году так и не наступило.
В качестве ещё одного примера этого дикого эклектизма можно назвать дружбу Йоги Бхаджана с американскими индейцами. Они даже будто бы увидели в нём какого-то «белого воина», который согласно пророчествам должен был к ним явиться и спасти их. Я думаю, что, скорее всего, здесь имел место подкуп этих индейских шаманов, чтобы дополнительно его раскрутить. Потому что в ту пору в Америке началась мода на всё это индейское наследие. То есть сначала индейцев гнобили жутко, а потом их стали наоборот как-то превозносить и приписывать им то, чего у них сроду не было.
Третья черта, присущая Йоги Бхаджану и его коллегам по цеху, американским «гуру», — это культ бизнеса и больших денег. Сам Йоги Бхаджан постоянно подчёркивал, что йогин — это не тот, кто сидит где-то в пещере в аскезе, а тот, кто живет полнокровной жизнью, добивается успеха, карьерного роста.
Сам он дружил и с бизнесменами, и с политиками, и вообще был человеком весьма богатым.
Ну и четвёртая характерная черта — это секс-скандалы.
Вообще секс-скандалы — неотъемлемая черта и политической и религиозной жизни Соединенных Штатов. Это началось не сейчас, и не 50 лет назад. Американцы вообще любят обсуждать, с кем спит президент, с кем спит какой-нибудь религиозный проповедник и так далее.
Йоги Бхаджана не миновала эта дурная слава. Уже после его смерти его секретарша издала книгу, где написала, что забеременела от него, и он вынудил ее сделать аборт, хотя на публике всегда выступал против абортов. Думаю, что это вполне вероятно, учитывая саму личность Йоги Бхаджана — весьма скандальную, любящую красивую жизнь. Были и другие подобные скандалы.
Йоги Бхаджан
Так что, на мой взгляд, все эти люди явно не заслуживают доверия ни в качестве гуру, да и вообще в качестве приличных людей. Поэтому я отношусь к ним весьма критично и даже негативно.
Что касается самой кундалини-йоги и других систем, которые они предлагают — это что-то взятое из реальной традиции, но при этом с додумками, с собственными изобретениями и упрощением. Всегда это преподносится так, чтобы это было проще для восприятия современных людей, чтобы оно не нарушало привычный для них образ жизни. Потому что образ йога, который сидит где-то в пещере и медитирует, для среднего американца явно чужд и совершенно непонятен. А вот образ бизнесмена-йога, который и в позе лотоса посидит, и помедитирует, и деньги поделает — это то, что надо Америке и вообще современному миру.
В текстах говорится о том, что йогин, овладевший кундалини, может перемещать свое сознание в миры духов, богов или даже перемещаться в пространстве и т.д. Это значит, что эта настолько сильная энергия? Видели ли Вы людей, у которых поднята кундалини?
АИ: Действительно, в источниках упоминаются многочисленные сверхъестественные способности, обретаемые йогином или адептом, который занимается подобными практиками. Но всё же главное достижение — это мокша, то есть освобождение.
В Шива-Самхите сказано, что такой человек никогда снова не родиться, и ему не грозит новое перерождение.
В источниках также упоминаются многие признаки человека, у которого поднимается кундалини. Я недавно переводил схожие места в Куларнава-тантре, где рассказывается об этом:
— наступает жар, дрожь
— человек шатается
— поднимаются волоски на теле
— иногда человек даже не может вспомнить, что произошло.
Это признаки поднятия кундалини, которые называются во многих источниках.
Видел ли я сам таких людей? Скажу так. В свое время мне приходилось встречаться с разными людьми, и не только с теми, кто утверждал, что у них кундалини поднята. Многие говорили и о том, что они видят чакры, или общаются с внеземными цивилизациями, с Шамбалой, что они получают оттуда послания… При этом я вспоминаю слова Лилиан Сильбюрн, которая совместила в своем лице исследователя и мистика, о том, что чаще всего такие заявления обычных людей — это либо фантазии либо какие-то расстройства. Потому что поднятие кундалини – это не что-то настолько же лёгкое, как прогулка в ближайший магазин.
И ещё — когда кундалини поднимается, она не остаётся наверху навсегда, она возвращается, нисходит вниз.
В Куларнава-тантре есть такая фраза: «Пусть пьёт снова и снова. Пусть пьёт, пока не упадёт на землю. Поднявшись, пусть пьёт опять, и новое рождение не грозит ему». Это не значит, что нужно пить алкоголь и падать в обморок от пьянства. Это может трактоваться как метафора восходящего и нисходящего движения кундалини. Она поднимается и опускается, потом опять может подниматься. То есть, эта практика должна быть многократной.
Как работать с этой энергией? Какие техники для этого существуют?
АИ: Как уже было сказано, практики, связанные с поднятием кундалини, весьма разнообразны. В Хатха-йоге обычно называются асаны и дыхательные упражнения. В Хатха-Йоге-прадипике говорится, что кундалини пробуждается с помощью асан и кумбхак. Также упоминается рецитация мантр, созерцание, то есть работа мысли, бхавана на санскрите. Что касается каулического тантризма, то, как замечает Лилиан Сильбюрн, каула в этом отношении не имеет ничего общего с техниками хатха-йоги, поскольку в этой традиции отвергаются продолжительные усилия, напряжённые действия, применение силы воли. Здесь акцент делается на разрушение мысли о дуальности — о том, что есть хорошее и плохое, холодное и горячее и т.п. Но здесь есть и работа с дыханием, и созерцание.
В этом контексте возникает вопрос о том, какое отношение сексуальные практики имеют к кундалини?
АИ: Во-первых, что касается ритуального секса, то он может выступать как средство поднятия кундалини. Но в разных источниках по-разному. Так, в Хатха-йоге упоминаются сексуальные практики, и при этом адепт должен всячески избегать семяизвержения. То есть опасность для такого аскета заключается вовсе не в самом сексе, а именно в семяизвержении, потому что, согласно очень архаичным поверьям, семя содержит в себе жизненную силу. Поэтому, когда мужчина теряет семя, он теряет эту жизненную и даже магическую силу.
Часто можно встретить такой сюжет в мифологии, когда боги посылают к отшельникам апсар, красавиц, вследствие чего отшельники теряют свое семя. Таким образом, их магическая мощь не может более угрожать власти богов. То есть сексуальные практики хатха-йоги должны основываться на том, что нужно избегать семяизвержения.
В каулическом же тантризме этого нет. Здесь сексуальные ритуалы не то чтобы допускают семяизвержение, но даже наоборот подчёркивают, что мужское семя — это лучшее подношение богине. И это тоже очень древнее представление.
В упанишадах соитие мужчины и женщины сравниваются с подношением, где мужчина извергает свое семя в лоно женщины, точно также как жрец возлевает масло на священный огонь.
Это первое. Кроме того, иногда даже говорится о том, что поднятие Кундалини, её соединение с Шивой в сахасраре — это и есть ритуальный секс. И это вовсе не требует каких-то физических контактов с женщиной. В частности об этом говорил Свами Шивананда.
Поднятие кундалини может быть не связано напрямую с сексом, но при этом секс может выступать как метафора такого соития внутренней женщины и внутреннего мужчины.
Может ли любой человек заниматься этими практиками?
АИ: Важно отметить, что все эти практики всегда должны проходить под руководством Гуру. То есть нельзя просто что-то прочитать и отправиться поднимать кундалини на кухню или в парк. Это должно делаться под наставлением учителя. И более того, роль учителя заключается даже не только в наставлениях. Есть такой вид посвящения – ветха-дикша, т.е. посвящение через пронизывание. Я недавно с этим видом посвящения встречался в Куларнава-тантре, над переводом которой я сейчас работаю. И там говорится о том, что во время этого посвящения учитель медитирует на кундалини ученика, проникает в его тело и способствует поднятию кундалини вверх. То есть гуру выступает помощником или даже руководителем в этом процессе. Это один из видов тантрических дикш – один из видов посвящения.
Поэтому заниматься практиками, связанными с кундалини может только человек, который находится в традиции, и у которого есть гуру, ведущий его по этому пути. Но не любой желающий.
Приходилось ли Вам слышать о случаях, когда практики поднятия кундалини навредили физическому или духовному состоянию. Правда ли это так опасно?
АИ: Да, неправильное выполнение подобных практик действительно может приводить как к физическим заболеваниям, так и к психическим расстройством, депрессии, безумию, слепоте. Лилиан Сильбюрн пишет, что будто бы истерия, упоминаемая у некоторых христианских мистиков, связана именно с тем, что у них как-то неправильно поднималась кундалини.
Мне самому, когда я вращался в этой среде ещё в девяностые годы, приходилось слышать рассказы о том, что подобные занятия приводили некоторых людей к каким-то расстройствам, к различным физическим отклонениям.
Еще раз повторю, что подобные занятия должны проходить под руководством гуру. Хотя, кстати даже это не всегда спасает. И даже какой-то опытный там йогин может что-то неправильно сделать. В частности в источниках кашмирского шиваизма упоминается, пишача-веша – одержимость злым духом. Она наступает в результате неправильных дыхательных упражнений, связанных с поднятием кундалини. И следствием может стать депрессия, утомление и отвращение.
Так что не пробуйте поднимать кундалини самостоятельно. Кундалини — это опасная змея. Она может быть полезна только для того, кто умеет с ней правильно обращаться.
И ещё я хотел бы вспомнить о случае, произошедшем со мной в девяностые годы. Однажды я попал на семинар, участникам которого обещали поднятие кундалини. Вся суть этого действа заключалась в том, что участники разбились на пары и начали натирать определённые места на теле друг друга. На меня это особо не действовало. Не знаю, может здесь сказался мой внутренний скептик, насмешник такой академический, поэтому я до конца не был там. Не знаю даже, поднялось там у кого-то кундалини или нет. Но у меня это прошло без каких-то последствий. Вот так вот.
Довольно часто можно встретить учителей и адептов кундалини, неотантриков и т.п, которые утверждают, что эту энергию можно поднять не только с помощью практик и упражнений, а приняв определенные вещества, приводящие к измененному состоянию сознания. Возможно ли это? Упоминается ли нечто подобное где-то в текстах?
Сразу скажу, что современный культ этих самых веществ к традиции, к серьезной йоге или тантре отношения не имеет. Это всё изобретение американских бунтарей шестидесятых годов, когда стало модно курить травку, употреблять разные психотропные вещества и т.д. И каким-то удивительным образом всё это совмещалось с йогой, медитацией и духовными исканиями.
Еще раз подчеркну, что если мы обратимся к любым серьезным текстам, то там ничего о подобных веществах, об их использовании не говорится. Кроме того, в качестве результатов практики йоги, тантры называется, во-первых, арогья, это на санскрите здоровье. А во-вторых, аюс — это долголетие. Ну а как как можно совместить здоровье и долголетия с употреблением подобных веществ? Никак.
Скажите, кундалини — чисто индийское “изобретение” или подобные представления о существовании некой энергии были и у других древних народов?
Да, действительно, представления, которые напоминают индийские концепции о кундалини и связанные с ней практики можно встретить и у других народов, например у древних греков, возможно у египтян и шумеров.
Мы помним, что в Хатха-йоге важной частью практики, связанной с поднятием Кундалини было удержание семяизвержения, поскольку семя отождествляется с жизненной энергией. Поэтому его истечение воспринимается как зло.
