"Когда человек узнает, что движет звёздами, Сфинкс засмеётся и жизнь на Земле иссякнет" (иероглифическая надпись на скале храма Абу-Симбел, Египет, 1260 г. до н.э.), "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте Алигьери, "Божественная комедия"), "Радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах" (Лука, 10:20); "Число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по одной на каждой звезде" (Платон, "Тимей", 41е); "Буддам несть числа как звёздам в небесах" (Ваджранатха); "У каждого в глазах своя звезда" (Хафиз Ширази); "- Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся... - Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою" (Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"); "Мир состоит из звёзд и из людей" (Эмиль Верхарн); "... все звезды подчинены тебе, потому что все они созданы ради тебя, чтобы служить тебе, а не владеть тобой" (преподобный Максим Грек); "Зачем рыдать под звездой, которую всё равно не снять с неба? Она совершит начертанный ей путь. А ты совершай свой" (Иван Ефремов, "Таис Афинская").

Максим Жих: Если смотреть со стороны Океана

Если посмотреть на ситуацию романа "Солярис" со стороны Океана, то сложно не заметить, что для него проблема контакта была ещё более сложной, а ситуация более нетривиальной и запутанной, чем для людей.

Люди привыкли к тому, что их много, плюс на земле множество других животных, и поэтому для людей постоянный контакт с "другим" - норма (также из некоторых мельком бросаемых героями романа фраз можно понять, что к тому времени люди уже открыли внеземные цивилизации, напоминающие человеческую и вступили с ними в контакт).

А Океан? Он миллионы лет был в полном одиночестве, он никогда в своей жизни не сталкивался ни с каким "другим". Пока к нему не прилетели люди. Но что они такое? Откуда Океан мог об этом знать? 

Он ничего не знал о людях, он не видел их планету. Люди знали о нём гораздо больше, чем он о них. Он действовал на ощупь, неким образом "читая" что-то в сознании людей и на этой основе выстраивал материальные модели человеческих мыслей (также как свои мысли он материализовывал в виде симметриад, ассиметриад и мимоидов). При этом, судя по всему, как люди очень ограниченно понимали Океан, так и он весьма ограниченно понимал людей. И не до конца понимал, что "считанные" им образы для людей реально значат, ведь одним людям он "присылал" копии реальных людей, которых они знали, а другим "присылал" материализацию их фантазий, в реальности никогда не существовавшую. То есть действительность от воображения он не умел отличать (как, видимо, не умел отличать "дозволенное" от "недозволенного", "моральное" от "неморального" в человеческом понимании): для него все образы в человеческом мозгу, которые он смог "прочитать" были одинаковы. Одинаково реальны, одинаково дозволены. 

Можно такую аналогию провести: люди изучали конструкции, которые создавал Океан (симметриады, ассиметриады и т.д.) и могли, в принципе, их воспроизвести, но что они значат для Океана - этого люди на момент событий романа так и не смогли понять. Вот и Океан также: мог что-то "вычитать" в мозгах людей и выстроить материальную проекцию этого, но понимал ли он, что это реально значит для людей? Это так и остаётся загадкой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...