Фанес-Эрикепей
Орфическая теогония, известная нам по позднеантичным текстам, включает несколько поколений богов, из которых наиболее важными являются два – Фанеса и Зевса.
Фанес, также именуемый Протогоном (Первородным) и Эрикепеем, рождается из мирового яйца: «Внутри шара промышлением содержащейся в нём божественной пневмы формируется некое мужеженское живое существо, которое Орфей называет Фанесом… Орфей говорит: “Эрикепей, лишь расселось яйцо глубозевное, [прянул]”» (ἔνδοθεν γὰρ τῆς περιφερείας ζῷόν τι ἀρρενόθηλυ εἰδοποιεῖται προνοίᾳ τοῦ ἐνόντος ἐν αὐτῷ θείου πνεύματος, ὃν Φάνητα Ὀρφεὺς καλεῖ... Ὀρφεὺς λέγει· κρανίου σχισθέντος πολυχανδέος ὠιοῦ) (56)[1].
Впоследствии рождённый Фанесом Зевс проглатывает своего родителя: «Перворождённую мощь вместив тогда Эрикепея, тело всего он имел во чреве своём во глубоком» (ὣς τότε πρωτογόνειο χαδὼν μένος Ἠρικεπαίου τῶν πάντων δέμας εἶχεν ἑῆι ἐνὶ γαστέρι κοίληι) (167). Зевс становится владыкой вселенной вместо Фанеса: «Взял он (т.е. Зевс) тогда и распределил между богами и смертными космос, над которым первый царствовал славный Эрикепей» (τὸν τόθ’ ἑλὼν διένειμε θεοῖς θνητοῖσί τε κόσμον, οὗ πρῶτος βασίλευσε περικλυτὸς Ἠρικεπαῖος) (108).
Если имя Фанес имеет греческую и довольно прозрачную этимологию (< φαίνω «являть(ся); светить»), то ни одна из предлагавшихся греческих этимологий имени Эрикепей не может быть признана убедительной. По всей видимости, это имя произведено от еврейского выражения ’ereḵ ’appayim «долготерпеливый», буквально «длиннолицый», изначально «долгий ноздрями», служащего в Еврейской Библии эпитетом Яхве: «И прошёл Яхве пред лицом его (т.е. Моисея) и возгласил: Яхве, Яхве, бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый (’ereḵ ’appayim) и многомилостивый и истинный» (Исх. 34, 6).
Арамейская калька с еврейского выражения ’ereḵ ’appayim – ’ariḵ ’anpin – стала в каббале, начиная с зогарических трактатов «Идрот», главным именем старшего из парцуфим – «ликов», ипостасей или божеств – Арих анпина, соответствующего в сефиротической каббале сфире Кетер или сфирот Кетер, Хохма и Бина вместе взятым.
Имеется определённое сходство между Эрикепеем и Арих анпином. Оба являются старшими божествами в божественной диархии. Как и Арих анпин, Эрикепей андрогинен: «Женщина и отец-родитель [одновременно], могучий бог Эрикепей» (θῆλυς καὶ γενέτωρ κρατερὸς θεὸς Ἠρικεπαῖος) (81). Оба порождают чету разнополых божеств, наследующую их власть (Зевса и Геру в одном случае и Зеир анпина (Яхве) и Нукву (Шхину) – в другом).
Арих анпин имеет три головы (Зогар, III, 288b). Из упоминаний в орфических текстах и изображений на позднеантичных рельефах можно сделать вывод, что и Фанес-Эрикепей представлялся трёхголовым: «Фанес… имеет головы животных: “Издавая бычье мычанье и рык свирепого льва”» (πρῶτος γοῦν ὁ θεὸς παρ᾽ αὐτῶι ζώιων κεφαλὰς φέρει πολλάς· βρίμας ταυρείους ἀφιεὶ<ς> χαροποῦ τε λέοντος) (79). На рельефах Фанес имеет человеческую голову, а головы быка и льва изображаются у него на груди. Возможно, в конечном счёте эта традиция попала в орфизм из иудаизма и восходит к видению «животных» у пророка Иезекииля, имеющих лица человека, быка, льва и орла (орла могут символизировать крылья на плечах Фанеса).
Связь старшего божества в божественной диархии с милосердием (долготерпением) отмечается уже в мифологии Ханаана, где пара Эла и Ваала соответствует паре Фанеса и Зевса орфизма и паре Арих анпина и Зеир анпина каббалы. Угаритские мифы именуют Эла «Бык, Эл милосердный, творец творений» (ṯr ’il dp’id bny bnwt) (KTU, 1.4.III.31-32 и др.). О том, что эпитет ’ereḵ ’appayim стал восприниматься как имя бога задолго до возникновения каббалы, свидетельствует талмудический трактат «Санхедрин», примерно современный орфической теогонии: «“Моисей тотчас пал на землю и поклонился” (Исх. 34, 8). Что увидел Моисей? – Рабби Ханина бен Гамла сказал: Он увидел Долготерпеливого (’rk ’pym). Раввины сказали: Он увидел Истину (’mt)» (Санхедрин, 111а, 11-12).
На основании этих данных можно сделать вывод, что на орфическую теогонию оказали определённое влияние некоторые эзотерические иудейские учения, которые позднее отразились в каббале, что служит ещё одним свидетельством в пользу предположения о позднеантичных корнях каббалистической теософии.
[1] Орфические фрагменты цитируются по изданию: Otto Kern. Orphicorum fragmenta. Berlin, 1922; их русские переводы цитируются по изданию: Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. М., 1989.
Комментариев нет:
Отправить комментарий