вторник, 6 апреля 2021 г.

Михаэль Шрайбман: О феномене детской религиозности

Все полно богов, демонов и душ (Гераклит).

У Андрея Шумана есть обычай регулярно меня удивлять своими рассуждениями. Ему удалось это сделать сегодня с помощью следующего замечания: "У детей нет религиозной интуиции. Они крайние реалисты."

... Ни в какие сказки я в детстве не верил. По крайней мере, ничего подобного я не помню. А вот то, что за вещами скрыта другая реальность - видел. Другая реальность выпирала из каждой вещи. Это не вопрос веры, у меня и понятия такого не было. Зато было чувство, что за тьмой скрыта угроза, что вселенная - живая, особенно море. Вообще весь мир - живой, это никакие не вещи, а живое дышащее существо, в котором я нахожусь. Солнечный свет несет радость, тишина - покой, тьма - ужас, деревья - странные существа, которые укрывают меня тенью в жаркий день. Все эти ощущения разлиты в мире, смешаны с вещами, неотделимы от них.

Ни в какого библейского бога я не верил, и если бы мне про него рассказали, то, скорее всего, не понял бы, о чем идет речь. Когда в 10-12 лет меня познакомили с некоторыми библейскими сюжетами и с библейской концепцией бога, они показались мне детскими сказками. Библейские сюжеты я до сих пор воспринимаю совершенно так же, как в детстве воспринимал истории про разных царей, принцесс и удавов. Как сказки, которые мне читали родственники, или я их видел по телевизору. Иногда занятно, иногда страшненько, а большей частью - скучно.

Но чувство, что во вселенной разлито некое сознание, что вселенная есть нечто одушевленное, прекрасное и одновременно страшное, могущественное и, быть может, одновременно и слабое, что мир имеет смысл, что он, как говорил Карен Свасьян, есть "открытая тайна", вот это чувство было у меня всегда, хотя, впрочем, в период с 10 до 20 лет оно почти совершенно заглохло.

Я сильно подозреваю, что вытеснение этих ощущений и памяти о них связанно именно с тем, что я воспринимал на веру то, что мне расказывали об устройстве материальной вселенной, уж больно убедительно и доказательно это звучало, и одновременно старался вытолкнуть прочь глубочайшие детские ощущения и воспоминания, мысли об увиденном, поскольку они решительно противоречили моей тогдашней школьной картине мира.

Было ли мое детское восприятие мира религиозным? Не думаю. Не нахожу ни малейшей связи между ним и европейскими\ближневосточными религиями. Но так же и быть материалистом для меня никак невозможно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Внимание! 14 декабря 2021 г. произошла хакерская атака на наш сайт! Исчезли все иллюстрации. Но главное ведь это - текстовый контент ;). Так победим!
Attention! On December 14, 2021, there was a hacker attack by on our site! All illustrations are gone. But the main thing is text content ;). So we will win!

* "Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.),
* "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"),
* "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20);
* "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е);
* "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха);
* "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази);
*"- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* У каждого человека свои звезды" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц");
* "
Мир состоит из звёзд и из людей" (
Эмиль Верхарн);
* "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек);
* "Я искра в бесконечности светил. Я сделаюсь звездой. Я знаю, кто я есть, куда иду – я знаю" (Хосе Лопес Портильо, «Пирамида Кетцалькоатля»);
* "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Личностный консалтинг - новое направление консалтинга, связанное с индивидуальным консультированием по проблемам взаимоотношений между людьми, организации индивидуального ритма и темпа жизни, формирования жизненной позиции. В отличие от психологических консультаций, направленных на решение психологических проблем личности, личностный консалтинг ставит своей целью создание стратегий личностного развития, отстройки сознания и мировоззрения, усовершенствования системы отношений.