Идея наготы как части магического или религиозного обряда повсеместно встречается в древнем мире. На знаменитых фресках из «Виллы мистерий в Помпеях» юная девушка, которая проходит инициацию, сначала изображена в одежде и с покрытой головой; но в конце церемонии посвящения её изображают танцующей в обнажённом виде в состоянии религиозного экстаза. Она отбросила все мирские заботы, все классовые различия; она едина с природой и жизнью вселенной. Именно эта свобода и красота составляли религиозный экстаз язычника.
Из Ветхого Завета, в частности из Первой книги Царств, глава 19, стих 24, явствует, что древние пророки или провидцы Израиля пророчествовали в состоянии ритуальной наготы. В этом они походили на гимнософистов или обнажённых мудрецов древней Индии (греч. gymnos, обнажённый, sophos, мудрый). Возможно, по этой причине греков и римлян посетила идея, что ритуальная нагота благоприятствует совершению магических обрядов. То, что возникло как религиозный обычай, закончилось как обычай магический.
Чарльз Годфри Леланд в своей книге «Цыганское колдовство» («Gypsy Sorcery» (reprinted by University Books, Inc., New York, 1962) отметил частое появление ритуальной наготы в колдовских заклинаниях и в магическом фольклоре в целом. Он отмечает сходство между дикими обнажёнными танцами Саббатов, описанных Пьером де Ланкром, и праздниками цыган; и напоминает нам, что цыгане пришли с Востока, откуда происходит так много эротических женских танцев в честь богов. Ведьмы и цыгане издавна были близки.
Маймонид рассказывает нам, что молодые женщины Древней Персии обнажёнными танцевали и пели под музыку на рассвете в честь солнца; и у нас есть случай, описанный Плинием в «Естественной истории» о том, как женщины Древней Британии также совершали религиозные обряды в обнажённом виде. Плиний считал Персию Магов колыбелью всей магии; но он говорит, что её ритуалы настолько исправно совершали в Древней Британии, что мы могли обучать магии Персию, а не наоборот. Обычай ритуальной наготы был определённо общим для обеих стран.
В фольклоре иногда можно обнаружить пережитки древней веры в волшебную силу наготы. Например, существует старое убеждение, что женщину можно вылечить от бесплодия, если она прогуляется в обнажённом виде по своему огороду в канун Летнего Солнцестояния, которое, как следует вспомнить, совпадает с датой одного из ведьмовских Саббатов.
В эссе Томаса Райта, сопровождающем «Рассуждения о поклонении Приапу» Пейна Найта (Лондон, частное издание, 1865 г.), есть интересный отрывок, относящийся к этому вопросу.
Мы помним, что в одном из ранних выпусков сборника «Матушка Банч», рассказывается, что девушки, которые хотели знать, верны ли их возлюбленные, должны были выйти ровно в полночь на св. Иоанна, раздеться догола и в этом виде подойти к растению или кусту, которому было дано имя любимого, и вокруг него им следовало очертить круг и танцевать, одновременно повторяя определённые слова, которым их обучила их наставница. Завершив эту церемонию, им необходимо было собрать листья растения, вокруг которого они танцевали, принести их домой и положить под подушку, и тогда то, что они хотели узнать, должно было открыться им во сне. В некоторых средневековых трактатах о достоинствах растений мы видели указания по сбору некоторых особо важных трав, которые требовали, чтобы их выполняли молодые девушки в такой полной наготе.
В «Арадии или Евангелии ведьм», последователям Дианы велено совершать свои обряды обнажёнными в знак того, что они действительно свободны. По этой причине многие современные ковены настаивают на проведении обрядов в обнажённом виде. Однако, как указывают другие ведьмы, существует большая разница между климатом Италии или Ближнего Востока и климатом Британских островов. Требовать ритуальной наготы для ведьм в любое время в Британии сегодня просто непрактично.
Кроме того, многие ведьмы старшего поколения считают, что огласка танцев обнажённых ведьм вызвала совершенно нездоровый интерес к тому, чем является или чем должно быть Ремеслом Мудрых. К нему приходят люди, которые просто ищут немного сексуального удовольствия, без каких-либо серьёзных обязательств или убеждений. По их мнению, этой особенности Старой Религии уделено слишком много внимания. Они думают, что, наряду с другой старой практикой ритуального бичевания, ритуальная нагота вполне может уйти в прошлое без какого-либо ущерба для культа ведьм, а скорее наоборот.
Что, конечно, оставляет нам вопрос: является ли реакция общества на идею танцующих обнажёнными ведьм критикой ведьм или критикой народного менталитета после почти двух тысяч лет существования «христианской цивилизации»?
Настоящий дух ведовства не имеет ничего общего с банальными сексуальными фантазиями авторов триллеров и желтой прессы. И это не что-то вроде чрезмерно интеллектуального оккультизма Востока и Запада, который сегодня обретает большое значение и требует множества длинных слов, чтобы выразить себя.
Настоящие секреты невозможно передать словами. Они гораздо больше связаны с чувством и интуицией, чем с интеллектом. Радость и восторг от обнажённых танцев — один из способов к ним приблизиться.
Однако современные «разоблачители» ведовства не первые, кого вдохновляет идея обнажённых ведьм. В прошлом многие художники с удовольствием изображали ведьм как сладострастных молодых женщин, нагих и бесстыдных. Заметным художником этого жанра был Ханс Бальдунг Грин; именно его работа подала Альбрехту Дюреру идею для знаменитой гравюры «Четыре ведьмы».
Это замечательное произведение искусства, датированное 1497 годом, изображает четырёх пышных женщин, раздевающихся перед колдовским обрядом. Суть картины, которую не всегда понимают правильно, заключается в следующем: женщины сняли всю свою одежду, кроме головных уборов, и эти головные уборы, все разные, указывают на различные общественные классы, из которых они происходят.
Вот высокопоставленная дама с искусно украшенным головным убором из тонкой ткани на голове. А вот куртизанка с распущенными волосами, связанными лишь гирляндой из листьев. Вот жена респектабельного горожанина в простом, довольно строгом головном уборе, который плотно и скромно закрывает все её волосы. И вот, в конце концов, крестьянка, у которой на голове всего лишь кусок платка или шали. Художник говорит, что все они сёстры по колдовству и что ведьмы происходят из всех слоёв общества. Когда они обнажены, они встречаются как равные, и социальные различия забываются.
© Дорин Валиенте "Азбука ведовства прошлого и настоящего"
Комментариев нет:
Отправить комментарий