Кашмирский шиваизм возник в восьмом— девятом столетии в Кашмире и добился значительных результатов в области философии и теологии до конца двенадцатого столетия. Система Кашмирского шиваизма базируется на тантрическом знании, которое было утеряно ещё к началу Кали-юги, тогда Шива принял форму Шрикантхи на вершине горы Кайлаш, где он, частично воплотившись в риши Дурвасу, передал ему тантрическое знание, включая абхеду, бхедабхеду и бхеду, как это описано в Бхайрава-тантре, Рудра-тантре и Шива-тантре.
Трика (санскр. त्रिक, IAST: trika — «троица») — понятие кашмирского шиваизма, тройственное проявление Божественного — Шива, Шакти и Ану; с другой стороны, кашмирский шиваизм носит такое название, потому что понятие троицы является основным в этом учении. Трика проявленa повсюду разными способами и на многих уровнях.
Термин «Трика» также является названием одного из крупнейших поднаправлений в кашмирском шиваизме — Трика-даршана.
Согласно кашмирскому шиваизму есть три проявления Единой реальности:
«Божественный Переживающий Принцип» — Шива;
«Творческая Энергия Божественного Сознания» — Шакти;
«Ограниченное Существо» — Ану (иногда «Нара» — человек).
Созерцающее олицетворяет Шива, а Шакти выступает в роли активно действующей космической силы высшего созерцателя, но различие между ними только формально-языковое, а по сути они есть единое.
Человек есть полное, но ограниченное проявление Единой реальности, в котором постоянно, на разных уровнях, существует связь с ней в виде вибраций (спанда), персонификацией которых является Шакти — динамический аспект Реальности, единственная, кто может помочь смертному осознать свою принадлежность к Единому, вернуть потерянное знание, что он есть одно с Шивой. Подобное просветление становится возможным только по доброй воле Шивы.
Трика проявляется также в Шакти:
пара-шакти, агхора — сила воспринимающего;
парапара-шакти (высшее-невысшее), гхора — сила восприятия;
апара-шакти, гхоратара — сила воспринимаемого.
Воля, знание и действие:
Все действия в этом мире, включая действия Бога, истекают из трех фундаментальных энергий:
иччха-шакти — энергия свободы (воли), эта энергия появляется в начале любого действия или процесса;
джняна-шакти — энергия знания, действие прежде всего должно быть ясно выражено в сознании;
крийя-шакти — энергия действия.
Троица знания:
праматри — познающий субъект;
прамана — когнитивный процесс, включающий в себя все способы познания;
прамея — объект познания.
В кашмирском шиваизме, когда удаётся добиться единства трёх видов знания, то познаётся истинная природа мира. Это область недвойственности, достижение состояния Шивы.
Три состояния сознания:
сушупти — лишенный сновидений сон, внутренние образы отсутствуют, после пробуждения возможно только смутное воспоминание об испытанном блаженстве;
свапна — состояние сновидения, воспринимаются только внутренние образы, но нет возможности действовать;
джаграт — бодрствующее состояние, осознаются объекты внешнего мира и человек действует в соответствии с этим осознанием.
Помимо этих трех состояний сознания есть четвёртое (турья), которое не поддаётся описанию.
Три модуса пути:
Шамбхавопая — дорога Шивы, божественный путь; путь пребывания в осознании Божественности посредством прямого излияния воли сознания к этому; доминирующая энергия — иччха (воля-намерение).
Шактопая — путь Божественной энергии, дорога Шакти; путь медитаций на чистые мыслеобразы, включая произносимые в уме мантры, выводящий за пределы мыслеобразов, позволяющий обрести Божественность; доминирующая энергия — джняна (познание).
Анавопая — индивидуальный путь, дорога ограниченного существа (ану); здесь адепт работает с праной тела, с самим своим телом, с произносимыми вслух мантрами, с ритуальными предметами, такие как начертанные мандалы, статуи божеств, трезубцы, иконы, жертвенная кунда и изображения учителей; доминирующая энергия — крийя (действие).
Комментариев нет:
Отправить комментарий