Хорошая модель, но только, чтобы тешить свое самолюбие, с гностической позиции это не совсем так. С этой позиции, мы сами «виноваты» в том, что появились здесь.
Разъяняется это на основе известной апокрифической легенды, ссылка на которую есть и в Библии. Вы все наверное слышали историю, как Сыны Божии, высшие когорты ангелов, называемые Стражи или по гречески Григореи, совратились увидев красоту дочерей человеческих, и вожделея их, спустились в земной мир, чтобы соединиться со своими избранницами. Они спустились на гору Хермон, под предводительством Азазэля и Самиазы.
Вокруг этой истории множество толкований, но гностическая такова.
Земной человек тяготится своей материальной ограниченностью, сковывающей его дух, поэтому стремится к духовному, ввысь к небесам, чтобы преодолеть темницу плоти.
Но с духовной стороны, «человека небесного», ситуация меняется с точность наоборот. «Ангелы, Сыны Божии» - это высшая духовная часть самого человека, ну или в терминах юнгианства - сверхсознание, а «дочери человеческие» - это материальная часть, то есть плоть, тело. Дух испытывает непреодолимую тягу к плоти, поэтому Ангелы вожделеют дочерей человеческих. И Духи спускаются в подлунный мир, чтобы объединиться с плотью в экстазе жизни, как Ангелы с дочерьми человеческими.
Почему дух вожделеет плоть? А представьте, что вы чистое, абсолютно свободное сознание. Будучи материальными, нам кажется это так превосходно. Но, чтобы вы хотели? Жизни, вы бы захотели хотя бы мгновения простой земной жизни! Вся эта чистая духовность может оказаться сущим кошмаром бесконечности, без ощущений, чувств, эмоций, и, соответственно, опыта. Вы захотели бы чувствовать - какой вкус яблока и молока, каковы на кожи лучи солнца и поцелуя, что значит бояться, ненавидеть, любить, жить в итоге. Вам бы захотелось испытать все, познать жизнь, страдать и наслаждаться. Всего того, что чистый дух никак не может без орудия познания - плоти. Поэтому духовная часть хочет плоти сама, тянется к ней, и мы сами хотим жить, получать опыт познания, воплощаясь в мире.
В еретическом фильме Скорсезе «Последнее искушение Христа» именно поэтому Сатана в образе прекрасного ребёнка предлагает Иисусу, как существу пневматическому, простую человеческую жизнь, просто жить, жениться на своей Марии Магдалине и испытывать все радости и горести смертного человека. И именно перед этим искушением Христос - Дух устоять не может. Он сходит со креста.
В этом и состоит главное искушение Сатаны: он совращает духовное начало жизнью, чувствами, желаниями плоти. А соответственно именно Диавол есть источник опыта преодоления, становления, познания, Гнозиса. Именно Сатана даёт выбор: пасть окончательно в материю и её иллюзии, или приобрести с помощью плоти и жизни опыт и возвыситься.
(Hapeksamendeus Aa)
Комментариев нет:
Отправить комментарий