"Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.), "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"), "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20); "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е); "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха); "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази); "- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"); "Мир состоит из звёзд и из людей" (Эмиль Верхарн); "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек); "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Ольга Васильева: Остается принятие. Осознание невозможности переломить волю богов и пространство собственного мифа

Всю свою сознательную жизнь я боролась. С собой, с окружающей реальностью, с жизнью, с судьбой. Мне постоянно казалось, что я живу не свою жизнь. Я пыталась - и сейчас все еще немного пытаюсь - впихнуть себя в прокрустово ложе стандартного человеческого бытия. Понимая, что моя настоящая жизнь - она лежит в другом пространстве, героическом, мифологическом. Я придумала себе препятствия и подвиги - в обыденном. 

Слушала тех, кто говорит, что судьбу можно изменить, хотя в глубине души я знала, что нет, есть что-то большее, чем намерение человека повернуть русло реки вспять.

В какой-то момент, сломленная, я решила проникнуться атмосферой ницшеанской концепцией amor fati - любви к своей судьбе, типа принятие всего, что с тобой происходит. Но сложно любить то, что тебя ломает и делает больно. 

Пока я не начала вдумываться в то, о чем много и прекрасно пишет Natella Speranskaja , - о пространстве мифа. Мифологический герой следует своей судьбе, его ведут боги. И да, порой этот миф трагичен, в большинстве случаев мифологический сюжет - трагичен для героя, который вписан в него, вплетён и обречён пройти свой путь до конца. В лучшем случае, погибнув и возносясь к звёздам, в худшем - бесславно бросившись в море, быть изнасилованным божеством или навечно прикованным к скале, как Прометей...

Никто не спрашивал Геракла, хочет ли он совершать все эти подвиги. Никто не спрашивал Ио, хотела ли она стать коровой и пробежать до Египта. Никто не спрашивал Адониса, хочет ли он любви Афродиты и быть за это разорванным кабаном. Подозреваю, что все они хотели своего простого человеческого счастья, но их вела другая судьба... 

И вот только осознав это, я начинаю принимать… amor fati. 

Я прошла почти все стадии - ожесточенной борьбы, выжигающего гнева, депрессии (последние пять лет), и сейчас я почти смирилась. Остается принятие. Осознание невозможности переломить волю богов и пространство собственного мифа. 

Я просто ещё не поняла, какой это миф.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...