воскресенье, 20 марта 2022 г.

Амвросий фон Сиверс: Принц Египта

Мойсей остается одной из самых загадочных фигур Библии. Хотя ему посвящено много страниц. Хотя именно он считается как бы основоположником иудаизма, т. к. заключил Завет. Но остается довольно-таки много неясностей, кои породили, уже давно, неизчислимое количество спекуляций самого дикого свойства.

Попытаемся разобраться только с одной темой, особенно излюбленной в определенных кругах.

Происхождение Мойсея окружено тайной. Священное Писание н вполне ее приоткрывает, скорее, даже запутывает еще больше. Официально значится, что отцом Мойсея является некий Амрам (от ивр. ‏עַמְרָם‏‎; арабский аналог — араб. عمران‎, Имран) — сын Каафа; муж Иохаведы; отец Аарона, Моисея и Мириам, коий умер в Египте в возрасте 137 лет. В некоторых греческих и латинских рукописях Септуагинты утверждается, что Иохаведа была двоюродной сестрой отца Амрама, а другие рукописи утверждают, что Амрам был двоюродным братом Иохаведы. Но в Масоретских текстах говорится, что он был племянником Иохаведы. Казалось бы всё прозрачно. Однако, в тексте написано: «Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет» (Исх.2:1-4). Иными словами, по имени родители Мойсея не названы. Указана только их принадлежность к колену Левия. Данная неясность усугублена дополнительными деталями. Когда утверждается, что история с корзинкой заимствована из жизнеописания Саргона, - является натяжкой. В античности среди большинства народов существовал аналогичный обычай, когда значимого младенца родители клали в корзинку и отпускали на волю волн, препоручая Провидению. Больше вопросов вызывает иное. 

В ВЗ говорится: «И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей. И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца. Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его. И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его» (Исх.2:5-10).

Вот данная история уже не вызывает никакого доверия по многим причинам. Совершенно невероятно принятие младенца из репрессируемого народа (на тот момент относящегося к пониженной касте египетского общества) в дом Фараона, без его ведома, и допущение кормилицы-еврейки, и даже сама возможность видеть и говорить сестре младенца — представляются уже поздними домыслами переписчиков.

Остается верной сама фабула повествования, в своем ядре. И именно его предстоит нам вычленить.

Пока немного отвлечемся на то, как Мойсей предстает в трудах античных авторов. Зигмунд Фрейд в работе «Моисей и монотеизм» (1939) высказал мнение, что культ Атона (атонизм) при фараоне XVIII династии Эхнатоне наложил серьёзный отпечаток на формирование и развитие иудейского монотеизма и предшествовал его появлению, поскольку ветхозаветный пророк Моисей, проживавший на территории Древнего Египта предположительно в тот период, мог воспринять многие идеи местного религиозного культа (Адонай). Основываясь на сведениях Манефона, Фрейд высказывает догадку, что после провала атонизма в Египте один из учеников Эхнатона (Осарсиф) предпринял попытку объединить под её эгидой другой народ, совершив вместе с ним побег из Египта. Данное событие относит дату Исхода сразу за датой кончины Эхнатона, то есть после 1358 года до н. э. 

Попытаемся проверить античных авторов. О Моисее упоминали греческие и латинские авторы.

Иосиф Флавий сообщает, смешивая в рассказе данные о XVIII и XIX династиях (Против Апиона. Кн. I. Гл. 26), что царь Аменофис (фараон Аменхотеп III, отец Эхнатона) «подобно Гору, одному из своих царственных предшественников, пожелал созерцать богов». Его советник Аменофис, сын Пааписа (визирь Аменхотеп, сын Хапу) «сказал ему, что он сможет созерцать богов, если полностью очистит страну от прокажённых и других нечистых» людей. Тогда царь велел собрать их по всему Египту и «приказал заключить их в каменоломни к востоку от Нила, чтобы те работали там наравне с прочими египетскими заключенными. Среди них, говорит он, было даже несколько ученых жрецов». Далее Иосиф, описывая какое-то религиозно-социальное нестроение в Египте, приводит выдержку из Манефона дословно (Против Апиона. Кн. I. Гл. 26): «С тех пор как осквернённых отправили в каменоломни, прошло немало времени, и царь пожаловал им некогда оставленный пастухами город Аварис, чтобы у них было собственное пристанище и кров. Этот город по древнему преданию был посвящён Тифону. Придя туда, они получили возможность обособиться и избрали своим предводителем некого Осарсифа, жреца из Гелиополя, и дали клятву во всём подчиняться ему. Своим первым законом тот запретил поклоняться богам, воздерживаться от особо почитаемых в Египте священных животных, но всех приносить в жертву и употреблять их в пищу, а также повелел не вступать в общение ни с кем, кроме связанных с ними единой клятвой. Издав эти и многие другие постановления, которые были особенно враждебны египетским обычаям, он приказал сообща соорудить оборонительную стену и готовиться к войне с царём Аменофисом. Сам же, собрав жрецов и прочих своих нечистых сограждан, решил отправить посольство к изгнанным Тетмосом пастухам в город, называемый Иерусалим. <Ранее Иосиф, как и Птолемей Мендесский, называл этого царя Амосисом>. Рассказав о том, какому бесчестию подвергли его самого и других, он стал уговаривать их вместе пойти войной против Египта. Он предложил им направиться сначала в Аварис, на родину их предков, где пообещал приготовить для войска обильные запасы продовольствия, а когда будет нужно, на их стороне вступить в войну и без труда покорить им страну. Обрадованные этим обстоятельством, те единодушно выступили в поход <…>. Аменофис, царь Египта, лишь только узнал об их появлении, <…> приказал доставить к себе священных животных, особо чтимых в храмах, и повелел каждому жрецу укрыть почитаемые статуи богов в наиболее безопасных местах. Своего пятилетнего сына Сетоса, называвшегося Рамессом по имени отца Рамсеса, он отправил к своему другу. А сам, с отборным египетским войском, <…> не стал вступать в сражение с шедшими навстречу врагами, поскольку ему пришла в голову мысль, что он идёт против воли богов, а повернул назад и возвратился в Мемфис. Взяв Аписа и других доставленных туда священных животных, он тотчас отправился в Эфиопию со всей своей свитой и войском, <…> А пришедшие из Иерусалима гиксосы вместе с нечистыми жителями Авариса обращались с покорённым населением настолько бесчеловечно, что их владычество для тех, кто был свидетелем их святотатства, казалось самым ужасным из всех зол. Ибо они <…> не удовольствовались разграблением храмов и осквернением статуй богов, но употребляли их для разведения огня и приготовления мяса почитаемых священных животных, причём сперва они заставляли самих жрецов и прорицателей закалывать и приносить их в жертву, а затем, раздевая их самих донага, прогоняли. Говорят, что тот самый жрец, который основал их государство и написал законы, происходил из Гелиополя и звался Осарсифом по имени тамошнего бога Осириса, но, оказавшись среди них, он изменил своё имя и стал называться Моисей». Иосиф Флавий пишет своими словами далее: «Манефон между тем сообщает, что после этого Аменофис пришёл из Эфиопии с огромным войском, и сын его Рамесс, также во главе своего войска. Вместе они напали на пастухов и прокаженных, наголову разбили их и, многих из них умертвив на месте, остальных преследовали до сирийских пределов» (Против Апиона. Кн. I. Гл. 27). И также: «По словам Манефона, Аменофис через тринадцать лет (ибо столько лет суждено было ему пребывать в изгнании) пришел из Египта с огромным войском и, напав на пастухов и прокажённых, одержал победу в этом сражении, причем многих он умертвил на месте, а остальных преследовал до пределов Сирии» (Против Апиона. Кн. I. Гл. 28).

По Херемону, Моисея звали Тисифен, он был современником Иосифа, которого звали Петесеф. Его сведения Иосиф Флавий также называет лживыми. Тацит называет Моисея законодателем иудеев. Источник, использованный Помпеем Трогом, называет Моисея сыном Иосифа и отцом Арруаса, царя иудеев.

Из всего вышеуказанного понятно, что античные авторы не очень хорошо были осведомлены о Мойсее. Они знали его выдающуюся роль, но подлинных деталей не ведали. В собственно египетских источниках также наблюдается смешение разновременных фигур, хотя подоплека конфликта монотеизма и язычества налицо. И в данных воспоминаниях имеется кое-что вполне историческое а не мифическое.

Особое внимание стоит обратить на то, что и Херемон и Помпей Трог связывают Мойсея с Иосифом. Весьма интересное замечание, при своем очевидном анахронизме. Получается, что по мнению античных авторов Мойсей — никак не потомок Левия. Иосиф — единственный из всех сынов Иакова — кто наиболее «египтизирован». Его супруга Асенефа (ивр. ‏אָסְנַת‏‎, Asənat, т. е. «служительница богини Нуту») считается дочерью жреца из Она. Возможно, что такое увязывание Мойсея и Иосифа проистекает из глубочайшей интеграции в самый высший уровень египетского общества.

Мойсей — действительно, «принц Египта». Его имя Моисей (др.-евр. ‏מֹשֶׁה‏‎ [Моше́] — «взятый (спасённый) из воды»,  др.-греч. Mωυσής) — нееврейское. Проф.А.Лопухин в своем «Толковании Ветхого Завета» замечает: «младенец приводится к дочери фараона и от нее получает имя Моисей. Наречение имени египтянкой говорит с несомненностью за то, что по своему происхождению и оно должно быть египетским. Таковым считают его уже Филон и Иосиф Флавий, причем, по словам последнего, оно образовано из соединения двух египетских слов: мо – вода и исис – сохраненный, а равно и некоторые древние церковные писатели – Климент Александрийский, Евстафий Антиохийский, к тому же выводу склоняются новейшие экзегеты. По наиболее достоверному объяснению, первая половина имени Моисей соответствует египетскому мо – вода, а вторая, – υσῆς; или υσῆυς – древне-египетскому глаголу «удша», «удш», значащему спасаться. Поэтому Моудше, Моиси, или с греческим окончанием Моисис, значит «спасен из воды». Производство имени Моисей от еврейского «маша» – «извлекать» не имеет за себя оснований. Глагол «маша» употребляется только в действительном значении (2Цар. 22:17, Пс. 17:17), поэтому причастная форма «моше» означает «извлекающий», «выводящий», но не «извлеченный», каковой смысл имеет имя Моисей». Однако, семитологи выводят происхождение имени от египетского корня msy, означающего «сын» или «рождать» (аналогичными египетскими именами являются Ра-мсес, Ях-мос, Тут-мос), и именно с данным понимаем я соглашаюсь полностью.

Откуда дочь фараона могла знать, что ребенок — еврейский? Предполагается, что о таковом происхождении ребенка дочь фараона могла заключить не по обрезанию, так как обрезывались и египтяне, а по его нахождению в воде. Но данное предположение ничего не объясняет. По указу еврейские младенцы мужского пола подлежали уничтожению, и маловероятно что его дочь могла бы утаить спасенное дитя.

Попытаюсь дать свою версию древнейших событий. Я полагаю, что Амран и Йохаведа не являлись природными родителям Мойсея. Максимум, что могло иметь место, - Йохаведу пригласили быть кормилицей младенца. Реальной матерью Мойсея являлась сама дочь фараона. Она тайно родила сего ребенка и, скорее всего, сама решилась отдать его судьбу волнам Нила, но передумала под влиянием некого знака. Но кто же отец сего ребенка? Каков был статус дочери фараона? Я вполне не исключаю того, что она могла быть замужем за кем-то из высшей аристократии Египта или проживать незамужней в Доме Фараона обладая определенным статусом. Но, скорее всего, отцом Мойсей, действительно являлся еврей. Кто же он?

Намек на сие содержится в имени первенца Мойсей. Своего сына тот нарек Гирсом, что означает "странник здесь" на иврите (גר שם‎ ger sham), но идентичное имя носил старший сын Левия Гирсон (иврит: גֵּרְשׁוֹן Gērǝšôn). Мойсей называет так своего первенца не случайно. А в честь своего подлинного отца, декларируя свою идентичность, как потомка Левия. Но то будет уже в изгнании. А пока Мойсей — только принц Египта.

Почти невероятно, что сын Левия мог жениться на дочери фараона. Тем более упомянуто о том, что в Египте сменилась династия и отношение к евреям радикально ухудшилось. Похоже, что связь оставалась тайной. Ребенок рожден тайно и он него пожелали избавиться. Но передумали в самый последний момент. Потом около трех лет скрывали, оставив на попечении Йохаведы. Но затем возвратили в дом фараона, где Мойсей вырос как член Дома, как «принц Египта», и обучен «всей мудрости египтян» (Деян. 7:22).

