среда, 3 ноября 2021 г.

Yoel Matveyev о Реинкарнации у евреев (Гилгулим нешамот)

Еврейское представление о гилгулим отличается от индийского. Перерождается только часть души или искра. Причем переродиться разные искры одного из того же человека могут в одновременно в разных людей, животных, растения и даже неживые предметы.Части души могут вселиться в другого живого человека или нескольких. В душа новорожденного могут быть гилгулим разных людей в разной пропорции. Иногда бывают даже перерождения душ из предыдущих вселенных. Обычно это уникальные мессианские или героические личности.

При всем этом, другая часть души (по многим мнениям, основная, которая в обиходе и называется душой) отправляется на небо, где продолжает подниматься с уровня на уровень, или в преисподнюю, постепенно поднимаясь наверх. Бывают также пограничные случаи, когда "основная" душа пребывает какое-то время после смерти в животном или еще где-то, а затем отправляется в мир иной.

Не совсем понятна ситуация с гилгулим в параллельные "подземные" миры, которые преисподней как таковой не считаются, но близки. Наконец, за особые услуги человек может превратиться в ангела, но человеческий аспект при этом остается. С хасидской точки зрения, хотя это учение известно и до хасидов, настоящий цадик сливается с Абсолютом и становится именем Божиим, однако не перестает при этом быть совсем человеком. Очень похоже на нирвану.

Еще есть земной рай, где душа пребывает некоторое время, если пользоваться современным попсовым термином, в эфирном теле. Все перечисленные уровни имеют множество подуровней и градаций.

Что интересно, гилгулим бывают и при жизни: кто-то может потерять часть души, оставаясь как бы тенью самого себя.

В общем, в Каббале и хасидизме, как и в буддизме, отрицается целостность человеческой души. Ребе Нахман эту мысль многократно повторяет практически на буддийский лад: я мгновение назад - другое существо, обитающее в другом мире. Все перманентно творится заново каждое мгновение, полного самотождества нет и быть не может. Постоянно, ежемоментно, человек интегрирует (или игнорирует) множество божественных искр и частичек душ: в еде, в разговоре, в мыслях, во сне и т.д.

Разумеется, в еврейской эзотерике огромную роль играет диалектика разных уровней души и безо всяких гилгулим. То, что на одном уровне представяется Богом, на следующем оказывается более высоким уровней души того же человека, его небесным проводником, однако в силу ее связи с Богом тут противоречия нет.

Но отличие в том, и вот тут мы подходим к Саадье, что каждая душа все равно отправляется в рай или в ад. Именно в силу иллюзорности души как неизменного единого целого. 

Эзотерики, особенно хасидские, считают, что Саадья по-своему прав, но отвергает он именно индийскую модель, а не еврейскую.

И еще я бы сказал, что для хасидизма чуждо расхожее представление о том, что у двух евреев три мнения. Может быть сколько угодно мнений, но при этом есть жесткая догматика, на фоне которой даже внешне противоположные мнения по возможности интегрируются воедино, а не плюралистически признаются имеющими право на самостоятельное существование. Каждому мнению отводится относительное ситуационное пространство, где оно в чем-то верно, а в чем-то нет. Однако, в хасидской литературе практически всегда продвигается модель их синтеза, снятия противоречий при одновременном признании динамичности бытия.

Однако, любопытно еще вот что. Исходя из этой логики, если отвергнуть традиционное априорное отрицание всего чужого, все мнения в каком-то аспекте могут быть верными, даже атеистическое: те аспекты души или сознания, которые атеист сохранять не желает, могут относительно него и не сохраняться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака на наш сайт! Исчезли все иллюстрации. Но главное ведь это - текстовый контент ;). Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by on our site! All illustrations are gone. But the main thing is text content ;). So we will win!

* "Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.),
* "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"),
* "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20);
* "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е);
* "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха);
* "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази);
*"- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* У каждого человека свои звезды" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* "
Мир состоит из звёзд и из людей" (
Эмиль Верхарн);
* "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек);
* "Я искра в бесконечности светил. Я сделаюсь звездой. Я знаю, кто я есть, куда иду – я знаю" (Хосе Лопес Портильо, «Пирамида Кетцалькоатля»);
* "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Личностный консалтинг - новое направление консалтинга, связанное с индивидуальным консультированием по проблемам взаимоотношений между людьми, организации индивидуального ритма и темпа жизни, формирования жизненной позиции. В отличие от психологических консультаций, направленных на решение психологических проблем личности, личностный консалтинг ставит своей целью создание стратегий личностного развития, отстройки сознания и мировоззрения, усовершенствования системы отношений.