Ученик: В некоторых духовных традициях встречается такое мнение, что страдания нас каким-то образом очищают. Действительно ли это так? Может быть, страдания просто являются сигналом, что что-то в жизни идет не так, что человеку нужно что-то менять?
Ринпоче: Когда мы страдаем, очищается наша негативная карма. Поэтому да, можно сказать, что страдания очищают. Когда-то в прошлом мы создали негативное действие, а сейчас переживаем созревший результат этой кармы, который проявляется в страданиях. Таким образом конкретно этот кармический отпечаток очищается. Не вся карма, а только какой-то конкретный отпечаток.
Ринпоче: Если взять этот конкретный пример, то первый человек помимо очищения своей негативной кармы будет дополнительно накапливать добродетель (при том условии, что совершаемые им действия по изменению своей жизни согласуются с Дхармой, конечно). А второй человек хотя и очищает кармическую причину, вызвавшую страдания, но результаты, можно сказать, «сливает», то есть никакой добродетели не накапливает. А если он, страдая, еще и злится, гоняя мысли вроде: «Почему все не страдают, почему именно я?!», тогда он дополнительно накапливает новую недобродетель. Таким образом, все очень сильно зависит от нашей мотивации, от нашего образа мышления.
Однако, говоря об этих вещах, необходимо упомянуть еще такой момент. Да, любые наши страдания, болезни и проблемы — это результат наших собственных кармических причин. Это правда. Но если кто-то болеет, а мы при этом думаем: «Хорошо, пусть страдает, пусть очищает свою карму», то это в корне неверно. Так думать нельзя. Важно стремиться избавлять живых существ от страданий — хоть маленьких, хоть больших, хоть временных, хоть постоянных. Не нужно думать, что раз им это по карме положено, то пусть страдают. Это в корне неправильный подход.
Человек может избавляться от своих болезней накоплением заслуг, очищением недобродетелей, но и лекарствами и процедурами тоже. Какие бы страдания мы вокруг себя ни видели, нам важно, чтобы люди от всех от них избавлялись. Если не помогают лекарства и процедуры, мы выполняем ритуалы. Если не помогают ритуалы, то человек должен осуществлять больше добродетелей, накапливать заслуги. Но страдания в любом случае важно любыми способами уменьшать. То есть буддийский образ мышления не состоит в том, что чем больше человек страдает, тем больше он за счет этих страданий очищается. Нет, для нас важно страдания уменьшать всегда.
Бывают случаи, когда человек, серьезно болея, коренным образом меняет свой образ мышления в правильную сторону, в буквальном смысле становится другим, начинает поступать намного лучше. Но мы никогда не знаем, как повлияет болезнь на человека, поэтому мы сами в любом случае всегда должны молиться о том, что страдания человека уменьшились, прекратились, исчезли, чтобы он обрел счастье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий