Хотя категории добра и зла не существуют вне человеческого сознания, но они соответствуют объективным процессам. Для конкретной системы ее существование есть добро, а гибель есть зло. Если человек меняет полюса, то он превращается в самоубийцу, паталогического садиста, поджигателя, психопата, короче - в душевнобольного, не понимающего разницы между добром и злом.
Главное противоречие человеческой жизни - это противоречие между его существованием и существованием социума, противоречие между частным и общим. Для социума смерть конкретного человека может быть и благом, а благо конкретного человека может обернуться общественным злом.
Индивидуальная смерть снимает противоречие между социумом и личностью, но только если смерть идет во благо социуму. Поэтому старость - это очень важный процесс. Смерть молодого, сильного и красивого человека - трагедия, смерть дряхлого маразматика – норма.
В эпоху распада семейных и социальных связей, в эпохи гибели социумов индивидуальное существование становится сверхценным, но обязательная смерть вызывает фрустрацию - психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.
В сильных и здоровых социумах экзистенциальный ужас гасится осмысленностью самого социума, но в больных социумах смысл обретается в поисках бессмертия и самый лучший способ снятия фрустрации - это религия. Хотя религия не обязательно должна включать индивидуальное бессмертие, но исторически победили те религии, где человеку гарантировано посмертное существование. В споре фарисеев и саддукеев о воскресении мертвых победили фарисеи, их победа была гарантирована разрушением Иерусалимского Храма, поскольку для саддукеев именно Храм был смыслом системы.
Распад традиционного общества в рамках национального государства поднял культ государства над религией.
Но ослабление государств в эпоху глобализации привело к всплеску фундаментализма, суть которого – индивидуализм, с верой в личное бессмертие, ибо фундаменталист толкует священные тексты сам или слушает удобного лично ему проповедника, коих среди фундаменталистов пруд-пруди.
Либерализм проигрывает фундаментализму экзистенциально. Фундаменталисты определяют смерть, как благо, как переход в лучший мир. Либералы озабочены личным существованием.
Как выйти из фундаменталистского тупика, который грозит человечеству аннигиляцией? Ведь рано или поздно христианские, исламские, иудейские фундаменталисты получат доступ к оружию массового уничтожения и отправят себя в рай.
Надо пообещать людям вечную жизнь на земле. Понятно, что бессмертие тел - это крайне вредная идея. Но, что можно дать взамен. Виртуальное существование!
Виртуальное существование - это тоже процесс и человеческий мозг, который стал машиной, осознающей свое прошлое быте и способный к новому опыту ничем не отличается от мозга воскрешенного трупа и тот и другой - зомби. Жизнь в электронной матрице - это тоже жизнь, только особая, жизнь с ТВОРЦОМ. Если человечество сможет создать Матрицу для человеческих душ, оно станет БОГОПОДОБНЫМ.
Что может быть более Благой целью чем создание рая на земле?! Но для этого человечество должно осознать себя не стадом эгоистичных скотов, живущих в отчуждающем капитализме и его системах, но, равным ТВОРЦУ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий