При всем этом, другая часть души (по многим мнениям, основная, которая в обиходе и называется душой) отправляется на небо, где продолжает подниматься с уровня на уровень, или в преисподнюю, постепенно поднимаясь наверх. Бывают также пограничные случаи, когда "основная" душа пребывает какое-то время после смерти в животном или еще где-то, а затем отправляется в мир иной.
Не совсем понятна ситуация с гилгулим в параллельные "подземные" миры, которые преисподней как таковой не считаются, но близки. Наконец, за особые услуги человек может превратиться в ангела, но человеческий аспект при этом остается. С хасидской точки зрения, хотя это учение известно и до хасидов, настоящий цадик сливается с Абсолютом и становится именем Божиим, однако не перестает при этом быть совсем человеком. Очень похоже на нирвану.
Еще есть земной рай, где душа пребывает некоторое время, если пользоваться современным попсовым термином, в эфирном теле. Все перечисленные уровни имеют множество подуровней и градаций.
Что интересно, гилгулим бывают и при жизни: кто-то может потерять часть души, оставаясь как бы тенью самого себя.
В общем, в Каббале и хасидизме, как и в буддизме, отрицается целостность человеческой души. Ребе Нахман эту мысль многократно повторяет практически на буддийский лад: я мгновение назад - другое существо, обитающее в другом мире. Все перманентно творится заново каждое мгновение, полного самотождества нет и быть не может. Постоянно, ежемоментно, человек интегрирует (или игнорирует) множество божественных искр и частичек душ: в еде, в разговоре, в мыслях, во сне и т.д.
Разумеется, в еврейской эзотерике огромную роль играет диалектика разных уровней души и безо всяких гилгулим. То, что на одном уровне представяется Богом, на следующем оказывается более высоким уровней души того же человека, его небесным проводником, однако в силу ее связи с Богом тут противоречия нет.
Но отличие в том, и вот тут мы подходим к Саадье, что каждая душа все равно отправляется в рай или в ад. Именно в силу иллюзорности души как неизменного единого целого.
Эзотерики, особенно хасидские, считают, что Саадья по-своему прав, но отвергает он именно индийскую модель, а не еврейскую.
И еще я бы сказал, что для хасидизма чуждо расхожее представление о том, что у двух евреев три мнения. Может быть сколько угодно мнений, но при этом есть жесткая догматика, на фоне которой даже внешне противоположные мнения по возможности интегрируются воедино, а не плюралистически признаются имеющими право на самостоятельное существование. Каждому мнению отводится относительное ситуационное пространство, где оно в чем-то верно, а в чем-то нет. Однако, в хасидской литературе практически всегда продвигается модель их синтеза, снятия противоречий при одновременном признании динамичности бытия.
Однако, любопытно еще вот что. Исходя из этой логики, если отвергнуть традиционное априорное отрицание всего чужого, все мнения в каком-то аспекте могут быть верными, даже атеистическое: те аспекты души или сознания, которые атеист сохранять не желает, могут относительно него и не сохраняться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий