суббота, 30 апреля 2022 г.

Адинатх Джайядхар: О кашмирском шиваизме

Среди многочисленных даршан индийской философии кашмирский шиваизм характеризуется различными учёными как идеалистический монизм, (абсолютный идеализм, теистический монизм, реалистический идеализм, фундаменталистский монизм). Сознание для кашмирских шиваитов является единственной реальностью, в которой между феноменальным миром и Богом есть только иллюзорное восприятие дуальности человеком, в отличиe от адвайты-веданты, где мир есть только иллюзия.

Кашмирский шиваизм возник в восьмом— девятом столетии в Кашмире и добился значительных результатов в области философии и теологии до конца двенадцатого столетия. Система Кашмирского шиваизма базируется на тантрическом знании, которое было утеряно ещё к началу Кали-юги, тогда Шива принял форму Шрикантхи на вершине горы Кайлаш, где он, частично воплотившись в риши Дурвасу, передал ему тантрическое знание, включая абхеду, бхедабхеду и бхеду, как это описано в Бхайрава-тантре, Рудра-тантре и Шива-тантре.

Трика (санскр. त्रिक, IAST: trika — «троица») — понятие кашмирского шиваизма, тройственное проявление Божественного — Шива, Шакти и Ану; с другой стороны, кашмирский шиваизм носит такое название, потому что понятие троицы является основным в этом учении. Трика проявленa повсюду разными способами и на многих уровнях.

Термин «Трика» также является названием одного из крупнейших поднаправлений в кашмирском шиваизме — Трика-даршана.

Согласно кашмирскому шиваизму есть три проявления Единой реальности:

«Божественный Переживающий Принцип» — Шива;

«Творческая Энергия Божественного Сознания» — Шакти;

«Ограниченное Существо» — Ану (иногда «Нара» — человек).

Созерцающее олицетворяет Шива, а Шакти выступает в роли активно действующей космической силы высшего созерцателя, но различие между ними только формально-языковое, а по сути они есть единое.

Человек есть полное, но ограниченное проявление Единой реальности, в котором постоянно, на разных уровнях, существует связь с ней в виде вибраций (спанда), персонификацией которых является Шакти — динамический аспект Реальности, единственная, кто может помочь смертному осознать свою принадлежность к Единому, вернуть потерянное знание, что он есть одно с Шивой. Подобное просветление становится возможным только по доброй воле Шивы.

Трика проявляется также в Шакти:

пара-шакти, агхора — сила воспринимающего;

парапара-шакти (высшее-невысшее), гхора — сила восприятия;

апара-шакти, гхоратара — сила воспринимаемого.

Воля, знание и действие:

Все действия в этом мире, включая действия Бога, истекают из трех фундаментальных энергий:

иччха-шакти — энергия свободы (воли), эта энергия появляется в начале любого действия или процесса;

джняна-шакти — энергия знания, действие прежде всего должно быть ясно выражено в сознании;

крийя-шакти — энергия действия.

Троица знания:

праматри — познающий субъект;

прамана — когнитивный процесс, включающий в себя все способы познания;

прамея — объект познания.

В кашмирском шиваизме, когда удаётся добиться единства трёх видов знания, то познаётся истинная природа мира. Это область недвойственности, достижение состояния Шивы.

Три состояния сознания:

сушупти — лишенный сновидений сон, внутренние образы отсутствуют, после пробуждения возможно только смутное воспоминание об испытанном блаженстве;

свапна — состояние сновидения, воспринимаются только внутренние образы, но нет возможности действовать;

джаграт — бодрствующее состояние, осознаются объекты внешнего мира и человек действует в соответствии с этим осознанием.

Помимо этих трех состояний сознания есть четвёртое (турья), которое не поддаётся описанию.

Три модуса пути:

Шамбхавопая — дорога Шивы, божественный путь; путь пребывания в осознании Божественности посредством прямого излияния воли сознания к этому; доминирующая энергия — иччха (воля-намерение).

Шактопая — путь Божественной энергии, дорога Шакти; путь медитаций на чистые мыслеобразы, включая произносимые в уме мантры, выводящий за пределы мыслеобразов, позволяющий обрести Божественность; доминирующая энергия — джняна (познание).

Анавопая — индивидуальный путь, дорога ограниченного существа (ану); здесь адепт работает с праной тела, с самим своим телом, с произносимыми вслух мантрами, с ритуальными предметами, такие как начертанные мандалы, статуи божеств, трезубцы, иконы, жертвенная кунда и изображения учителей; доминирующая энергия — крийя (действие).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака на наш сайт! Исчезли все иллюстрации. Но главное ведь это - текстовый контент ;). Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by on our site! All illustrations are gone. But the main thing is text content ;). So we will win!

* "Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.),
* "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"),
* "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20);
* "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е);
* "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха);
* "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази);
*"- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* У каждого человека свои звезды" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* "
Мир состоит из звёзд и из людей" (
Эмиль Верхарн);
* "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек);
* "Я искра в бесконечности светил. Я сделаюсь звездой. Я знаю, кто я есть, куда иду – я знаю" (Хосе Лопес Портильо, «Пирамида Кетцалькоатля»);
* "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Личностный консалтинг - новое направление консалтинга, связанное с индивидуальным консультированием по проблемам взаимоотношений между людьми, организации индивидуального ритма и темпа жизни, формирования жизненной позиции. В отличие от психологических консультаций, направленных на решение психологических проблем личности, личностный консалтинг ставит своей целью создание стратегий личностного развития, отстройки сознания и мировоззрения, усовершенствования системы отношений.