Что же прежде останавливало фараона не уничтожить бастарда? Скорее всего, некое пророчество и знамение, коим египтяне придавали серьезное значение. К тому же имели место быть смены правящих фараонов. Можно согласиться с предложенной синхронизацией Софроновым и предположить, что Мойсей родился в правление фараона Аменемхета III. Не лишено потому основания и отождествление безымянной дочери фараона с Себекнеферу (др-егип.: Sbk-nfrw), коя стала последним правителем 12-й Династии Среднего Царства. По ее имени можно судить, что она являлась то ли служительницей Себека, то ли крокодилопоклонницей. Очень вероятно, что своего младенца она решила, на самом деле, "принести в жертву" (вернее, посвятить, опустив на некое время в воду) Себек-крокодилу. Но нечто случилось столь сверхординарное, что полностью изменило все планы и, вероятно, Мировоззрение.

Сия женщина не осталась полностью неизвестной библейской традиции. Книга Юбилеев (47: 5 ) и Иосиф Флавий устойчиво называют ее Термутис ( греч . Θερμουθις ), также транслитерируемой как греческое имя Рененутет, египетского змеиного божества. Между тем, Левит Рабба (1: 3 ) и 1 Книга Паралипоменон (4:18 ) называют ее Бит-Ях ( иврит : בתיה , букв. «Дочь Яхве»), что также транслитерируется как Батия и Бития. и написано, что ей дано имя за усыновление Моисея, ибо она сделала Моисея своим сыном, так и Господь сделал ее Своей дочерью. Талмуд и Мидраш Вайоша предоставляют дополнительную предысторию всего события, говоря, что в то утро она посетила Нил не для того, чтобы совершить омовение в целях гигиены, а для ритуального очищения, пользуясь рекой, как если бы она была миква, поскольку она выросла, устав от идолопоклонства людей, и что она сначала пыталась сама кормить Моисея, но он не брал ее молока, и посему она позвала кормилицу-еврейку, коя оказалась «биологической матерью» Моисея, Иохаведой. Представляется, что се — дополнительное свидетельство не только о подлинном материнстве дочери фараона, но и о ее истинной вере в ЯХВЕ.

В Древнем Египте , наряду с многими культами, язычеством и т. п. продолжал существовать архаический монотеизм. Даже Имя Бога — ЯХВЕ — было известно высшим слоям общества. Могу предполагать, что дочь фараона и прежде интересовалась сей верой, и сие могло иметь для нее значение при зачатии чада от сына Левия — т. е. от представителя таинственной касты жрецов ЯХВЕ.

Данное изложение касается важного вопроса: кто был поклонником ЯХВЕ вне Израиля? Очевидно, что и во вне Израиля сохранялось устойчивое поклонение Истинного Богу. Сие имело место быть и в Египте — наряду с самыми отвратительными местными и привнесенными культами. И дочь фараона, явно уже вовлеченная в сии культы, обладала твердой верой в ЯХВЕ. Собственно, реформа Эхнатона есть религиозная революция существовавших там монотеистов, знавших ЯХВЕ, окончившаяся крахом. Надо понимать предысторию пророка Мойсея, иначе он превращается всего лишь в дидактическую фигуру — вне контекста, вне глубины, вне трансцеденного измерения личности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака на наш сайт! Исчезли все иллюстрации. Но главное ведь это - текстовый контент ;). Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by on our site! All illustrations are gone. But the main thing is text content ;). So we will win!

* "Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.),
* "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"),
* "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20);
* "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е);
* "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха);
* "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази);
*"- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* У каждого человека свои звезды" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* "
Мир состоит из звёзд и из людей" (
Эмиль Верхарн);
* "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек);
* "Я искра в бесконечности светил. Я сделаюсь звездой. Я знаю, кто я есть, куда иду – я знаю" (Хосе Лопес Портильо, «Пирамида Кетцалькоатля»);
* "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Личностный консалтинг - новое направление консалтинга, связанное с индивидуальным консультированием по проблемам взаимоотношений между людьми, организации индивидуального ритма и темпа жизни, формирования жизненной позиции. В отличие от психологических консультаций, направленных на решение психологических проблем личности, личностный консалтинг ставит своей целью создание стратегий личностного развития, отстройки сознания и мировоззрения, усовершенствования системы отношений.