В Древней Греции существовали аскеты, которые «поднимали семя вверх». То есть если обычные мужчины расходуют семя во время любовных наслаждений, то аскеты должны поднимать семя вверх. Также возьмём пифагорейцев, орфиков, то есть представителей античного мистицизма. Они тоже считали, что семя нельзя тратить, поэтому для их последователей был предписан аскетизм. С мужским семенем, в том числе отождествлялась спинномозговая жидкость. Так, Аристотель, в уже более позднее время писал, что мужские яички — это вовсе не источник, где семя зарождается, а только его хранилище. А само семя происходит сверху, из позвоночника.
Здесь можно провести и еще одну параллель с индийскими представлениями о кундалини.
У некоторых античных авторов позвоночник отождествляется со змеей. Это очень напоминает концепцию индийцев о том, что кундалини предстает в образе змеи и поднимается вверх по сушумне, которая в свою очередь идет вдоль позвоночного столба.
Также здесь можно сказать о греческом кадуцее. Кадуцей — это жезл, обвитый двумя змеями. Этот символ часто встречается в античной мифологии и искусстве. Обычно он связывается с Гермесом, который является покровителем тайного герметического знания. Кадуцей не может не напомнить представление индийцев о сушумне. То есть здесь мы тоже видим центральный канал и вокруг него два второстепенных канала — ида и пингала.
Кроме того, если мы обратиться к искусству и философии Древнего Востока, то мы увидим, что там на изображениях часто присутствует образ змей, которые обвивают друг друга, образуя фланкирующую композицию. Это есть и у древних шумеров, и у египтян. Иногда считается, что египтяне заимствовали этот символ от шумеров, у которых подобные изображения встречаются раньше. Такие изображения с двумя змеями встречаются и в искусстве Хараппской цивилизации — самой древней цивилизации на территории Индии, и некоторые исследователи считают, что заимствованы они из Месопотамии.
Кроме того, в древнеегипетской мифологии встречается такой сюжет, когда бог Осирис восходит на небеса по позвоночнику своей матери Нут. При этом позвонки он используют в качестве лестницы. Это тоже весьма напоминает представления о кундалини.
Нельзя не вспомнить и даосские воззрения Китая, согласно которым даосы задерживают семяизвержения, поскольку семя воспринимается как энергия, которую нельзя расходовать попусту.
То есть мы видим, что подобные аскетические практики были известны у разных народов древности, начиная от Китая и заканчивая Египтом, античной Италией и Грецией.
Андрей, Вы несколько раз повторили, что практики, связанные с кундалини могут быть весьма опасными и требуют серьезного подхода. В то же время весь интернет забит предложениями о поднятии кундалини в «быстрый срок» и самыми разными способами. Вот, например некоторые из заголовков роликов на yotube:
«Мгновенное поднятие Кундалини», «Автоподъём энергии Кундалини, настройка», «Стать привлекательной и похудеть с помощью Кундалини», «Мантра 12 тыс. Гц для пробуждения кундалини». И т.п
Получается, что все эти «учителя» либо заблуждаются насчет того, о чем они говорят, называя словом кундалини что-то совсем другое, либо просто сознательно обманывают людей ради денег?
АИ: Рекламные слоганы, которые вы перечислили, опять-таки с головой выдают технократическое мышление современных людей, которые пытаются перенести его на совершенно непонятные им учения и знания. И получается такой вот абсурд. Ну о каких вообще герцах или о каком автоподъёме кундалини может идти речь? Все эти так называемые гуру-бизнесмены берут модные раскрученные термины, понятия и используют их для зарабатывания денег.
Я сам немало с такими людьми общался, и, кстати, могу сказать, что они не все они стопроцентные циники, которые ни во что не верят и при этом обманывают других. Нет. Чаще всего подобные люди сами верят в это, и действительно думают, что реально помогают обществу, планете, человечеству, занимаясь вот этой деятельностью. То есть обманывают сами себя, и потом уже невольно и других обманывают.
Комментариев нет:
Отправить комментарий