Если посмотреть на ситуацию романа "Солярис" со стороны Океана, то сложно не заметить, что для него проблема контакта была ещё более сложной, а ситуация более нетривиальной и запутанной, чем для людей.
Люди привыкли к тому, что их много, плюс на земле множество других животных, и поэтому для людей постоянный контакт с "другим" - норма (также из некоторых мельком бросаемых героями романа фраз можно понять, что к тому времени люди уже открыли внеземные цивилизации, напоминающие человеческую и вступили с ними в контакт).
А Океан? Он миллионы лет был в полном одиночестве, он никогда в своей жизни не сталкивался ни с каким "другим". Пока к нему не прилетели люди. Но что они такое? Откуда Океан мог об этом знать?
Он ничего не знал о людях, он не видел их планету. Люди знали о нём гораздо больше, чем он о них. Он действовал на ощупь, неким образом "читая" что-то в сознании людей и на этой основе выстраивал материальные модели человеческих мыслей (также как свои мысли он материализовывал в виде симметриад, ассиметриад и мимоидов). При этом, судя по всему, как люди очень ограниченно понимали Океан, так и он весьма ограниченно понимал людей. И не до конца понимал, что "считанные" им образы для людей реально значат, ведь одним людям он "присылал" копии реальных людей, которых они знали, а другим "присылал" материализацию их фантазий, в реальности никогда не существовавшую. То есть действительность от воображения он не умел отличать (как, видимо, не умел отличать "дозволенное" от "недозволенного", "моральное" от "неморального" в человеческом понимании): для него все образы в человеческом мозгу, которые он смог "прочитать" были одинаковы. Одинаково реальны, одинаково дозволены.
Можно такую аналогию провести: люди изучали конструкции, которые создавал Океан (симметриады, ассиметриады и т.д.) и могли, в принципе, их воспроизвести, но что они значат для Океана - этого люди на момент событий романа так и не смогли понять. Вот и Океан также: мог что-то "вычитать" в мозгах людей и выстроить материальную проекцию этого, но понимал ли он, что это реально значит для людей? Это так и остаётся загадкой.
P.S. Фильм Стивена Содерберга "Солярис" с Джорджем Клуни и Наташей Макэлхон в чём-то мне нравится даже больше, чем экранизация Андрея Тарковского. Тарковский сделал из "Соляриса" такой космический вариант "Преступления и наказания". А у Содерберга акцент смещён на мечту человека исправить свои ошибки и получить новый шанс. Конец там очень интересный сделали. Сам роман Станислава Лема заканчивается многоточием: Крис мечтает о том, чтобы Океан дал ему новый шанс, но получит ли он его и чем всё закончится - это в романе остаётся нерассказанным. В фильме Содерберга Океан даёт Крису второй шанс. Станция начинает падать на планету и в последний момент Крис отказывается эвакуироваться вместе со всеми и этой жертвой искупает свою вину. Над станцией смыкаются воды Океана, Крис получает прощение, становится частью мира Соляриса и воссоединяется с Хари. И этот хэппи энд в конце, когда Крис обнимается с Хари и у них впереди вечность - это, на мой взгляд, очень здорово. Люди должны иметь право получить новый шанс.
Люди привыкли к тому, что их много, плюс на земле множество других животных, и поэтому для людей постоянный контакт с "другим" - норма (также из некоторых мельком бросаемых героями романа фраз можно понять, что к тому времени люди уже открыли внеземные цивилизации, напоминающие человеческую и вступили с ними в контакт).
А Океан? Он миллионы лет был в полном одиночестве, он никогда в своей жизни не сталкивался ни с каким "другим". Пока к нему не прилетели люди. Но что они такое? Откуда Океан мог об этом знать?
Он ничего не знал о людях, он не видел их планету. Люди знали о нём гораздо больше, чем он о них. Он действовал на ощупь, неким образом "читая" что-то в сознании людей и на этой основе выстраивал материальные модели человеческих мыслей (также как свои мысли он материализовывал в виде симметриад, ассиметриад и мимоидов). При этом, судя по всему, как люди очень ограниченно понимали Океан, так и он весьма ограниченно понимал людей. И не до конца понимал, что "считанные" им образы для людей реально значат, ведь одним людям он "присылал" копии реальных людей, которых они знали, а другим "присылал" материализацию их фантазий, в реальности никогда не существовавшую. То есть действительность от воображения он не умел отличать (как, видимо, не умел отличать "дозволенное" от "недозволенного", "моральное" от "неморального" в человеческом понимании): для него все образы в человеческом мозгу, которые он смог "прочитать" были одинаковы. Одинаково реальны, одинаково дозволены.
Можно такую аналогию провести: люди изучали конструкции, которые создавал Океан (симметриады, ассиметриады и т.д.) и могли, в принципе, их воспроизвести, но что они значат для Океана - этого люди на момент событий романа так и не смогли понять. Вот и Океан также: мог что-то "вычитать" в мозгах людей и выстроить материальную проекцию этого, но понимал ли он, что это реально значит для людей? Это так и остаётся загадкой.
P.S. Фильм Стивена Содерберга "Солярис" с Джорджем Клуни и Наташей Макэлхон в чём-то мне нравится даже больше, чем экранизация Андрея Тарковского. Тарковский сделал из "Соляриса" такой космический вариант "Преступления и наказания". А у Содерберга акцент смещён на мечту человека исправить свои ошибки и получить новый шанс. Конец там очень интересный сделали. Сам роман Станислава Лема заканчивается многоточием: Крис мечтает о том, чтобы Океан дал ему новый шанс, но получит ли он его и чем всё закончится - это в романе остаётся нерассказанным. В фильме Содерберга Океан даёт Крису второй шанс. Станция начинает падать на планету и в последний момент Крис отказывается эвакуироваться вместе со всеми и этой жертвой искупает свою вину. Над станцией смыкаются воды Океана, Крис получает прощение, становится частью мира Соляриса и воссоединяется с Хари. И этот хэппи энд в конце, когда Крис обнимается с Хари и у них впереди вечность - это, на мой взгляд, очень здорово. Люди должны иметь право получить новый шанс.
Комментариев нет:
Отправить комментарий