Все полно богов, демонов и душ (Гераклит).
У Андрея Шумана есть обычай регулярно меня удивлять своими рассуждениями. Ему удалось это сделать сегодня с помощью следующего замечания: "У детей нет религиозной интуиции. Они крайние реалисты."
... Ни в какие сказки я в детстве не верил. По крайней мере, ничего подобного я не помню. А вот то, что за вещами скрыта другая реальность - видел. Другая реальность выпирала из каждой вещи. Это не вопрос веры, у меня и понятия такого не было. Зато было чувство, что за тьмой скрыта угроза, что вселенная - живая, особенно море. Вообще весь мир - живой, это никакие не вещи, а живое дышащее существо, в котором я нахожусь. Солнечный свет несет радость, тишина - покой, тьма - ужас, деревья - странные существа, которые укрывают меня тенью в жаркий день. Все эти ощущения разлиты в мире, смешаны с вещами, неотделимы от них.
Ни в какого библейского бога я не верил, и если бы мне про него рассказали, то, скорее всего, не понял бы, о чем идет речь. Когда в 10-12 лет меня познакомили с некоторыми библейскими сюжетами и с библейской концепцией бога, они показались мне детскими сказками. Библейские сюжеты я до сих пор воспринимаю совершенно так же, как в детстве воспринимал истории про разных царей, принцесс и удавов. Как сказки, которые мне читали родственники, или я их видел по телевизору. Иногда занятно, иногда страшненько, а большей частью - скучно.
Но чувство, что во вселенной разлито некое сознание, что вселенная есть нечто одушевленное, прекрасное и одновременно страшное, могущественное и, быть может, одновременно и слабое, что мир имеет смысл, что он, как говорил Карен Свасьян, есть "открытая тайна", вот это чувство было у меня всегда, хотя, впрочем, в период с 10 до 20 лет оно почти совершенно заглохло.
Я сильно подозреваю, что вытеснение этих ощущений и памяти о них связанно именно с тем, что я воспринимал на веру то, что мне расказывали об устройстве материальной вселенной, уж больно убедительно и доказательно это звучало, и одновременно старался вытолкнуть прочь глубочайшие детские ощущения и воспоминания, мысли об увиденном, поскольку они решительно противоречили моей тогдашней школьной картине мира.
Было ли мое детское восприятие мира религиозным? Не думаю. Не нахожу ни малейшей связи между ним и европейскими\ближневосточными религиями. Но так же и быть материалистом для меня никак невозможно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий